• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ»

Liberal Arts: собери свой бакалавриат. Часть первая

В основе Совместной программы бакалавриата НИУ ВШЭ и РЭШ лежит система обучения Liberal Arts. Здесь можно получить первоклассное экономическое образование и попробовать себя в разных областях науки, от истории искусств до нейробиологии. Мы поговорили со студентами и выпускниками и выяснили, как учить то, что хочешь и определиться со своей карьерной и жизненной траекторией за четыре года бакалавриата.

Liberal Arts: собери свой бакалавриат. Часть первая

Сайдаш Мифтахов, выпускник 2021 года. О четвертом курсе и курсе на IT

— Я поступил на Совбак в 2017 году, приехал в Москву из небольшой деревни в Татарстане. До того, как я стал призером Олимпиады по экономике в 11 классе, я даже не знал о существовании такой программы. Когда стало понятно, что теперь у меня карт-бланш при выборе вуза (призеры и победители Всероссийских олимпиад поступают на бюджет без вступительных испытаний — прим. ред.), все как один начали твердить, что лучше пойти учиться на Совместную программу НИУ ВШЭ и РЭШ. Я решил прислушаться к руководителям региона, учителям, другим ученикам, с которыми мы вместе участвовали в Олимпиаде, начал искать информацию и сделал выбор в пользу Совбака (Совместного бакалавриата — прим. ред.).

Я руководствовался тремя аргументами. Во-первых, мне нравилась экономика. Я понимал, что в этих вузах её будут преподавать на высоком уровне. Во-вторых, я знал, что на программе меня ждут потрясающие люди — призеры и победители олимпиад, это очень мотивированные и эрудированные студенты, с ними интересно учиться, постоянно тянешься вверх. В-третьих, подкупила некоторая свобода: ты сам выбираешь, что будешь учить, можешь планировать своё время и заниматься чем-то помимо пар.

Учебный процесс изнутри

Ядро программы держится на трех китах: экономика, математика, английский. Из предметов по этим дисциплинам складывается обязательный минимум, который проходишь на первых курсах, но и здесь можно выбирать. На первом курсе студентов распределяют по уровню английского, и учить его в зависимости от результатов можно два, четыре или шесть семестров. Когда уровень владения языком подтягивается, идешь на понравившиеся курсы: от «Академического письма» до «Героев в популярной культуре». По математике и экономике есть обязательные дисциплины: введение в экономику, макро- и микроэкономику, эконометрику ты учишь точно, — а еще семь или восемь экономических дисциплин выбираешь сам.

После второго курса выбор предметов становится больше, ты полностью сам строишь свою образовательную траекторию. Я действовал по принципу «попробовать всё». На первом курсе учил нейробиологию и углубленную математику, на втором — политологию и философию, потом опять вернулся к математике. В этом и прелесть программы, ты можешь исследовать то, что тебе больше нравится, пробовать разные дисциплины. Только так можно разобраться, что тебе ближе.

От учителя математики до IT

В школе я хотел стать учителем математики. Остаться в деревне, нести знания подрастающему поколению. Но я все же поступил и переехал в Москву, планы изменились.

На первом курсе я пытался успеть за программой, занимался только учебой. На втором решил, что пора где-то получить реальный опыт, тем более, что практически все однокурсники уже работали, хотелось не отставать. Я устроился в «Московский клуб управляющих хедж-фондами», посмотрел, как устроена работа с финансами изнутри.

Летом после второго курса передо мной встал выбор: начать учиться программированию или устроиться работать аналитиком в банке. Я остановился на обучении и считаю это одним из лучших выборов в своей жизни. До этого я был очень далек от IT, а тут попробовал, втянулся. На третьем курсе среди прочих дисциплин можно было пойти на курс «Машинное обучение», я не раздумывая выбрал его. Так я продолжил развитие в IT, еще больше убедившись, что это то, чем я хочу заниматься. В этом году я получаю диплом бакалавра, после планирую пойти в магистратуру, связанную с этой сферой.

На совместной программе ты учишься мыслить фундаментально. После большого количества лекций, домашних заданий, проектов, курсов из разных областей в голове складывается многогранная картина мира. Все курсы направлены в глубину, ты понимаешь, почему и как устроены те или иные процессы, как всё в этом мире связано и работает. С этим бэкграундом легче определиться, что именно ты хочешь изучать и как это можно сделать. На мой взгляд, именно эту задачу и должен решать бакалавриат.

Анастасия Невзгода, выпускница 2019 года. Об искусстве и консалтинге

— Я училась в Воронеже, в физико-математической школе, но в какой-то момент поняла, что точные науки — не мое. Случайно от одноклассников я узнала о Центре довузовской подготовки ВШЭ, где начала изучать экономику, в итоге выиграла Всероссийскую олимпиаду. Мне повезло услышать о Совбаке от друзей и преподавателей. В то время я еще недостаточно четко формулировала для себя, какую специальность хочу приобрести, с чем связать жизнь. В программе меня привлекло в том числе и это: возможность на высоком уровне изучить экономику, держать какой-то фокус, но при этом получить шанс прикоснуться к совершенно разным наукам, попробовать себя в нескольких областях.

Сейчас я считаю, что бакалаврское образование — это не про обретение специальности и каких-то фундаментальных знаний в одном предмете. Это о том, чтобы расширять свои горизонты, что-то увидеть, прочувствовать, что-то лучше понять про себя. Когда ты поступаешь на первый курс, у тебя еще мало такого исследовательского опыта: тебе кажется, что у тебя только пара интересов, и ты будешь заниматься только ими. А на Совбаке в тебе воспитывают смелость, чтобы пойти и познакомиться с чем-то новым, попробовать, остановиться или продолжить погружаться в в ту или иную тему.

Вечеринки и искусство

В детстве я занималась в художественной школе, писала картины, то есть знала искусство с практической точки зрения. Однако там нам особо не давали теоретическую базу. Во время бакалавриата же со мной случился курс «История искусств», и мое детское увлечение раскрылось совсем в ином ключе. Я поняла, что мне интересно изучать истоки направлений, их пересечения, конфликты идей, интересно концептуализировать то, что я вижу, или то, что создаю. Я работаю в консалтинге и здесь мало связано с искусством, но с ним переплетена остальная жизнь. Теперь, планируя отпуск, я первым делом отталкиваюсь от того, в какой музей или галерею мне хотелось бы попасть.

Программа собирает людей, которые постоянно исследуют этот мир, с ними интересно пробовать новое, экспериментировать. И один такой эксперимент с моими друзьями с Совбака был в том, что мы организовывали техно-вечеринки. Однажды мы нашли большую площадку, кроме двух танцполов там было не занятое ничем помещение. Мы решили, что синтез музыки и искусства — это всегда здорово, и стоит не просто украсить все пространство, но и сделать самостоятельный арт-проект. Так как друзья-диджеи отвечали за музыкальное сопровождение, делать выставку предстояло мне. Я писала в соцсетях незнакомым художникам с предложениями поучаствовать, искала работы, придумывала концепт, связывала его с нашей вечеринкой. Это стало неким маленьким апофеозом моего увлечения искусством с позиции концептуализации, кураторства, менеджмента.

О консалтинге и разрушении рамок

Да, я открыла в себе сторону, которая тянется к творчеству, искусству. Но при этом я все же окончила экономический вуз, во мне есть интерес и к более «приземленным» вещам. Консалтинг позволяет окунуться в разнообразные варианты бизнес-среды, внутри которой ты можешь вновь исследовать разные грани мира. Сегодня ты общаешься с директорами и продавцами в ритейл-сети, завтра — оптимизируешь издержки для нефтяной компании. При этом, я понимаю, что человек — не твердая, неизменяемая единица, в нем есть много потенциальных форм реализации. Возможно, однажды я захочу сменить вектор развития и найду работу в другой среде.

Я рада, что во время бакалавриата меня учили не тому, как работать в Excel или PowerPoint: такие практические вещи ты осваиваешь быстро и сам, когда возникает необходимость. Здесь я научилась шире смотреть на все окружающее. На обычных программах ты получаешь определенную рамку, концентрируешься на каком-то кусочке картины мира. Но за эту рамку можно выйти с помощью других дисциплин, другой оптики, которую получаешь на курсах вроде антропологии, социологии, философии. На бакалавриате я поняла, что экономика — не доминанта, с помощью которой нужно объяснять жизнь и поведение людей. Есть еще уйма других инструментов и способов взглянуть на мир. Это помогает в жизни и углубляет опыт ее проживания, какой бы карьерный трек вы в итоге не выбрали.

Дмитрий Александров, выпускник 2020 года. Об инвестициях и СМИ

— Как и многие, я поступил на Совместную программу НИУ ВШЭ и РЭШ после Олимпиады по экономике. На первых курсах я пытался определиться: в каком направлении мне хотелось бы развиваться? Сначала думал о PhD, затем ушел в работу, впоследствии даже открыл свое дело. Несомненный плюс программы в том, что здесь вокруг тебя множество умных, мотивированных, интересных людей. Я общался с профессорами, лекторами, выпускниками, которые продолжили обучение за рубежом, студентами старших курсов. Слушал их, примерял на себя разный опыт и пробовал разные дисциплины, чтобы понять, чем мне самому интересно заниматься.

Для меня на бакалавриате важнее было не какие знания дают, а каким навыкам учат. Самым ценным стало умение учиться и искать информацию. Сейчас, если мне нужно что-то узнать, я достаточно быстро и эффективно могу это сделать. Курсы я выбирал по принципу «изучить все». У меня хороший математический бэкграунд, я брал все доступные предметы по математике, чтобы легко их закрыть, и дополнял тем интересным, что еще не пробовал. Так, например, я попал на курс «Театр и драма». Нельзя сказать, что этот опыт помогает мне в бизнесе, но благодаря ему я расширил кругозор, стал больше понимать в устройстве мира, духовно обогатился. Это тоже очень важно.

Бизнес на втором курсе

То, что я начал заниматься финансами и предпринимательством, в каком-то смысле было естественно — я с детства видел пример отца, занятого в этой сфере. Бакалавриат давал свободу в плане выбора курсов и интенсивности учебы, поэтому у меня получилось совместить образование с работой, а затем и с открытием своего бизнеса.

На первом курсе я устроился в инвестиционную компанию, изучал, как всё устроено изнутри, знакомился с людьми. Затем мы работали над общим проектом вместе с будущими партнерами, произошла синергия, мы решили действовать. Так, когда я был второкурсником, появилась «Иволга Капитал». На сегодняшний день у нас четыре лицензии Центрального банка: на осуществление брокерской, дилерской,  депозитарной деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами.

Параллельный проект — СМИ PRObonds об облигационном рынке, я главный редактор. Когда бизнес только зарождался, нужно было его как-то продвигать. Мы решили не пробиваться на чужие площадки, а создать свою. Экономическое образование, огромное количество эссе и других письменных работ на бакалавриате — все это позволило создавать контент, редактировать, приглашать внешних спикеров. Мы начинали как телеграм-канал, а теперь официальное СМИ с регистрацией в Роскомнадзоре, у нас 26 000 постоянных читателей.

Почему нужно поступать на Совбак

Абитуриентом я рассматривал для себя классические программы по математике или физике. Выпускники таких узконаправленных специальностей — люди с очень сильной базой, они умеют решать сложнейшие интегралы и разбираются в тысяче формул. Но современному миру эти знания не нужны. Есть программные обеспечения, умные компьютеры, которые намного эффективнее нас в решении технических задач. А цель человека – это быть творцом в первую очередь, придумывать и создавать что-то новое.

Программа дает понимание, чем хочешь заниматься, расширяет кругозор. И между разными направлениями возникают неожиданные синергии, которые позволяют находить прорывные решения. Кроме того, это открывает больше дверей после получения диплома: ты успел попробовать себя в разных областях, поработал, твой бэкграунд гораздо шире, чем у выпускников классических вузов. Это ценится на рынке труда.

Еще на мой взгляд важно, что студенты учатся в системе правильных этических принципов. Не списывай, уважай чужой труд, соблюдай академическую этику. Если я встречаю выпускника Совбака любого года, я знаю, что это честный человек с острым умом, отличный собеседник, который умеет учиться и схватывает на лету.