• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
04
Февраль

Научно-исследовательский семинар "Введение в экспериментальную науку"

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар направлен на освещение базовых принципов экспериментальной науки, общей и частной методологии проведения психологических и психофизиологических исследований. Семинар разделен на три части. В первой части (1-2 модуль) программа семинара позволит не только накопить экспертное знание о современной организации исследовательской деятельности, но и попробовать подготовиться к ней в ходе проектной работы. Серия лекций позволит погрузиться в историю становления научного метода, а также познакомит с современными формами организации исследовательской деятельности. Активность в малых группах [4-5 человек] будет направлена на отработку навыков подготовки «заявки на гарант». Дополнительно к проектной работе запланировано проведение семинаров по накоплению знаний о современных тенденциях в нейробиологии, в которых будут отработаны подходы к анализу научной литературы и навыки публичных выступлений. Вторая часть (3 модуль) семинара посвящена введению в исследования нейробиологии поведения. Третья часть (4 модуль) разберет особенности проведения психофизиологических экспериментов с обзором современных неинвазивных методов исследования функций мозга человека. Настоящая программа предназначена для преподавателей, ведущих Научно-исследовательский семинар "Введение в экспериментальную науку" учебных ассистентов и студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Когнитивная нейробиология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01; Образовательной программой «Когнитивная нейробиология». Данная учебная дисциплина включена в базовую часть (Major) Учебного плана программы «Когнитивная нейробиология». Осваивается на 1 курсе в модулях 1-4.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью изучения данной дисциплины является формирование у бакалавров представлений о современной организации и тематическом содержании исследований в области наук о мозге и наработка практических навыков, необходимых для успешного исследователя: критический анализ научных текстов, академическое письмо, планирование научного исследования, подготовка заявки на грант [дополнительное финансирование] и аргументированная защита тезисов научного доклада в публичном выступлении.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет навыки организации и проведения психофизиологических исследований.
  • Студенты называют методы психофизиологии, формулируют их качественные и количественные отличия
  • Знает существующие методы и подходы к анализу психофизиологических механизмов психических явлений и состояний.
  • Студенты могут критически анализировать и обсуждать экспериментальные методы в когнитивных нейронауках
  • Сформированное представление о научном методе, исследовательском протоколе и подходах к философскому осмыслению процесса познания.
  • Понимание структурной организации современных исследований [научная политика, исследовательская повестка, программы проведения исследований, источники финансирования, научно-исследовательские организации, научные группы и их лидеры, система разделения научного труда, харизма исследователя] и принципов функционирования институций, в рамках которых осуществляется научная работа.
  • Практические навыки по подготовке заявок на дополнительное финансирование: критический анализ научных текстов, академическое письмо, планирование научного эксперимента и аргументированная защита тезисов научного доклада в публичном выступлении.
  • Знание современных тенденций развития нейронаук от исследований в области молекулярной генетики до концептуального осмысления агентности индивидуума.
  • Представления о сложности и многообразии методических подходов, используемых в современных исследованиях мозга, а также о важности постоянного совершенствования средств для осуществления исследовательской деятельности.
  • Знать типы нервной системы у животных разного уровня филогенеза
  • Описывать ионные механизмы формирования потенциала действия у беспозвоночных
  • Формулировать гипотезы происхождения медиаторов в эволюции
  • Приводить примеры пластичности поведения в онтогенезе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современная организация и тематическое содержание исследований в области наук о мозге
  • Введение в исследования нейробиологии поведения
  • Введение в экспериментальную психофизиологию
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.05 * Самостоятельная работа + 0.15 * Тест + 0.125 * Самостоятельная работа + 0.125 * Доклад + 0.15 * Эссе + 0.1 * Активность + 0.05 * Домашнее задание + 0.125 * Доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Логика научного исследования, Поппер, К. Р., 2004
  • От нейрона к мозгу, Николлс, Дж. Г., 2008
  • Психофизиология : учебник для вузов, Гринченко, Ю. В., 2007
  • Экспериментальная психология : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Объективное знание. Эволюционный подход, Поппер, К. Р., 2002
  • Поведение животных, Шовен, Р., 2009
  • Психологическое исследование : метод. рекомендации по проведению, Куликов, Л. В., 2001
  • Психофизиология : учеб. пособие для вузов, Кроль, В. М., 2014
  • Экспериментальная психология : теория и методы: учебник для вузов, Корнилова, Т. В., 2003