• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Литература изучаемого региона (Китай)

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Литература изучаемого региона (Китай)" посвящен изучению китайской литературы начиная с древнего периода до начала XXI в. Литература рассматривается в широком смысле "текста", письменного источника, поначалу не обладающего особенностями художественного текста. Ориентир китайской культуры на письменность дает богатый материал для исследования иероглифических источников. Студенты изучают темы в хронологическом порядке, следуя за ходом династийной истории в Китае. Каждая династия, эпоха представляет свою систему жанров литературы. Темы, посвященные словесности XX и XXI вв., также рассматриваются в порядке хронологии, однако здесь используется также принцип изучения творчества наиболее ярких литературных фигур, как это обычно бывает при изучении западной литературы. На протяжении всего курса студенты посещают лекции и семинары, знакомятся с текстами произведений. Формой контроля являются 4 письменные работы, две из них - в виде теста, две - в виде письменного ответа на задание. По окончанию курса студенты сдают устный экзамен. Курс китайской литературы призван расширить востоковедческий кругозор студентов-синологов, научить их работать с текстом разных эпох, понимать взаимосвязь культурных и исторических явлений, видеть влияние истории на литературу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Литература изучаемого региона (Китай)» в соответствии с общими целями основной образовательной программы являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда;
  • Выработать у студентов умение использовать в дальнейшей профессиональной деятельности знание традиционных и современных востоковедных исследований в области изучения литературной традиции Китая; умение применять общемировой и региональный (национальный) подходы в интерпретации литературного развития изучаемого региона;
  • Сформировать у студентов умение использовать в профессиональной деятельности знание истории развития и этапов становления китайской литературы, синхронного и диахронного процессов в контексте общемирового литературного процесса;
  • Развить у студентов навыки системного подхода к анализу памятников китайской литературы, знать ключевые фигуры и имена китайских литераторов, их творчество с древности до современного периода;
  • Сформировать и развить навыки проведения научных исследований;
  • Сформировать знания о национальной самобытности китайской литературной традиции, её выдающихся представителях; сформировать представления об основных особенностях и этапах развития китайской литературы с древности до наших дней.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные понятия китайской традиции, связанные с письменным текстом.
  • Описывают истоки китайского даосизма, связь его с другими китайскими философскими учениями. Распознает влияние даосских книг на развитие литературы.
  • Различает коллективную и авторскую поэзию. "Чуские строфы" как главный памятник южнокитайской словесности.
  • Определяет жанр фу - придворной оды (или поэмы), описывает истоках жанра, знакомятся с примерами. Отличает жанр оды от более ранних текстов китайской литературы.
  • Распознаёт состав традиционных китайских историографий, которые на протяжении многих веков будут традиционным жанром китайской литературы и истории. Историографии как материал для ранних сяошо.
  • Показывает роль рода литературы сяошо для китайской словесности. Сяошо как общее понятие для прозы. Примеры ранних сяошо, их истоки, сравнение с историографией и философской прозой.
  • Анализирует влияние даосизма на средневековую китайскую поэзию. Называет истоки философии "Ветра и потока". Впервые встречается с понятием школы в китайской литературе. Называет великую троицу Цао.
  • Отличает творчество авторов "золотого века" китайской поэзии, распознаёт отличия классической танской поэзии от поэзии "Ши цзина".
  • Распознаёт структурные и стилистические особенности жанра танской новеллы. Доказывает важность этого жанра как основополагающего для дальнейшего развития произведений сяошо, включая поздний роман.
  • Называет первый в истории китайской культуры этап фугу - движением за возвращение к древности, называет его особенности. Определяет жанр гувэнь как литератную форму выражения идей фугу в танское время.
  • Описывает расцвет городской культуры в Китае и новом жанре, соединяющем в себе элементы ранних сяошо, устных сказаний и театрального действа.
  • Описывает жанровые особенности и примеры юаньской драмы, выделяет наиболее известных драматургов средневековья, отличает северную драму от южной.
  • Отличает драму для чтения и драмы для постановки, называет с различные сюжеты и мотивы.
  • Анализирует классические китайские романы, историю появления и закрепления романа как жанра китайской литературы.
  • Распознаёт особенности известнейших китайских романов. Роман "Путешествие на запад" как роман-травелог, связь текста произведения с буддийской традицией. Роман "Сон в красном тереме" - роман о роли женщин в жизни китайской семьи. Идея буддийского перерождения, бытописание и любовная линия - все это черты романа, которые воспроизводит студент.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 2 К, 3 К, 4 К Роль текста в китайской цивилизации. Соотношение мифа и истории
    Тема является вводной для студентов, она помогает понять важность изучения литературы через иероглифические тексты для изучения цивилизации и истории Китая.
  • 2 К, 3 К. Философская проза древности. Даосские книги VI - IV вв.
    Изучение даосских памятников является важнейшим для понимания китайской литературной традиции. Отголоски "Чжуан-цзы" есть во многих произведениях китайского средневековья. Идеи трактата "Дао дэ цзин" помогают не только узнать об истоках даосизма, но и лучше понимать связь с буддизмом.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Первая индивидуальная поэзия. Чуские строфы. Цюй Юань.
    Переход от коллективной к индивидуальной поэзии в разных культурах происходит в разное время. В Китае это произошло в древности, в IV в. до н. э. Изучение творчества Цюй Юаня позволяет нам не только познакомиться с его литературным творчеством, но и дает возможность обратиться к истории Китая времен образования первой империи.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Сун Юй, Сыма Сянжу. Ода фу как первый прозопоэтический жанр китайской литературы.
    Сун Юя (иногда более раннего Цюй Юаня) считают изобретателем жанра китайской оды фу. При изучении этой темы студенты получают возможность изучить не только теоретические особенности этого придворного жанра, но и прочитать несколько од, отличающихся тематическим разнообразием.
  • 2 К, 3 К. Ранняя китайская историография. "Исторические записки" Сыма Цяня, "История Хань" Бань Гу.
    Историография является важным этапом развития китайской исторической науки. Два ранних историографа задали тон всей дальнейшей историографии в Китае. При изучении литературы труды Сыма Цяня и Бань Гу дают биографический и библиографический материал.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Ранние сяошо. История возникновения, истоки в историографии, примеры произведений.
    Время возникновения сяошо в китайской литературе может быть условно определено как I-II вв. н.э. Сяошо нельзя назвать жанром литературы, это более крупное объединение прозаических текстов, которое в дальнейшем разделилось на многочисленные жанры, в том числе дало начало знаменитому китайскому роману.
  • 2 К. Танская новелла. Особенности жанра.
    Танская новелла дала основу развитию и сунской городской повести, и юаньской драме, и роману, сама при этом являясь наследницей ранних средневековых сяошо. Изучение танской новеллы об удивительном является важным этапом в понимании китайской культуры.
  • 2 К. Движение за возвращение к древности. Эссеистика гувэнь. Хань Юй, Лю Цзунъюань и др.
    Фугу - движение за возвращение к древности - конфуцианское движение времен Тан. Оно дало китайской культуре на только исторический, но и литературный материал. Большинство произведений, созданных в рамках этого движения, стали жемчужинами нового жанра прозы - коротких бессюжетных, часто философских эссе на разные темы. Чаще всего это были произведения на остросоциальные и политические темы, но могли быть посвящены и теме дружбы, творчества, роли человека в обществе.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Сунская система жанров. Сунская новелла, эссеистика, сунская поэзия.
    Время династии Сун является важнейшим для истории китайской литературы. Дальнейшее развитие получают и новелла, и поэзия, и эссеистика гувэнь. Сунская гувэнь во многом превосходит танскую в разнообразии тем, в осмыслении философских вопросов. Закрепляется жанр городской повести. берущий начало в ранних сяошо, устных сказаниях и частично в фольклоре.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Сунская городская повесть как предвестник китайской традиционной драмы.
    Сунская городская повесть хуабэнь - интересное являение в китайской культуре. Этот написанный текст берет начало в устном рассказе (или даже является его записью) и в дальнейшем дает материал для синкретического искусства - театрального представления, в котором собраны и устное, и письменное, и визуальное. Сунская повесть - яркий пример городской культуры, активно развивающейся в Китае с XII в.
  • 2 К, 3 К. 4 К. Юаньская драма - синкретический жанр китайской культуры.
    Изучение юаньской драмы находится на стыке литературоведения, истории и культурологии. Это явление, позволяющее отследить изменения в династийной истории, когда Китаем начала править иноземная династия. Литература, подстраиваясь под исторический контекст, изобрела жанр, представляющий интерес и для иноземцев. и для китайцев. Юаньская драма сохранила в себе основные китайские литературные сюжеты и преподнесла их в доступной для зрителей форме. В последующие эпохи юаньская драма стала в основном драмой для чтения, усилив литературный и уменьшив визуальный компонент.
  • 2 К. От театрализованного искусства к драме для чтения.
    Юаньская драма постепенно утратила свою функцию развлекательного представления. В позднее юаньское время и в Мин тексты драматических произведений все чаще относят к драмам для чтения. а не для постановки на сцене. Особенно заметно это в южном варианте драмы. Текст становится все обширнее, авторы обращаются к историческим или известным литературным сюжетам, часто в драмах описывается любовный сюжет. Жанр меняется, подстраиваясь под обстановку. Теперь это не столько театральное представление, сколько возможность в завуалированной форме, понятной только образованному читателю, покритиковать власть и существующие порядки. Драма становится жанром двойного, сохраняющим литературные сюжеты и форму драматургии и при этом несущим идеи гражданской литературы, высказывающей критику в отношении власти.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Четыре классических китайских романа "Троецарствие", "Речные заводи".
    Первые китайские романы относятся ко времени династии Мин. Их основу составил весь корпус сяошо, имеющийся к тому времени - былички, новеллы, повети и драмы. Для романов "Троецарствие" и "Речные заводи" характерен фольклорный элемент, что выражается в описании образов героев, их речи, действиях и частично сюжете. Рамка сюжета взята из китайской истории, большинство персонажей реально существовали. Но повествование нельзя воспринимать полностью как исторический роман.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Четыре китайских классических романа. "Путешествие на запад", "Сон в красном тереме".
    Романы "Путешествие на запад" и "Сон в красном тереме" отличаются от пары романов "Троецарствие" и "Речные заводи" и отсутствием фольклорного компонента, и более слабой привязкой к историческому контексту. "Путешествие на запад" использует известный буддийский сюжет о царе обезьян - Ханумане (в китайской традиции "Сунь Укуне) и его путешествии за сутрами. В романе Сунь Укун сопровождает танского монаха, история о котором действительно существует в китайской традиции. но роман не является историческим. Это роман-травелог, приключенческий роман развлекательного и при этом философского характера. "Сон в красном тереме" - наиболее известный из всех четырех романов. Это бытописательный роман, энциклопедия китайской жизни и при этом произведение о роли женщин в китайской жизни.
  • 2 К. Поэзия III - VI вв. Поэтические школы. Теория "Ветра и потока". Три Цао.
    Военная поэзия III - VI вв. в Китае и поэзия "ветра и потока" являются самобытными явлениями в китайской литературе. Зачастую китайской традиционной поэзией считается только поэзия династии Тан, ни до, ни после нее поэзия не рассматривается. Поэзия шести династий не должна ускользать от взгляда исследователя, чтобы была видна преемственность китайской литературы.
  • 2 К. Особенности танской поэзии. Ли Бо, Ду Фу и др.
    Танская поэзия во многом отличается от поэзии древности и поэзии раннего средневековья. Она будет ориентиром для поэтом дальнейших эпох. В танское время был введен нормативный стих, закреплены многие темы. Преобладающими мотивами были даосские мотивы одиночества, увядания, путешествия, но также важное значение приобретает тема дружбы, отчасти любви, после восстания Ань Лушаня выходят на первый план темы гражданской поэзии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменный тест
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Письменный тест
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме на платформе ZOOM, ссылка https://zoom.us/. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка указанной платформы. Для участия в устном экзамене студент обязан: указать полное имя (имя, фамилия) при подключении в ZOOM, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена запрещено: выключать камеру и микрофон, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более 3 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи от 3 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий. При получении накопленной до экзамена положительной оценки (от 4 баллов) студент имеет право на автомат. В таком случае оценка за экзамен будет равна накопленной оценке.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Письменная работа + 0.15 * Письменная работа + 0.15 * Письменный тест + 0.15 * Письменный тест + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lewis, Mark Edward, and Mark Edward LEWIS. China Between Empires : The Northern and Southern Dynasties, Harvard University Press, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3300073.
  • Бичурин Н.Я. - Китай, его жители, нравы, обычаи - Издательство "Лань" - 2013 - 450с. - ISBN: 978-5-507-10011-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10034
  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 1 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 360с. - ISBN: 978-5-534-00069-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-1-438132
  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 2 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 369с. - ISBN: 978-5-534-00071-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-2-438133
  • Историография истории Древнего Востока. Т.1: ., , 2008
  • Историография истории Древнего Востока. Т.2: ., , 2009
  • Новое сибирское китаеведение. Мифы и концепты китайской культуры : монография / Н.П. Копцева, О.А. Карлова, Лия Ма [и др.] ; под науч. ред. Н.П. Копцевой, О.А. Карловой. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 264 с. - (Путь в будущее: Сибирь глазами ученых). - ISBN 978-5-7638-3475-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1031819 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1031819
  • Потанина А.В. - Театральные представления и религиозные празднества в Китае - Издательство "Лань" - 2013 - 14с. - ISBN: 978-5-507-31489-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/32809
  • Скворцов А. В. - ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ ЯЗЫК. АНАЛИЗ И ПЕРЕВОД "ДАО ДЭ ЦЗИН" 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 290с. - ISBN: 978-5-534-08601-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/drevnekitayskiy-yazyk-analiz-i-perevod-dao-de-czin-442313
  • Спешнев, Н.А. Китайцы : особенности национальной психологии : монография / Н. А. Спешнев. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. - 336 с. - ISBN 978-5-9925-0634-1. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Альбедиль М. Ф. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. БУДДИЗМ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-07304-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-buddizm-442147
  • Буров В.Г. Китай и китайцы глазами российского ученого. - М., 2000. - 208 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/346108
  • Китайский язык. Лингвострановедение. Часть I/ДубковаО.В., СелезневаН.В. - Новосибирск : НГТУ, 2011. - 132 с.: ISBN 978-5-7782-1705-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/548156
  • Менталитет, ментальность и этнопсихологические особенности китайцев: Монография / Собольников В.В. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 160 с.: 60x90 1/16 (Обложка. КБС) ISBN 978-5-9558-0561-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/854592
  • Потанина А.В. - О китайской женщине - Издательство "Лань" - 2013 - 25с. - ISBN: 978-5-507-31490-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/32810