• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектная и исследовательская работа

Проектная деятельность является одним из основных элементов обучения в бакалавриате НИУ ВШЭ, начиная с 2014 года.

В рамках проектной работы студенты образовательной программы «Востоковедение» принимают участие в исследованиях; разработке конкретной тематики, результатом которой может быть составление аналитических записок, бизнес-планов, документов аналитического или описательного характера и т.п.; организации мероприятий или сопровождении конкретного процесса.

Проектная работа направлена на выработку у студентов прикладных навыков работы, применения на практике полученных знаний в рамках теоретических дисциплин

Проекты реализуются в течение всего периода обучения в Университете, в срок, указанный индивидуально для каждого проекта и не привязанный, как правило, к модульной системе.

Студенты самостоятельно выбирают интересующие их по тематике проект через Ярмарку проектов или сами инициируют проект через стороннюю организацию. В этом случае (и в случае положительного решения об участии студента в проекте после дедлайна записи на проект через Ярмарку проектов) студент оформляет заявление, подписывает у руководителя проекта и приносит в учебный офис  Заявление об участии в проекте.

Регламентирующий документ и приложения с шаблонами отчетов и оценочными листами (Приложение №2): 
Положение о проектной, научно-исследовательской деятельности и практиках студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Список проектов, инициированных Школой востоковедения в 2018-2019 уч. году

Преподаватель, инициирующий проект

Название проекта

Описание проекта

Коровина Ю.Б.

Работа в ШЮВ

Описание и цель: Школа юного востоковеда реализует профориентационную программу для учащихся 9-11 классов и помогает школьникам, увлеченным изучением Востока, определиться с выбором будущей сферы деятельности и/или восточного языка. Участие студентов необходимо для того, чтобы расширить и разнообразить программу ШЮВ, создать базу учебных материалов и кинотеку, подготовить записи лекций, вести групповую работу со слушателями ШЮВ.

Студенты научатся работать в команде, с абитуриентами, организовывать и проводить учебные мероприятия, развивать деятельность ШЮВ в целом и таким образом получат базовые умения и навыки в сфере подготовки и реализации образовательного продукта.

Маслов А.А.

Национальные особенности предпринимательства и деловая активность в странах Восточной и Юго-Восточной Азии

 

1.Анализ и составление экспертно-аналитических материалов в области национальных особенностей предпринимательства и деловой активности в странах Восточной (Китай) и Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Мьянма, Таиланд, Гонконг, Сингапур)

2.Сбор первичных материалов, анализ и прогноз в области делай активности по отдельным областям рынков Восточной и Юго-Восточной Азии для выработки рекомендаций при работе на азиатских рынках

3.Анализ финансовых и властных элит, групп влияния и лоббистских структур на азиатских рынках

4.Составление рекомендаций по работе на рынках Азии и выводу российских предприятий в страны Азии

5.Мониторинг социальных сетей с целью изучения типовых методов формирования общественного мнения в различных областях предпринимательства в стран ВА и ЮВА в области формирования

Маслов А.А.

Фундаментальные концепции и новые методологии в области социально-политического развития стран Азии

 

Проект связан с критическим анализом новых концепций развития стран Востока (Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии) конца XX -начала XXI в.

•Концепции циклического развития до- и постиндустриальной Азии, прогностика сохранения исторических трендов в будущем.

•Анализ типовых ошибок в анализе социально-экономического развития Азии

В качестве финального продукта рассматривается создание материалов для главы «Современные концепции изучения стран Востока» для базового учебника «Основы востоковедческой науки»

Муравьев А.В.

Арамейский и арабский языки: история языка - история культуры

Арамейский (сирийский) был главным языком Ближнего Востока до арабского. Участники проекта ознакомятся с проблемой арамейской основы Корана, с арамеизмами раннеарабской традиции, с арамейским в литературе и лексикографии арабов. Кроме того в программе проекта - знакомство с ассирийцами Ближнего Востока, их языковой своеобразностью. Проект направлен на изучение культурного и языкового своеобразия Ближнего Востока от средневековья до современности

Сроки – октябрь – май 10 человек

Муравьев А.В.

Египетская идентичность: от фараона до Наполеона

 

Отношения с Египтом для России - важнейшая часть национальной культуры. Русская египтология - важнейший вклад России в мировую культуру. Политически Египет - ближайший партнер России. Проект ставит задачу проследить формирование египетской национальной идентичности, в которой скрыта и арабская и коптская и и древневосточная составляющая. На основе анализа произведений искусства, археологии, арабских текстов, произведений кино участники проекта смогут выявить структуру народной идентичности, понять и прикоснуться к скрытым пружинам египетского менталитета.

Муравьев А.В.

Эволюция государства на Ближнем востоке: от древности до современности

 

Участники проекта будут анализировать разные формф государства, исторически складывавшегося на Ближнем Востоке от древности и до современности и пытаться понять, каковы общие закономерности этого развития. В процессе анализа различных форм государственности участники проекта попытаются найти подходы к прогностике политического развития, исходя из долговременных, вековых трендов.

Сон Ж.Г.

 

Корейские исторические термины в переводе на русский язык в книгах по истории Кореи

 

Проект направлен на получение научно-прикладного продукта в форме аналитического обзора. Выборка из учебников истории Кореи, изданных российскими историками и книг по истории Кореи, переведенных с корейского языка, исторических терминов в период с конца XIX в. до 1948 года.

Сон Ж.Г.

Российско-корейские отношения в документах и материалах российских архивов

 

Проект направлен на выявление и изучение архивных документов и материалов, хранящихся в российских архивах (ГАРФ, РГАНИ, РГАСПИ) о российско-корейских отношениях, сотрудничестве в экономике и культуре. Создание общей картины внешнеэкономического сотрудничества между тремя государствами Россия (СССР), КНДР, Республика Корея на основании архивных документов.

Фесюн А.Г.

Буддийские школы в Японии – эволюция

 

Проект предполагает составление своеобразного "генеалогического древа" буддийского учения в Японии, которое не только давало бы представление о той или иной школе, ее доктринальных основах и истории, но показывало бы взаимозависимость (или взаимоотторжение ) различных буддийских общин, эволюцию мировоззрений в ходе смены режимов, выделяло бы ключевые фигуры, ставшие причиной этих изменений.

Хохлова Е.А.

Создание и наполнение сайта секции исследований Кореи

 

Студенты будут участвовать в создании и наполнении сайта секции исследований Кореи. Под руководством преподавателя они также будут освещать события и мероприятия секции, публиковать статьи и фотоотчеты.

Хохлова Е.А.

Составление хрестомании по корейской классической и современной литературе

 

Целью проекта является составление хрестоматии для чтения по корейской классической и современной литературе, которая будет использоваться в рамках курса “Литературная традиция изучаемого региона”. Студенты вместе с руководителем будут заниматься подборкой текстов, написанием вводных статей, составлением комментариев, набором текста, подборкой иллюстраций и редактированием хрестоматии.

Худяков Д.А.

Христианские тексты Востока

 

Данный проект планируется как начальный этап комплексного изучения христианских культур (субкультур) Востока, сыгравших (и продолжающих играть) колоссальную роль в становлении и развитии восточных цивилизаций. Эта роль проявляется на самых разных уровнях общественной организации: от менталитета и мировоззрения до политики и экономики. Конкретный предмет исследования в 2016-2017 уч. г. - базовые тексты восточных христианских традиций. Начнём с освоения языков этих текстов и основных принципов текстологии/ экзегетики, затем перейдём к их переводу и анализу.

Царегородцева И.А.

Блог ближневосточной секции

 

Проект предусматривает совместную работу 5-7 студентов-арабистов под руководством преподавателя. Работа заключается в активном ведении блога ближневосточной секции, цель которой - превращение его со временем в популярный медиа-ресурс для арабистов.

Перспективные направления деятельности участников проекта: проведение интервью, написание обзоров и анонсов, перевод сообщений на арабский язык и др. Обязательно знание арабского языка не ниже уровня 2-го курса. Интерес к развитию в медиа-сфере приветствуется.

Целуйко М.С.

Исследования древнего и средневекового Китая. Язык, история, традиция

 

Участники выбирают памятник по научным интересам, изучают язык, форму, структуру, содержание, исследуют количественными и структурными методами, устанавливают его фазу в процессе развития традиции памятника, сравнивают состояние традиции по исследуемому памятнику с данными по изученным периодам китайской традиции. Проектная работа осуществляется по трем направлениям:

1. Структура текста

2. Традиция учения

3. История общества

Результатом проектной работы являются научные статьи. Обязательно изучается классический китайский язык - вэньянь

Чупрыгин А.В.

Эволюция радикальных исламистских сообществ на Ближнем востоке и в Центральной Азии после 2011 года

 

После 2011 года характер деятельности, радикальных исламистов в регионе БВ и ЦА начала претерпевать значительные изменения. Активность террористических групп и аффилированных с ними сообществ пр инимает новую и иногда неожиданную направленность. Анализ эволюционных процессов в предлагаемом контексте имеет важное научное и прикладное значение для прогнозирования траектории будущего развития феномена международного терроризма и формулирования стратегии и тактики противодействия радикализации и террористической деятельности на БВ и в ЦА и за пределами региона.

Чупрыгина Л.А.

Арабский клуб "Пальмира": развитие присутствия в публичном пространстве

 

Цель проекта: расширение деятельности и состава участников Арабского клуба "Пальмира" Школы востоковедения, развитие клуба в качестве профильной тематической информационно-просветительской площадки. Задачи участников проекта: планирование мероприятий, приглашение гостей, создание странички клуба в соцсетях; размещение анонсов, сообщений о проведенных мероприятиях, фото- и видеорепортажей, привлечение к участию учащихся востоковедных профилей школ и вузов, развитие связей с профильными студенческими клубами