• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Как становятся востоковедами по Ближнему Востоку, чем занимаются и куда идут студенты-ближневосточники

Как становятся востоковедами по Ближнему Востоку, чем занимаются и куда идут студенты-ближневосточники

Студенты, которые приходят в Школу востоковедения с желанием специализироваться по Ближнему Востоку, нередко в самом начале еще плохо представляют себе, как и что им придется изучать. Одни думают, что они будут заниматься лишь международной политикой или экономикой, другие наоборот - представляют перед собой тома Корана и древних книг.

Востоковедение, которому учат в Школе востоковедения НИУ ВШЭ, - комплексное. Ведь для того, чтоб объяснить культуру, политические процессы и особенности экономического развития стран современного Ближнего Востока, необходимо смотреть не только вширь, но и вглубь. Востоковеды, специализирующиеся на Ближнем Востоке, понимают, что этот регион говорит на нескольких разных языках (арабском, персидском, турецком), но главное – он складывался на протяжении веков из разных частей. Вот эти части студент - будущий востоковед и учится складывать воедино.

Раньше в Европе и России XIX в. университеты учили только классической восточной древности. Это казалось увлекательным и познавательным – «тайны» древнего Египта, и Месопотамии! - но такие специалисты обыкновенно не могли объяснить, как устроен путь от древности к нам, к нашим ближневосточным современникам. Впрочем, раньше и задачи такой не было. Но теперь мы понимаем, что именно через знание разных пластов и разных культурных элементов Ближнего Востока и складывается знание о нем. Наш преподаватели и учат добывать, структурировать и обращаться с этим знанием.

Встречается и другое заблуждение: дескать, надо изучать только политику и экономику Ближнего Востока, а история и языки теперь не важны. Есть же в конце концов, Гугл-переводчик! Но мы, в Школе востоковедения, видим в таком подходе большую опасность ложных и поверхностных суждений. Ведь только зная язык, культуру, историю и этнографию Ближнего Востока, мы можем сформулировать ответственные суждения о проблемах современности и путям их решения.

Именно поэтому студенту-ближневосточнику предстоит интереснейшее путешествие в историю, религию, культуру и политическую традицию нашего многообразного региона, вооружившись знанием языка, или точнее, языков (ведь с одним языком не понять Ближнего Востока). Как правило мы начинаем с одного языка, например арабского, затем добавляем к нему персидский, иврит или турецкий. Владение языком – это так школа, через которую должен пройти каждый востоковед. Из этого владения растут все остальные его умения и знания – и история, и духовные традиции, и вполне современные политика и экономика.

А вот уже дальше, получив фундаментальные и обширные знания по Ближнему Востоку, студент может сам выбирать, как дальше построить свой путь. С таким отличным багажом он может уже сразу идти на работу в экспертно-аналитические центры, в государственные организации и ведомства, заниматься развитием отношений со странами Ближнего Востока. А может продолжить свой курс в магистратуре и получить углублённую подготовку в любой области – от политики и экономики современных арабских стран и Ирана, до, например, изучения религии и искусства традиционного арабо-мусульманского мира. Задача Школы востоковедения – заложить надежную академическую и прикладную базу будущего ближневосточника.

 


Цикл публикаций о востоковедении: