• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Морфология культуры

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Кто читает:
Школа культурологии
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль

Преподаватели


Доброхотов Александр Львович

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе "Морфология культуры" студентами изучается анализ, выявляющий законы сосуществования культурного явления с другими социальными феноменами, его внутреннее строение, механизм его порождения и трансляции, а также разбираются примеры такого анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель курса – дать представление о возможности морфологии культуры как теории и как аналитической практики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать принципы типологии культурных форм и способы их взаимодействия; морфологические закономерности больших исторических циклов культуры; о динамике развития европейской культуры, о ее основных этапах, закономерностях смены эпох, о типах культурной деятельности и характере системы духовных ценностей той или иной эпохи.
  • Уметь анализировать онтологический статус идеальных объектов на примере культурно-исторической предметности.
  • Иметь навыки (приобрести опыт) анализа культурных антиномий европейского Просвещения на основании эмпирического материала для подтверждения предлагаемой концепции.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие культуры
    Проблема дефиниции. Различение культурологии и философии культуры. Место культурологии в системе гуманитарных наук. Её соотношение с философией культуры, философией истории, этнографией, культурной антропологией, историей цивилизаций."Культура" и ее основные способы существования во времени и пространстве. Витальный, социальный и ментальный уровни культуры.
  • История морфологического подхода к культуре.
    Стадии развития морфологии культуры: культурные проекты абсолютизма; историзм ХVIII века; "диалектика духа" немецкой классической философии; романтическая культурфилософия; прогрессизм и детерминизм XIX века; символизм рубежа XIX-XX веков; неокантианство; морфология Шпенглера; теория цивилизаций Тойнби; перспективизм Ортеги-и-Гасета,культурная антропология и этнография;социология культуры; историческая психология; психоанализ; семиотика; герменевтика; структурализм и постструктурализм; диалогизм; культурология в России.
  • Аспекты изучения культурных форм.
    Морфология культуры. Семиотика культуры. Социология культуры.Прагматика культуры. Механизмы культуры. «Культура» и «цивилизация». Архаические формы культуры. Миф и ритуал. Взаимовлияние и взаимопроникновение культур. Циклы и ритмы развития культуры. Европа и Восток. Понятие "осевого времени". Смена«дневных» и «ночных» эпох в европейской культуре. Морфогенез в культуре и его стилевые типы: архаика, классика, модернизм, авангард.
  • Основные проблемы интерпретации культурных форм.
    Природа, творчество и культура в их соотношении и взаимообусловленности. Артефакт и способы его существования в культуре. Модусы артефакта: обособленный объект; предполагаемый им проект целого; результат взаимной коррекции артефактов. Изоморфность разнородных артефактов как основная методологическая проблема философии культуры. Нормативная, аксиологическая, мнемоническая и педагогическая функции культуры. Культура как знаковая система.
  • Телеология культуры
    Культура как телеологическая система. Артикуляция культуры: типы и объективированные результаты культурной деятельности. Субъекты культуры: индивидуум, группа, общество, институт, этнос. Культура и личность. Механизмы порождения, восприятия, интерпретации, трансляции и сохранения артефактов. Проблема плюрализма культур. Хронологическая, локально-региональная и морфологическая типология культур. Культурные конфликты. Диалог культур.
  • Морфология исторических этапов мировой культуры.
    Стадиальное развитие культурных типов как проблема морфологиикультуры.Первобытная культура. Культура первых цивилизаций. Классическая античная греко-римская культура. Эпоха эллинизма. Раннехристианская культура. Культурасредиземноморского средневековья: византийская, арабо-исламская, западнохристианская. Основные этапы культуры России. Традиционные культуры мира после «осевой эпохи».Европейская культура Нового и Новейшего времени.
  • Модернитет (Новое время) как культурный тип
    Задача Модернитета: построение антропоцентричной секулярной культуры.Гуманизм Ренессанса и антропология Модернитета. Формообразующие домены культуры (на примере Модернитета): государство, общество, экономика, церковь, духовная культура, повседневность. Архаика, классика, модернизм, авангард как морфологические этапы Модернитета.
  • Просвещение как стадия Модернитета.
    Программа раннего Просвещения. Первый кризис Просвещения и морфологическая мультимодальность. Три великих европейских революции втор. пол. XVIII в.: английская промышленная; французская политическая; немецкая культурная. Дифференциация течений внутри позднего Просвещения. Контрпросвещение как «теневая» культура.
  • Морфология общества эпохи Просвещения.
    Рождение транснациональной интеллигенции. Рождение медиа-сферы. Культурный глобализм 18 в. Гуманизациясоциума: право, толерантность, демократизм, семья, малая группа, приватность, реабилитация чувства, регламентация легального применения силы (война, полиция, пенитенциарная система).
  • Наука зрелого Просвещения.
    Кризис механицизма. Феномен энциклопедизма. Наука и власть. Эволюция гуманитарного знания: рождение истории, социологии, культурологии, психологии, антропологии, сравнительного языкознания. Востребованность университетской реформы. Академия. Наука и медиа. История и Природа, -новые мифы эпохи. «Великая цепь бытия» как морфема, альтернативная эволюционизму.
  • Морфология просвещенческой религиозности.
    Религиозный кризис Европы. Противостояние иезуитов и янсенистов. Эволюция протестантизма в 18 в. Пиетизм в Германии. Масонство и оккультизм. «Деизм сердца» и«деизм разума». Либеральная теология. Немецкая философия религии от Канта до Шеллинга.
  • Стиль и жанр как примеры культурной морфемы.
    Динамика больших стилей: борьба и взаимодействие барокко, рококо и классицизма. Сентиментализм. Динамика жанров. Архитектурные поиски. Театральная реформа. «Оперные войны» Литература и музыка –эстетические доминанты века. Роман как ключевая морфема эпохи. Жанровая типология романа: психологический роман, плутовской роман, эротический роман, готика, роман воспитания, исторический роман.
  • Морфологические особенности немецкого Просвещения.
    Политическая карта Просвещения. Динамика сословий и становление индустриальной экономики. Пространственная экспансия Европы. Культурно-политические программы европейских государей. «Просвещенный абсолютизм». Немецкая версия судьбы Европы. Миф и реальность Священной Римской империи германской нации. Политическая программа Пруссии и германский мир. Фридрих Великий как политический штюрмер. Берлин как центр политической реформы.Деятельность Штейна и Гарденберга. Гегелевская оценка реформированного прусского государства. Берлинский университет как инновация и деятельность бр. Гумбольдтов. Программы реформ гуманитарных и естественных наук. Идеологии: национализм,либерализм, консерватизм, социализм.
  • Культурная «топография» Германии
    Идея культурной миссия Германии. Латентная культурная полемика с Британией и Францией. Классицизм и штюрмерство. Германия и античный мир. Тезис Ф. Шлегеля о трех событиях эпохи ( французская революция, наукоучение Фихте, "Вильгельм Мейстер" Гете ). Музыкальная революция Венской школы. Немецкая классическая философия.Немецкая эстетика XVIII-XIX вв. Театральная реформа. Литературные течения. Феномен«веймарской классики».
  • Конфликт морфем: Просвещение и романтизм.
    Немецкий романтизм как историко-культурный феномен. Йенская, гейдельбергская и швабская школы романтизма. Главные интуиции романтизма: культ творчества и индивидуальности, единство хаоса и космоса, ирония, примат эстетизма. История термина "романтизм". Полемика вокруг определения романтизма. Романтизм в его отношении к Возрождению и Просвещению. Литературные и философские связи немецкого романтизма. Стиль, метод и жанры философствования романтиков. Поздний немецкий романтизм. Его отношение к католицизму. Политическая атмосфера периода Реставрации, Литературные достижения позднего романтизма. Немецкая культурная революция как«акме» и энтелехия Модернитета.
  • Региональные трансформации: российская версия европейского Просвещения.
    Русский европеизм. Екатерининское Просвещение. Александровские реформы.Реформы образования. Феномен «либерального консерватизма». Формальные особенности идейного и политического радикализма. Историософия в контексте идеологических споров. Гегельянство и шеллингианство. Появление "интеллигенции". Доминирование литературы как морфологический принцип.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Зачет
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Зачет + 0.7 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Доброхотов А.Л. - Философия культуры - Издательский дом Высшей школы экономики - 2016 - 557с. - ISBN: 978-5-7598-1191-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100169

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Культурология для культурологов / Флиер А.Я. - Москва :Согласие, 2015. - 672 с.: ISBN 978-5-906709-30-1 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/559553