• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
18
Май

Культурная и социальная традиция Индии в проектных работах студентов

В этом году у студентов Школы Востоковедения НИУ ВШЭ впервые появилась возможность поучаствовать в проекте «Языки и культуры Индии (Хинди)» под руководством Е.А. Офимкиной. В рамках проекта студенты не только изучили основы языка хинди, но и познакомились с рядом культурных и социальных явлений, типичных для Индии. В качестве итоговой работы участники проекта представили перевод оригинального текста с хинди на русский язык и составили научный комментарий к этому тексту, а также выступили с презентацией по теме своего исследования.

Приводим фрагменты лучших работ, написанных участниками проекта.

«Ракшабандхан», Виктория Глазунова, 3 курс, БВВ-163

Ракшабандхан

Ракшабандхан – это фестиваль, символизирующий любовь между братьями и сестрами. На этом фестивале сестры завязывают ракхи на запястьях своих братьев. Это символ любви братьев к сестрам и пожелание им радости.

Братья дают слово всегда защищать своих сестер. Ракхи, как правило, делают из золотистых, ярких шелковых нитей.

Этот фестиваль проводится в месяце шравана (в июле-августе). Этот фестиваль также известен исторически.

Королева Карнавати, вдова правителя Читтора, отправив падишаху моголов Хумаюну ракхи, просила помощи и защиты. Получив ракхи, Хумаюн так растрогался, что сразу же отправил свою армию для защиты Карнавати.

В день ракшабандхана сестры готовят тарелку для пуджи и украшают ее ракхи, зернами риса, палочками и сладостями. После того, как их братья совершают арати, они на их запястьях завязывают красивые ракхи.

Комментарий

Само слово «ракшабандхан» образовано из двух корней: «ракша» - защита, и «бандхан» - связывать. Перевод названия на русский и английский языки представляет собой фонетическую кальку, тогда как на китайский «ракшабандхан» переводится в двух вариантах: 兄妹节 (праздник братьев и сестер) и 保护绳节 (праздник нитей-талисманов).

Главный подарок в день ракшабандхана – ракхи, – «браслет-талисман, предохраняющий от дурного глаза, колдовства и т. п.; делается из ниток, шелка или другого, более ценного материала и обвязывается, с молитвой, вокруг руки или запястья» [1] . Для праздника нет точного дня, каждый год высчитывается новая дата ракшабандхана, который проходит в пятый месяц по национальному календарю Индии – в месяц шравана. В 2019 году месяц шравана приходится на период с 17 июля по 15 августа, а праздник Ракшабандхан – на 14-е августа [2] .

В переведенном источнике также описаны обряды, совершаемые в день ракшабандхан – пуджа и арати. Пуджа — «религиозный обряд в индуизме, предложение скульптурному образу божества пищи, воды, благовоний, цветов и других элементов. Пуджа проводится для выражения почтения и преданности Богу (или богам)» [3] . По-китайски пуджа звучит как 法会 – «буддийское собрание», которое проводится для коллективного чтения буддийских книг, поклонения богам и подаяния милости монахам [4] . Арати же переводится с санскрита как «по направлению к добродетели» и «состоит в предложении статуям божеств лампады из гхи (топлёного масла) или камфоры» [5] . В Китае термин арати дословно переводится как «поклонение духу реки» 祭河神.

В последнее время праздник Ракшабандхан набирает популярность за пределами Индии. Во-первых, во многих болливудских фильмах «демонстрируется ценность братских уз», «герой готов преодолеть любые опасности, чтобы посетить свою сестру и получить священную нить» [6] . Во-вторых, в Китае праздник Ракшабандхан позиционируется как индийский женский день, [7] т.к. он показывает, что путем повязания ракхи женщины оберегают мужчин от злых сил и защищают членов своей семьи.

«Индия живёт в деревнях», Вероника Дедова, 3 курс, БВВ-167

Индия живёт в деревнях

«Индия живет в деревнях» — это правда. Большинство населения страны проживает в деревнях. Индия является аграрной страной, вся экономика которой основывалась на сельском хозяйстве. Семьи вместе занимались земледелием и животноводством. Промышленность также зависела от сельского хозяйства. Однако, в течение последних пятидесяти лет характер страны меняется. Жители деревень уходят в города. Для страны это представляет две большие опасности. Первая относится к сокращению возделываемых земель. Вторая угроза связана с разрушением экономики, стержнем которой является сельская местность и нация. Возможно, это найдет свое отражение в будущем. Если множество людей, работающих в деревнях, отправятся в город, то это может породить сложности, связанные с рабочими местами и жильем. Кроме того, большой сложностью в последние годы стал быстрый рост цен на продукты питания. Причиной этого является резкое сокращение количества работников сельского хозяйства, трудящихся в деревнях. В результате сильно возросла стоимость труда. Цена на производство сельхоз продукции увеличивается по различным причинам. Необходимо, чтобы деревни были развиты таким образом, чтобы им также были доступны все блага и рабочие места городов для того, чтобы люди не уезжали в города в поисках работы и удобств.

Комментарий

Индия является второй страной по количеству населения, уступая только Китаю. Население страны насчитывает свыше 1,339 млрд. человек (2017). При этом ряд исследователей предполагает, что к 2025 г. Индия станет самым многонаселенным государством [8] . Вместе с этим происходит нарастание социальной напряженности, а также появляется ряд социальных проблем.

Большинство населения Индии, согласно официальным данным государственного сайта National Sample Survey, проживает в деревнях. Так, по данным на 2011 г. только 31% всего населения являются жителями городов. Кроме того, в настоящее время наблюдается тенденция по укрупнению населенных пунктов. Так, если рассматривать самую распространенную на данный момент форму поселений, обозначенную в официальных источниках как «деревня средних размеров», то можно проследить, что в 1951 г. в них проживало только 7% населения, а по данным на 2011 г. уже 24% населения стали проживать в данных деревнях [9] . Одновременно с этим происходит процесс отмирания маленьких деревней (в 1951 г. там проживало 22% населения, в 2011 г. это число сократилось до 3%) и появления крупных мегаполисов (4% населения на 2011 г.) [10] . Таким образом, можно сказать, что жители Индии предпочитают переселяться в более крупные населенные пункты. Одной из главных причин появления данного процесса является наличие проблемы трудоустройства, а также желание улучшить свое материальное положение и условия жизни. Стоит отметить, что образование в качестве причины миграции не является актуальной в случае Индии [11] .

Укрупнение населенных пунктов является одной из причин сокращения занятости населения в сельском хозяйстве. На 2000 г. земледелием, лесоводством и рыболовством занимались 225,56 млн. человек, однако уже к 2012 г. это число сократилось до 205,6 млн. человек [12] . Кроме того, от 10% до 25% продуктов сельского хозяйства теряется в процессе транспортировки, что также оказывает влияние на обеспеченность Индии с/х ресурсами [13] .

Таким образом, с ростом населения растет потребность в с /х продукции, которая в свою очередь зависит от занятости населения в сельском хозяйстве, развитости технологий и транспортных путей. А в связи с тем, что население Индии продолжает мигрировать в более крупные города, страна в ближайшем будущем может столкнуться с нехваткой рабочих рук, и сокращением производства сельскохозяйственной продукции. Кроме того, ряд таких проблем, как отсутствие развитых транспортных путей, недостаточная электрификация и низкая образованность населения могут стать преградой на пути развития страны.

 

«Будда Пурнима», Павел Сиринов, 1 курс, БВВ-186

Будда Пурнима

Будда Пурнима, также известная как годовщина Будды, – самый священный праздник для буддистов. Празднование выпадает на апрель или май. В этот день вспоминают три важных события: рождение Будды, его становление буддой и обретение им нирваны.

Гаутама Будда родился принцем в Непале, в Лунбини. Позже он стал монахом, ушедшим в лес. Он основал буддизм и начал его проповедовать.

В Будда Пурниму в Сарнатхе, Гае и Кушинагаре, Индии и других частях мира проходят паломничества и величественные празднования, и буддисты молятся. В этот день читаются проповеди и наставления Будды, и происходит важнейшее религиозное действие. Буддийские монахи в течение нескольких часов медитируют, а верующие возлагают цветы, фрукты и благовония к статуе Будды.

 

Комментарий

1.Будда Пурнима (или Весак) - один из главных праздников буддистов. Его дата (по солнечному календарю) зависит от лунного цикла и выпадает на апрель или май. Согласно буддисткой традиции Будда родился, достиг просветления и паринирваны (нирвана после смерти) в один и тот же день лунного календаря. На этот праздник верующие украшают свои дома плакатами с изображениями сцен из жизни Будды, сцен рая и ада, а также флажками и фонариками.

2.Согласно традиции Сиддхартха Гаутама был из царского рода Шакьев. Его молодость, избавленная от забот, проходила во дворце, но выйдя за пределы дворца и увидев немощь, болезнь и смерть, он стал странствующим монахом (шраманом).

3.Нирвана – состояние избавления от страданий и исключенности из цепочки перерождений.

4.Эпитет «будда» означает "пробудившийся", то есть достигший нирваны, также он предполагает наличие учеников. Тех, кто достиг нирваны, но не стал распространять это знание называют пратьекабуддами. Термин "будда" используется как личное имя Сиддхартхи Гаутамы.

5.Будда достиг просветления в месте под названием Бодх-Гая, сидя под деревом Бодхи (ficus religiosa). В этом городе растет возможный потомок дерева Бодхи, что делает это место одним из крупнейших центров паломничества буддистов.

  1. Первая проповедь Будды состоялась на месте, где сейчас стоит город Сарнатх. Именно там он сформулировал "четыре благородные истины", которые легли в основу буддизма.

Будда умер в городе Кушинагар, где его тело было кремировано.

Четыре города: Лумбини, Бодх- Гая, Сарнатх и Кишинагар отражают важнейшие этапы в жизни Сиддхартхи Гаутамы - рождение, просветление, основание буддизма и уход в паринирвану.

 

Использованная литература

1.Buswell, Robert E. Encyclopedia of Buddhism . Volume one: AL. Macmillan Reference USA, 2003.

(https://terebess.hu/zen/szoto/EncBuddh.pdf)

2.Harvey, Peter. An introduction to Buddhism : Teachings, history and practices. CambridgeUniversity Press, 2012. ( https://toleratedindividuality.files.wordpress.com/2015/10/an-introduction-to-buddhism-teachings-history-and-practices.pdf )

3.Sanyal, S. (2013) भारत के त्यौहार. New Delhi: Om Books International. PP. 34-35.

4.Щербак С. Буддизм: история, философия, доктрина, практика : курс лекций на сайте Magisteria. ru.

( https://magisteria.ru/category/buddhism )

«Приданое – социальное зло», Алёна Назарова, 3 курс, БВВ-167

Приданое – социальное зло

Приданое – это имущество или деньги, которые семья невесты даёт семье жениха при заключении брака. Традиция давать приданое очень древняя. В поэме «Рамачаритаманас» [14] описывается, как раджа Джа́нака [15] предоставляет приданое, когда его дочь, Сита, выходит замуж. В индийской культуре приданое, которое рассматривается как великая добродетель, передается во время индуистского свадебного ритуала под названием каньядан. Изначально приданое являлось подарком, который делался от радости за молодоженов. Так, раньше по случаю заключения брака сторона невесты добровольно дарила семье жениха различные подарки. Но в современном обществе возникла проблема, связанная с извращением смысла приданого. Если в прошлом вопрос приданого решался в зависимости от пожеланий отца невесты, то теперь условия о приданом выдвигает сторона жениха. Для тех, у кого достаточно денег, собрать приданное не составляет труда. Однако для семей из среднего и низшего класса приданое является тяжёлым бременем. Вся их жизнь – это борьба. Взятие кредитов, чтобы отдать приданое, и дальнейшая выплата долгов превращает всю жизнь в кошмар. Можно увидеть, как фермеры продают свои хозяйства и обычные люди продают свои дома, чтобы заключить брак. В современном обществе это зло глубоко укоренилось. Практика предоставления и получения приданого вредит обществу. Хотя для ограничения данного явления был принят «Закон о запрете приданого», люди всё ещё поддерживают эту традицию. Остановить людей от участия в этой искаженной практике можно только тогда, когда общество осознает её как проблему. Люди становятся всё более просвещёнными в данном вопросе. Растёт количество межкастовых и межгосударственных браков. Женщинам должно быть предоставлено такое образование, чтобы они начали выступать против тех, кто требует приданое. Правительство и закон смогут помочь женщинам только тогда, когда мы сами поймём, что нуждаемся в помощи. Даже сегодня сущее зло, коим является практика приданого, пропагандирует феминицид, и рождение дочери не считается радостным событием.

Комментарий

Со временем из обычной свадебной традиции практика давать приданое семье жениха при заключении брака стала острой социальной проблемой, которая не потеряла свою актуальность и в современной Индии. Необходимость собрать приданое часто становится неподъемной ношей для бедных семей и приводит к убийству новорожденных дочерей. В свою очередь родители мальчиков с помощью приданого стараются улучшить материальное положение семьи и, если требуемое приданое не было предоставлено, над молодой невесткой могут издеваться и даже убить [16] . Стоит отметить, что традиция давать приданое при заключении брака семье жениха в Индии практикуется не только индусами, но и представителями других религий, в частности, эта практика распространена среди мусульман [17] . Практика приданого и, в особенности, практика вымогательства приданного неоднократно запрещались на законодательном уровне в 1961, 1976 и 1985 годах. С 1983 года требование приданого с семьи невесты даже стала относиться к тяжким преступлениям. Однако критики часто оценивают существующие законы как неэффективные и отмечают, что для решения проблемы приданого, прежде всего необходимы изменения в общественном сознании [18] .

«Махатма Ганди, отец нации», Мария Анташева, 1 курс, БВВ-181

Махатма Ганди, отец нации

Во всем мире нет людей, которые бы не знали имя Ганди. Ганди является отцом нашей [индийской] нации, которого из чувства патриотизма и любви к стране называют Бапу.

Отец нации, Махатма Ганди, родился 2 октября 1869 года в городе Порбандар, штат Гуджарат. Его полное имя - Мохандас Карамчанд Ганди. Отец, Шри Карамчанд Ганди, занимал пост дивана в княжеском государстве. Мать, Путлибай, была простой, светлой женщиной с сильными религиозными убеждениями.

После окончания средней школы Ганди отправился на учебу в Англию, где получил юридическое образование, и вернулся оттуда адвокатом.

В Индии адвокатская деятельность Ганди не имела большого успеха. Но однажды ему пришлось отправиться в Африку, чтобы провести судебное заседание. В Африке, когда ему удалось быть свидетелем политики апартеида англичан, Ганди стал организатором движения противостояния этой политике.

Возвращаясь из Африки с успехом, Ганди стал руководителем индийского национального движения за свободу. Истина и ахимса были точным оружием Ганди в борьбе с англичанами. Под руководством Ганди индийцы вели ненасильственное сопротивление и организовывали большое количество народных движений. Ганди много раз сидел в тюрьме, и ради страны он отказался от всего, что у него было, от всех своих благ. Наконец, британцы отступили, и 15 августа 1947 года наша страна была освобождена.

Во время раздела Британской Индии, чтобы препятствовать насилию, Ганди много постился. В Индии он хотел создать Рамараджью. Ганди потратил свою жизнь на борьбу за права неприкасаемых в стране, реформы в деревне и установление индуистско-мусульманского единства в освобождении страны.

30 января 1948 года человек по имени Натхурам Годзе застрелил священника ненасилия.

И сейчас Махатма Ганди находится в сердцах индийцев. Его учение будет направлять нас целую вечность.

Комментарий к тексту

Бапу - ' बापू ' – слово, сходное по значению к слову «отец»; своеобразный титул, обозначавший «Отец нации», который официально был присвоен Ганди от лица индийской нации.

Пост дивана –दीवान - важный административный пост, эквивалентный главе местной власти; изначально пост дивана представлял собой высоко поставленного чиновника, исполнявшего прежде всего фискальные функции.

Учеба в Англии на юридическом факультете – коренные индийцы владели английским языком, и юридическая практика была возможностью использовать сочетание хорошего образования и знания языка. Ганди изучал право в университете Бомбея в течение одного года, затем в Университетском колледже Лондона, который он окончил в 1891 году, и был принят в коллегию адвокатов Англии.

Политика апартеида англичан - официальная политика расовой дифференциации, проводившаяся правившей в ЮАР с 1948 по 1994 год Национальной партией. Коренное население ЮАР было сильно ущемлено в правах.

Индийское национальное движение за свободу – совокупность движений, общественных организаций и общественных теорий, имевший своей целью освобождение Индии от британского колониального господства.

Ахимса – अहिंसा – поведение и образ действий, основополагающим принципом которых является избегание убийства и насилия, нанесения вреда действием, словом и мыслью. Самое раннее из наиболее известных упоминаний об ахимсе содержится в Чхандогья-упанишаде, где она входит в число пяти добродетелей (наряду с подвижничеством, щедростью, честностью и правдивостью), моделирующих традиционное понятие приношения даров жрецам.

Раздел Британской Индии – разделение Британской Индии на собственно Индийскую Республику и Пакистан (имел религиозный подтекст: Пакистан – мусульманское государство, Индия – индуистское). «Основным внутренним противоречием в Индии, кроме борьбы всей нации в целом против чужеземного господства, является столкновение между пережитками феодального строя и современными идеями и институтами. Это столкновение происходит как внутри всей нации, так и внутри каждой крупной группы — индусской, мусульманской и других.» - Дж. Неру в книге «Открытие Индии» дает характеристику причинно-следственных связей данного события.

Рамараджья – жизнь-идеал нравственности; смысл образа жизни людей, который заключался в благородстве и доброте помыслов и поступков, любви к ближнему и безупречности личных качеств, следовании пути дхармы.

Натхурам Годзе – активист правых индийских националистических организаций, стоящих на позициях индуистского фундаментализма. Член организации «Раштрия сваямсевак сангх» (военизированная индуистская националистическая организация). Считал, что Ганди поддерживал идеи мусульман во время разделения Индии. Следствие установило, что убийца Ганди действовал не в одиночку. Был раскрыт мощный антиправительственный заговор. Перед судом предстали восемь человек

Список литературы

Ганди М. К. Революция без насилия / — «Алгоритм», — (Титаны XX века)

Неру Дж. «Открытие Индии». Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии XX в.; Пер. с англ., бенг. и урду/Редкол.: Э. Комаров, В. Ламшуков, Л. Полонская и др.- М.: Худож. лит., 1987.- 611 с. (Б-ка индийской лит-ры).

Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997

Jafar Maḥmūd. 2004./ Mahatma Gandhi: A Multifaceted Person - New Delhi: APH Pub. Corp.

Ramakrishna Rao, K.. “Mahatma Gandhi’s Pragmatic Spirituality: Its Relevance to Psychology East and West” Psychological Studies Volume: 63 Issue 2 (2018) ISSN: 0033-2968 Online ISSN: 0974-9861

Sharma, P. (2014) व्याकरण आनींद. New Delhi: Sonka Publications, pp. 199-200

Ashman Sam “INDIA: IMPERIALISM, PARTITION AND RESISTANCE”. Issue 77 of INTERNATIONAL SOCIALISM, quarterly journal of the Socialist Workers Party (Britain) Published December 1997 Copyright © International Socialism http://pubs.socialistreviewindex.org.uk/isj77/ashman.htm

The Editors of Encyclopaedia Britannica: Augustyn A., Bauer B., Duignan B., Eldridge A., McKenna A., Petruzzello M., Ray M., Rogers K., Tikkanen A., Wallenfeldt J., Zeidan A., and Zelazko A.: “Divan: Islamic government unit” https://www.britannica.com/topic/divan-Islamicgovernment-unit



[1] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

[2] Hindupad. URL: https:// hindupad. com / shravan - month /

[3] Пуджа. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%B4%D0%B6%D0%B0

[4] Минюэ Тянсин. Вещи, о которых обязательно нужно помнить при участии в пудже. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1619731987156096900&wfr=spider&for=pc

[5] Арати. Википедия. URL: https:// ru. wikipedia. org / wiki /% D 0%90% D 1%80% D 0% B 0% D 1%82% D 0% B 8

[6] Нефёдова Д.Н. Индийский кинематограф эпохи глобализации как инструмент сохранения и ретрансляции традиционных культурных ценностей. – Самара, СамНЦ РАН, 2014. С. 475.

[7] Байду Байкэ. Ракшабандхан. URL: https:// baike. baidu. com / item /% E 4% BF %9 D % E 6%8 A % A 4% E 7% BB % B 3% E 8%8 A %82/12769748

[8] India 's demographic challenge. // Stratfor. Worldview. URL: https:// worldview. stratfor. com / article / indias - demographic - challenge ( дата обращения: 01.06.2019)

[9] Distribution of population, sex ratio, density and decadal growth rate of population (census - 2011) // Ministry of Statistics and Programme Implementation. URL: http:// www. mospi. gov. in / distribution - population - sex - ratio - density - and - decadal - growth - rate - population - census -2011-2 (дата обращения: 02.06.2019)

[10] Ibid.

[11] Дмитриев Р.В. Миграционная подвижность населения Индии. М.: Российская академия наук. Современные инновации, 2017

[12] БРИКС. Совместная статистическая публикация. 2015.; Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР/ Росстат. М.: ИИЦ « Статистика России », 2015. С 35

[13] India 's demographic challenge. // Stratfor. Worldview. URL: https:// worldview. stratfor. com / article / indias - demographic - challenge ( дата обращения: 01.06.2019

[14] Эпическая поэма авторства индийского поэта XVI века Тулсидаса (1532—1623). В переводе означает «океан деяний Рамы». Википедия: свободная энциклопедия. Рамачаритаманаса. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B0 (дата обращения: 01.06.19)

[15] Правитель царства Видеха, жизнь которого описывается в индуистском эпосе «Рамаяна». Википедия: свободная энциклопедия. Джанака. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 01.06.19)

[16] Bloch, F.; Vijayendra R. (2002). “Terror as a Bargaining Instrument: A Case Study of Dowry Violence in Rural India”. The American Economic Review. Vol. 92 (4). P. 1031.

[17] Waheed A. (2009). "Dowry among Indian muslims: ideals and practices". Indian Journal of Gender Studies. Sage. Vol. 16 (1). P. 55.

[18] Manchandia P. (2005). "Practical Steps towards Eliminating Dowry and Bride-Burning in India". Tul. J. Int'l & Comp. L. P. 311.