• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия искусства

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Философия искусства» построен по морфологическому принципу: тематически включает разделы, посвященные анализу основных видов искусства. В ходе курса предполагается обращение к философским стратегиям изучения искусства ХХ-ХХI века: феноменологическому анализу искусства, философской герменевтике, концепциям исследования искусства в структурализме и постструктурализме, театральной антропологии, эстетике перформативности. В изучении дисциплины используется MOOC курс "Введение в историю искусства", созданный НИУ ВШЭ на платформе Openedu (https://openedu.ru/course/hse/ART/).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Философия искусства» являются: • рассмотрение актуальных теоретических проблем современных философско-эстетических учений; • ознакомление с различными типами интерпретаций рассматриваемых художественных произведений; • углубление профессиональной подготовки студентов на основе знакомства с синхроническим и диахроническим многообразием исследовательских стратегий в области философии искусства.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает основные подходы к анализу древнегреческой трагедии
  • Владеет базовыми знаниями о стратегиях исследования литературы в структурализме
  • Знает основные философские подходы к исследованию живописи
  • Знает ключевые принципы исследования трансцендентального стиля в кино
  • Знает об основных модернистских концепциях театра
  • Владеет базовыми знаниями о теории и практике перформанса
  • Знает программные тексты лидеров театральной антропологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философия трагедии
    «Поэтика» Аристотеля – первая систематическая теории драмы: шесть частей трагедии, вопрос о трагической вине героя, страх и сострадание, о природе трагического катарсиса. Трактовка древнегреческой трагедии Ф. Ницше. Основные вопросы, вокруг которых развивалось построение работы «Рождение трагедии». Идейные контексты, скрытые интенции сочинения. Своеобразие концепции трагедии Ницше в сравнении с классической теорией Аристотеля. Реакция современников, полемика вокруг книги. Классический психоанализ о древнегреческой трагедии: трактовка «Царя Эдипа» Софокла как один из фрагментов фрейдовских эстетических изысканий. Театроведческие и философские отклики на «эдипацию» искусства и культуры: В. Ярхо о некоторых психоаналитических интерпретациях древнегреческих трагедий; Ж. Рансьер об Эдипе и веренице эдиповских сценариев; П. Рикёр о продуктивности и ограниченности психоаналитических исследований искусства.
  • Философские стратегии исследования литературы
    Р. Барт: о техниках структуралистского анализа, о специфике способности воображения структурального человека; концепция языка; связь языка и литературы; подходы к чтению текста; теория изменчивого восприятия «литературного объекта»; «смерть автора» как кульминация критики идеологии института Литературы; уникальность попытки создания нового типа литературно-критической практики.
  • . Философские стратегии исследования живописи
    К. Ясперс: патографический анализ личности художника. Х. Ортега-и-Гассет о Веласкесе: авторские особенности биографического жанра. М. Мерло-Понти: феноменологический анализ живописи П. Сезанна. Фуко vs Фуко: перемещение между двумя типами дискурсов в размышлениях о живописи («Придворные дамы» vs лекция «Живопись Мане»). Ж. Делёз: испытание на художественном материале основных понятий философии, уход с территории слова, оригинальный взгляд на историю живописи («Фрэнсис Бэкон. Логика ощущения»).
  • Философские стратегии исследования кино
    Исследование П. Шрейдера «Трансцендентальный стиль в кино: Одзу, Брессон, Дрейер». Выявление ключевых принципов манифестации трансцендентного: принцип несоответствия, решающее действие, трансформация, стазис. Современные отечественные исследования о значимости опыта трансцендентального искусства: Л. Клюева о расширении значимости концепции трансцендентального для теории кино в целом. Разбор кейсов (текстовый анализ фильма А. Тарковского «Зеркало», мифотектоника фильмов А. Звягинцева «Возвращение» и «Изгнание»).
  • Истоки перформативного искусства
    Истоки перформативного искусства: сюрреалистическая театральная концепция, футуризм, дада. Модернистские концепции театра: отечественные модификации театрального авангарда (Н. Евреинов, Вяч. Иванов), театральная теория и практика французского авангарда А. Жарри, Ж. Кокто, Ж. Жене, Ж.-П. Сартр). Актуальность споров о театре будущего начала ХХ века в контексте перформативного искусства второй половины ХХ-ХХI века.
  • Перформативное искусство в современной художественной культуре
    О перформативной природе современной культуры. «Перформативный поворот» и новая эстетика Э. Фишер-Лихте, исследование перформанса как самостоятельного художественного события. Теория постдраматического театра Х.-Т. Лемана: предистория, концепт, архитектоника, словарь, панорама. Синтез теории и истории театра с наглядным материалом «полевых исследований». Современный театр и перформанс. Перформер. Творчество М. Абрамович как пример классического искусства перформанса. Тотальная революция Я. Фабра. Статус перформанса как произведения искусства. Философия перформативных искусств.
  • Театральная антропология
    Философские традиции интерпретации творчества Антонена Арто. Фридрих Ницше и Арто: идея активной культуры. Бытие и творчество в метафизике Арто. Введение в систему Крюотического театра Арто: метафизика театра, новый язык театральной коммуникации, катарсическая функция Театра Жестокости. Влияние Арто на западную философию. Современные упоминания артодианской Жестокости. Ежи Гротовский – на «пути к активной культуре». Театр-лаборатория Ежи Гротовского. Позиция Гротовского в театральном авангарде ХХ века. Концепция «Бедного театра». Театральные и паратеатральные опыты; «театр участия», «театр истоков» и перформативное искусство. Гротовский и Г. Гурджиев. Гротовский и К. Кастанеда. Международная школа театральной антропологии Эудженио Барбы (ISTA). Значение реформаторов сцены – Арто и Гротовского – для современного перформативного искусства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен по онлайн-курсу «Введение в историю искусства»
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Активность на семинарах + 0.15 * Проект + 0.15 * Тест + 0.1 * Устный экзамен + 0.1 * Экзамен по онлайн-курсу «Введение в историю искусства»
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Никитина И. П.-ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-244-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-07898-5, 978-5-534-07900-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-iskusstva-v-2-ch-chast-1-437933
  • Никитина И. П.-ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-231-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-07899-2, 978-5-534-07900-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-iskusstva-v-2-ch-chast-2-438422

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вёльфлин Г. ; Пер. Франковский А. А.-ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ-М.:Издательство Юрайт,2019-296-Антология мысли-978-5-534-05288-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/osnovnye-ponyatiya-istorii-iskusstv-441330
  • Каган М. С.-МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВ. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-388-Антология мысли-978-5-534-06170-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/morfologiya-iskusstv-441574