• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности образовательной программы «Востоковедение» в ВШЭ

Вебинары бакалаврской программы «Востоковедение»

 

 

Слово передано Стрижак Ульяне Петровне - академическому руководителю бакалаврской программы «Востоковедение».

Необходимые фундаментальные знания, которые закладываются с первых дней обучения, реализуются в рамках многих дисциплин, которые были перечислены Алексеем Александровичем ранее, в течение 5 лет обучения на бакалаврской программе курса. К таким дисциплинам относятся: История Восточной Цивилизации, История Западной Цивилизации, введение в востоковедение, социальная антропология Востока, тенденции социально-экономического развития и тд. В рамках данных дисциплин студенты получают общие знания о Востоке, которые способствуют возникновению общей картины о самом регионе и о том, насколько тесно связаны между собой восточные цивилизации. В свою очередь, это очень важно, поскольку далее, когда студенты начинают специализироваться на выбранном ими регионе, это способствует принципиальному понимаю всей схемы организации, которая существует на Востоке. Речь идет непосредственно о дисциплинах 1 курса, которые являются базовыми. Таким образом, с самого первого года обучения студенты, во-первых, погружаются в мир Востока, а, во-вторых, начинают интенсивную языковую подготовку.

Под интенсивной языковой подготовкой подразумевается, например, 9 пар в неделю на 1 курсе, не говоря уже о том, что какие-то сопутствующие языковые моменты возникают и на самих теоретических курсах. Собственно, языковые пары проводятся практически каждый день по несколько пар в день. Все это осуществляется с той целью, чтобы к 3-му курсу обучения студенты были готовы к уже непосредственно к языковой специализации.

Далее на 3 году обучения заканчивается изучение базового курса и начинается специализация на: язык СМИ, политический перевод, реферирование и аннотирование при помощи пользования аутентичных восточных новостных сайтов и ресурсов. Это касается всех языков на всех направлениях.

Также, это значит, что специализация начинается у всех. Сюда относят: классический восточный язык, японский/китайский/корейский бизнес и тд. Т.е на старших курсах студенты получают основы языкового взаимодействия, например, в восточных фирмах, официальных представительствах, СМИ или в организациях культурной направленности. Важно понимать, что основы делового языкового взаимодействия очень важны в процесса дальнейшей реализации студентов как специалистов. Таким образом проходят 5 лет языкового обучения.

Кроме того, важным компонентом языкового обучения являются стажировки. Программа предлагает различные варианты отправки студентов на стажировки в страны изучаемого языка. На сегодняшний день на языковые стажировки ездит больше 50% студентов.

Языковые стажировки подразумевают разные сроки длительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Выбор длительности стажировок во многом зависит непосредственно от желания и возможностей студентов, а также от предложенных вариантов со стороны университетов-партнеров в Японии, Китае, Корее и на Ближнем Востоке.

Концепция программы заключается в том, чтоб возможность языковой стажировки получили максимально все желающие студенты. Отбор на участие в стажировках происходит в совокупности целого ряда факторов следующем образом: согласно поступившим предложениям со стороны университетов-партнеров выстраивается список в порядке предпочтения наиболее востребованных мест для стажировки, а затем осуществляется довольно прозрачный конкурс среди студентов с учетом положения в текущем или комулятивном рейтинге с 1 курса. Кроме того, на результат конкурса также влияет балл за языковой аспект и внеаудиторная активность (например, активное участие в Японском Клубе программы «Востоковедение»).

Важным примечанием является о тот факт, что осуществляется процесс параллельного обучения в двух ВУЗах (в НИУ ВШЭ и выбранном университете для стажировки). Этот факт необходимо учитывать при выборе срока языковой стажировки для того, чтоб это не шло в ущерб вашей учебной деятельности и успеваемости. Наиболее предпочтительные и распространенные длительности поездок: от 2 до 6 месяцев, реже 12. Примечание: во время одного из телемостов во время проведение ДОДа с одной из студенток, находившейся на годовой стажировке в Японии, на вопрос о том, насколько трудно совмещать учебу в двух ВУЗах одновременно, был получен ответ, что довольно-таки тяжело. В связи с этим, чаще всего наши студенты, рассчитывая свои силы, выбирают среднесрочные стажировки.

С перечень университетов-партнеров можно ознакомиться на сайте образовательной программы «Востоковедение», он постоянно дополняется, в том числе и информацией о том, чем конкретно там занимаются наши студенты.

Возвращаясь к 1 курсу хотелось бы еще раз затронуть предметные дисциплины, о которых уже говорил Алексей Александрович. Раннее о привел примеры общих специализаций, таких как: экономика, политика, история, религия и искусство. И если раньше студентам предлагалась возможность выбора специализации на 2 курсе и дальнейшем её изучением вплоть до завершения бакалаврской программы, то сейчас в русле общего стремления НИУ ВШЭ к выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, студенты имеют возможность выбирать дисциплины самостоятельно, опираясь на круг своих интересов. А это значит, что сначала обучения студент может испытать свои силы и навыки в экономике, затем в политике или ином направлении, и, тем самым, определиться к старшим курсам, что конкретно он хочет изучать. Случаи перехода с одной специализации на другую не редки и сейчас, поэтому программа старается предоставлять большую свободу студентам в плане выбора своей учебной траектории.

Что касается видов учебной деятельности, то  традиционно она заключается в лекционно-семинарских и практических занятиях. Также, распространен дистанционный процесс обучения и различного рода онлайн курсы.

Кроме того, обязательной частью учебного процесса является прикладной аспект, а именно: обязательное участие в проектной деятельности. Это означает, что студенты инициируют ту или иную тему, которая им интересна, приходят с данной темой к преподавателю и под его непосредственным руководством организуется проектная деятельность. При этом в процессе реализации проекта студенты занимаются несколько отличительной от формальных занятий деятельностью. Подобного рода деятельность так или иначе заключается в исследовательском процессе интересуемой темы, а также реализации и применении полученных знаний в конкретной узкой или широкой сфере. Проектная деятельность характеризуется широким спектром реализации: от японского машиностроения и изучения рынков, выстраивания различных бизнес моделей до театра и кино. Также, можно записаться на уже предложенный преподавателем проект, списки которых можно найти на сайте НИУ ВШЭ в категории «Ярмарка проектов». В рамках осуществления и реализации данных проектов у студентов есть возможность максимально реализовать себя, свой интерес и потенциал под руководством научного и преподавательского состава программы. Проектная деятельность осуществляется от 3 до 12 месяцев и завершается созданием конкретного продукта: или представление японского театра, или разработанный учебный материал, или выработанная бизнес стратегия вывода конкретного продукта на рынок.

Очень часто подобного рода проекты осуществляются с внешними заказчиками. Например, конкретная китайская фирма просит изучить рынок и дать какие-то рекомендации. Собственно, студенты имеют возможность реализовать себя не только после окончания бакалаврской программы, но и непосредственно в течение самого обучения.

Не менее важен и научно-исследовательский аспект образовательной деятельности: студенты пишут курсовые и выпускные квалификационные работы, участвуют в квалификационный экзаменах (сдают языковые экзамены для получения дипломов, которые выдаются японским/китайским/корейским правительством), участвуют в различных всероссийских и международных конкурсах и занимают первые места, что свидетельствует о высоком качестве образования.

И мы приглашаем Вас поступать к нам и получать максимальное удовольствие от изучения Востока!

Видеозапись и текст подготовила Валерия Сергеевна Добрань