• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Сакральные тексты Китая и Японии

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Майнор
Когда читается:
1, 2 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Особенности китайской религиозности, связанные с учением Конфуция и из него впрямую проистекающие, не предполагают присутствие в каноне сакральных текстов; собственно, как таковые, священные тексты наличествуют только в буддизме, одном из трех главных вероучений Китая. Однако функционально книги, именуемы по-китайски цзин, что значит «основа ткани», практически имеют для китайской традиции значение именно священных текстов – по тому глубочайшему влиянию, которое они оказали на всю китайскую цивилизацию. Одна из главных книг канонического набора – Шицзин, Канон поэзии, – и станет центральным объектом нашего рассмотрения в китайском разделе курса, что поможет слушателям понять особенности «картины мира», сложившейся в Древнем Китае. Курс «Японские религии» охватывает период от древности до современности. Он посвящен формированию, взаимодействию и трансформации синтоизма и буддизма в их взаимодействии с государственными и общественными институтами. Кроме того, рассматривается место религий в японской картине мира.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение базовых знаний о характере японской словесности, жанрах сакральных текстов и способах их бытования в культуре.
  • познакомить слушателей с древнейшей культурной традицией Дальнего Востока – китайской, рассказать о канонических текстах, определявших ее суть, и по сей день оказывающих значительное влияние на все стороны жизни китайского народа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь строить суждения, опираясь на сведения из разных научных дисциплин (религиоведение, литературоведение)
  • уметь сопоставлять и критически анализировать данные различных типов источников
  • владеть терминологией и аналитическими навыками для интерпретации наиболее значимых текстов в историческом и культурологическом контексте
  • уметь применять полученные знания для интерпретации отдельных событий в контексте исторического развития японского общества
  • приводить основные типы сакральных текстов, выделяемых японской традицией;
  • использовать принципы организации подобных текстов
  • владеть методами анализа культурных, общественно-экономических и политических процессов, формирующих тематические, жанровые и стилистические особенности письменных источников соответствующего периода японской истории
  • уметь использовать справочную литературу, а также приобретенные на лекциях и семинарах знания для всестороннего анализа и комментирования источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Место священных текстов в китайской традиции
    Универсальная структура пространства культуры: идеологический уровень; уровень запретов и разрешений; поведенческий уровень. Словесные тексты как наиболее отчетливая проекция культуры. Идеологический уровень, на котором определяются базовые ценности данной культуры, и священные тексты традиции. Канон священных текстов как наиболее полное отражение всего мировоззренческого универсума. Канон и комментарии к нему. Типология канона.
  • «Книга песен» (Ши цзин) как священный текст китайской традиции, его место и значение в культуре.
    Особенности словесности в Китае – ранняя историзация мифов, отсутствие эпоса. Гадание и первые стихотворные опыты. Правитель, «мандат Неба» и «голос народа» - традиция собирания народных песен. Роль Конфуция в составлении Ши цзина в изложении «Исторических записок» Сыма Цяня. Конфуций – комментатор народной поэзии. Состав «Книги песен» – разделы, количество текстов, их формальные особенности. «Большое предисловие» к «Книге песен».
  • «Мэн-цзы» как каноническая книга
    Конфуцианство после Конфуция. Споры о человеческой природе. Конфуцианцы-легисты и конфуцианцы-космологи. Варианты конфуцианских социально-политических программ. Представления о чжоуском наследии. Вопрос о школе Цзы Сы – Мэн-цзы. Магические и политические функции «колодезных полей» и «ясного зала». «Человеколюбивое правление» и «путь гегемона». Философия истории Мэн-цзы. Мэн-цзы и Сюнь-цзы как основоположники разных вариантов конфуцианства. Выбор Дун Чжуншу и формирование имперской идеологии. Оценка философии Мэн-цзы в танском и сунском конфуцианстве. Историко-философские взгляды Чжу Си и восприятие «Мэн-цзы» как канона.
  • «Канон преданий» (Шу цзин) и его место в конфуцианском каноне. История формирования текста, переводы на европейские языки.
    Конфуцианство и конфуцианские каноны. Состав памятника и время создания его частей. «Канон преданий» как важнейший источник исследования китайской мифологии. Исторический контекст «Шу цзина». Восприятие «Канона преданий» в Европе и переводы «Шу цзина» на европейские языки. Отражение конфуцианства в русской культуре, увлечение русских писателей восточной философией. Российские исследователи «Канона преданий». «Шу цзин» в современном Китае.
  • «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы»: две литературные формы одного идейного содержания.
    Даосизм в древнем Китае. Лао-цзы - основатель даосизма. Образ Лао-цзы, загадочного даоса. Отношения Лао-цзы и Конфуция в китайской традиции. Конфуций как литературный персонаж в даосских памятниках. «Дао дэ цзин» как текст: структура и образность. Переводы памятника на русский язык. Фигура философа Чжуан-цзы как второго даоса в китайской традиции. Трансформация и развитие идей «Дао дэ цзина» в «Чжуан-цзы». Группы персонажей в «Чжуан-цзы» как отражение основных идей памятника. Притчи «Чжуан-цзы» - самый литературный памятник китайской древности.
  • «Канон перемен», история его формирования и функционирования
    Гадание как способ структурирования мира. Значение мантических практик в китайской культуре. Культ предков в эпохи Шан и Чжоу. Представления о «мандате Неба» и добродетели правителя. Скапулимантия и клеромантия. Гадание и бинарный код. Традиционная версия происхождения «Чжоу и» (от Ма Жуна и далее). Графическая система Перемен. Основная часть канона и «Десять крыльев». Гадательные и психотерапевтические функции. Формирование первичной натурфилософии. Синтез с системой «пяти элементов». «Чжоу и» как часть «Пятикнижия». Становление методологии традиционной китайской науки. «Учение о символах и числах» в эпохи Хань и Сун. Знакомство Запада с «Каноном перемен»; Лейбниц и создание двоичного счисления. «Канон перемен» в современной популярной культуре.
  • Древнеяпонские мифо-исторические хроники.
    Составление «Записей о деяниях древности» (Кодзики). «Кики» - Кодзики и Нихон сёки. Способы текстопорождения. Сравнение «Записей о деяниях древности» и «Анналов Японии». Термин риккокуси – шесть государственных историй. Специфика составления императорских хроник в Японии. Сёку нихонги и государство в период Нара. Нихон коки, Сёку нихон коки и проблема отбора составителей. Проблема объективности хронистов. Монтоку тэнно дзицуроку, Нихон сандай дзицуроку и критика термина риккокуси
  • Средневековые исторические сочинения. Жанр наставлений. Япония и внешний мир.
    Проблема приемственности власти. Концепция несменяемости династии правителей. Дзинно сётоки и личность Китабатакэ Тикафуса. Проблема верификации и сакрализации истории. Образ правителя и подданного в частных исторических сочинениях. Клановые уложения. Истории отдельных аристократических родов на примере «Кадэн» рода Фудзивара. Жанр наставлений в самурайском сословии. «Дзэнрин кокухоки»: Япония и внешний мир. Репрезентация государства.
  • Законодательные уложения, нормативные акты, указы.
    Молитвословия и государевы указы. Норито и сэммё. Первый свод законов «Тайхо рицурё». Дополнения к законам. Кяку и сики. Собрания номативных актов в период Хэйан. Законы бакуфу. Законы отдельных княжеств. Принятие Конституции Мэйдзи. Законотворчество до Второй мировой войны. Кокутай-но хонги как сакральный текст. Принятие послевоенной Конституции и статус императора в послевоенное время.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Тестирование + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • De Bary, W. T. (2011). Finding Wisdom in East Asian Classics. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=584597
  • Smith, R. J. (2012). The I Ching : A Biography. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=434572
  • История религий Японии IX - XII вв., Трубникова, Н. Н., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История Древней Японии : учеб. пособие для вузов, Мещеряков, А. Н., 2010