• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

История философии

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Кто читает:
Школа философии
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс истории философии состоит из трех разделов. Первый раздел, читаемый в первом модуле, знакомит первокурсников с индийской философской традицией Древности и Средневековья, а также с философией как учебной дисциплиной: с ее объектом, предметом и методами; ее назначением в общественной жизни и с главными видами философского знания. Второй раздел посвящен истории античной философии и знакомит студентов с основными школами мысли Древней Греции. В рамках изучения третьего раздела дисциплины студенты изучают раннюю средневековую философскую мысль.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения раздела «Индийская философия Древности и Средневековья» дисциплины «История философии» является создание целостного представления об индийской философской традиции в ее исторической ретроспективе, включающей раннюю (древнеиндийскую философию) и зрелую (средневековую философию) стадии развития. Для достижения данной цели используются переводы на русский язык санскритских первоисточников и исследования известных философов-индологов
  • Целями освоения разделов «Философия Античности» и «Философия раннего средневековья» дисциплины «История философии» являются: ознакомление студентов с ранним периодом развития философии (Древняя Греция,Рим); ознакомление студентов с началами христианской философии (патристики); ознакомление с основными проблемами схоластики; обучение основополагающим для европейской культуры понятиям, умение пользоваться философским понятийным инструментарием; рассмотрение метафизических систем, эстетических, этических и политических доктрин античной и средневековой философии; ознакомление слушателей с творчеством великих философов прошлого; раскрытие актуальности великих философских вопросов древности в контексте современного философского дискурса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты понимают специфику философского знания в целом и в Индии, в частности
  • Студенты знают источники сведений о первых философах Индии и умеют их идентифицировать по теоретическим критериям
  • Студенты ориентируются в основных концептах буддизма и джайнизма, могут их сравнивать по теоретическим критериям
  • Студенты ориентируются в основных концептах вайшешики и ньяи, могут их сравнивать по теоретическим критериям
  • Студенты понимают сходства и различия систем санкхьи и йоги, их место в истории философии Индии
  • Студенты ориентируются в основных концептах мимансы и веданты, понимают принципиальные отличия индуистского и западноевропейского мировоззрений
  • Понимает ход начала развития античной философии, знает основные персоналии ранней греческой философии и идеи
  • Понимает тексты классического периода древнегреческой философии, умеет воспроизвести основные идеи Сократа, Платона и Аристотеля в изученных текстах
  • Знает основные персоналии и идеи философских школ эпохи эллинизма
  • Уметь воспроизвести идеи философов рассматриваемого периода, понимать основные понятия изученных школ и традиций
  • Знает хронологию развития патристики, умеет воспроизвести основные аргументы, идеи; - знает классические доктрины Античности и раннего средневековья; - имеет навыки историко-философского анализа и комментирования первоисточников – текстов античных и средневековых философов; - владеет философской терминологией на греческом и латинском языках и иметь представление об ее эволюции; - умеет анализировать специфику исторического контекста;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности индийской философской традиции. Дофилософия и предфилософия Индии.
    Проблема наличия философии в Индии. Различия смыслов терминов философия и даршана. История изучения индийской философии в Европе. Обзор учебников по индийской философии. Особенности историко-культурного контекста появления философской мысли в Индии. Периоды истории зарождения и развития индийской философии. Краткая характеристика периодов с точки зрения формирования мировоззренческих идей и принципов. Идеи и принципы ведийско-брахманистского мировоззрения (дофилософии), закрепившиеся в традиционной философии. Предфилософия в шрути и смрити: главные концепты и принципы. Влияние космогонических гимнов «Ригведы» («Пурушасукта» и «Насадиясукта») на концепцию Атмана-Брахмана в упанишадах. Отражение процесса формирования философии в философских текстах «Махабхараты» – «Бгахавадгите» и «Мокшадхарме».
  • Первые философы Индии: адживики и чарваки-локаятики.
    Шраманский период в интеллектуальной истории Индии. Духовные деятели нового типа: тапасины, паривраджаки (Сабхия, Ясадатта, Поттхапада, Ваччхаготта, Уггахамана, Джамбукхадака), адживики (Пурана Кассапа, Пакудха Каччаяна, Аджита Кесакамбали, Макхали Госала, Санджая Белаттхипутта), джайны (основатель джайнизма Нигантха Натапутта), буддисты (Сиддхартха Гаутама). Брахманы-локаятики. Брахманы-догматики (этерналисты-протосанкхьяики, полуэтерналисты, полуфинитисты и окказионалисты). Брахманы-скептики — «скользкие угри». Скептицизм Санджаи Белаттхипутты. Алара Калама как представитель доклассической санкхьи. Загадки системы (даршаны) чарвака-локаята. Учение о четырех физических первоэлементах (бхутах): земле, воде, огне и воздухе. Объяснение происхождение живого из неживых элементов. Отрицание жизни души после смерти тела. Критика религии. Взгляды на познание: признание чувственного восприятия (пратьякша) в качестве единственного источника достоверного знания. Отношение чарваков к индийскому скептицизму.
  • Античная философия. Введение. Ранняя греческая философия («досократики»)
    I. Введение 1. Возникновение философии в Древней Индии, Древней Греции и Древнем Китае. Основные тексты и направления древнеиндийской и древнекитайской философии. Специфи- ка древнегреческой философии. Греческая философия в ее отношении к восточной мудрости (Египет, Вавилон). Проблема перехода «от мифа к логосу». Периодизация античной философии. 2. Смысл и происхождение термина «досократики». Ареал распространения, формы существования, наиболее известные представители, сведения об их жизни и сочинениях. Теогония. Семь мудрецов. О смысле и происхождении слов philosophia, sophos. Понятие античной «фисиологии». II. Ранняя греческая философия («досократики») 1. Ионийская и италийская «фисиология». Основные понятия ранней греческой философии: physis (природа, рождение, происхождение, порода), arche (начало, первовещество, верховное, главенствующее начало), kosmos (мир, наряд, порядок), logos (слово, разум, закон, состав природы). 2. Милетская школа. Учение о всеобщем первоначале: Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон, неопределенно-беспредельное), толкование изречения Анаксимандра, Анаксимен (воздух и апейрон). 3. Пифагор и пифагорейцы. Биографические свидетельства о Пифагоре. Характер пифагорейского союза как философского и религиозно-политического объединения. «Математики» и «акусматики». Космогония пифагорейцев. Орфико-пифагорейское учение о «метемпсихозе». Понятие arithmos. Теория четных и нечетных чисел, учение о пропорции, «священная тетрактида», открытие гармонических интервалов, построение правильных многогранников. Алкмеон Кротонский, Гиппас, Филолай. 4. Гераклит Эфесский. Биографические свидетельства. Проблема реконструкции произведения «О природе» (Дильс-Кранц, Маркович, Лебедев). «Гераклит Тёмный». Двоякий смысл гераклитовского «логоса». Огонь как первостихия мироздания, огонь как «логос» природы. Текучая природа чувственного мира и круговорот вещей в нем. Толкование изречений «многознание уму не научает», «мудрое ото всего отделено», «природа любит скрываться», «война — отец всех…». Представление о душе как начале ощущения и мысли в человеке. 5. Ксенофан Колофонский. Критика антропоморфизма. Учение о едином и бестелесном боге. 6. Элейская школа. Парменид. Биографические свидетельства. Поэма «О природе», ее поэтика и структура. Два пути: путь «есть» и путь «не есть». Толкование тезиса «Одно и то же — мыслить и быть». Признаки бытия. «Мнения смертных» во второй части поэмы. Зенон. Апории Зенона как возражение на критику учения Парменида. Смысл термина «апория». Апории множества. Апории движения («Ахилл», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадий»). Проблема континуума. Мелисс. Новые характеристики истинно сущего. 7. Эмпедокл. Свидетельства о жизни. Пифагорейские корни: проповедь переселения душ («Очищения»). Учение о четырех стихиях. Philos и Neikos, Любовь и Раздор, как две правящие силы («О природе»). 8. Анаксагор. Homoiomereia и nous. «Все во всем»: вещи как совокупности разнообразных и всевозможных качеств. 9. Левкипп и Демокрит. Биографические свидетельства. Сочинения Демокрита. Атомизм в сравнении с предшествующей философской традиции (пифагорейцы и элеаты). Истинная природа как тело и пустота. Фигурные различия и разнообразие констелляций атомов. Вихрь как основная форма движения атомов. «Идеальная» структура атомарной материи вещей. Eidola вещей. Познание мира как результат непосредственного контакта материи вещей с материей души. Принцип «подобное познается подобным» в античной гносеологии. Этические и политические воззрения Демокрита.
  • Классический век древнегреческой философии
    1. Софисты и Сократ. a) Paideia: cофисты как воспитатели в Афинах V в. до Р.Х. Основы «энциклопедического» образования. Критика традиционных религиозных представлений. Софизмы. Метод dyssoi logoi, «двойных речей». Противопоставление physis и nomos. «Антропологический поворот». Протагор и его тезис «человек есть мера всех вещей». Горгий и его опровержение элейской метафизики («О природе, или О не-сущем»). Фрасимах о праве сильного. b) Сократ. История жизни и смерти Сократа. Основные источники: Ксенофонт и Платон. Сократ и софисты: сходство и различие. «Методы» Сократа: диалектика, майевтика и ирония. Утверждение о «незнании»: интерпретация дельфийского оракула. Отождествление знания и добродетели. Daimonion Сократа. Философия как «служение богу». Принцип «Познай самого себя». Суд над Сократом и решение Сократа («Апология Сократа» и «Критон»). 2. Философские учения Платона и Аристотеля. 1. Платон. 1. Жизнь и сочинения. а) Традиционная биография Платона. b) Некоторые аспекты платоноведения. Corpus Platonicum: история формирования. Собрание Аристофана Византийского, издание Фрасилла, издание Стефана. «Платоновский вопрос»: биографическая и стилометрическая модели, «тюбингенская революция» в платоноведении, реконструкция Х. Теслефа, реконструкция Т.В. Васильевой. 2. Влияние предшествующей философии на философию Платона. Платон и пифагорейцы, Платон и Парменид, Платон и Гераклит, Платон и Демокрит, Платон и софисты, Платон и Сократ. 3. Гносеология, психология, онтология Платона в их взаимосвязи. а) Различие между episteme и doxa, «знанием» и «мнением» («Государство», «Теэтет»). Диалектика Платона. Иерархия знания в начале книги VII «Государства» («притча о пещере»). Познание как любовное влечение («Пир»). b) Три части души, кругооборот душ («Федр», «Государство»). Знание как anamnesis («Менон»). Аргументы в пользу бессмертия души («Федон»). с) Учение о бытии («теория идей»). Вещь и ее eidos. «Причастность» (methexis) вещей идеям. Структура идеального бытия («Парменид», «Софист»). Идея Блага (agathon). Смысл высказывания «по ту сторону сущности». 4. Космология и теология Платона. Демиург как творец мира. Обоснование вечности космоса. «Мировая душа» и «восприемница» chora («Тимей»). Идеи как числа. 5. Этика и политика Платона («Государство», «Законы»). Добродетель как arete человека. Основные добродетели государства. Принцип «справедливости». Связь с психологией: трехчастная структура души и трехчастная структура государства. Правильное и неправильные государственные устройства. 2. Аристотель. 1. Жизнь и сочинения. а) Биография Аристотеля. Академия и Ликей. b) История Corpus Aristotelicum и его структура. c) Проблема перевода сочинений Аристотеля на новые языки. Русские переводы «Метафизики» (А.В. Кубицкий, М.И. Иткин, перевод Розанова и Первова, I-V книги). d) Вклад Аристотеля в науку. Вклад Аристотеля в разработку философской терминологии. 2. Логика. «Органон» как орудие научного познания. «Категории» — учение о значении имен вне контекста, различение «первых» и «вторых» сущностей. «Аналитики» — учение об аподиктическом знании, силлогистика. «Топика», «Риторика», «О софистических опровержениях» — способы диалектического рассуждения по правилам. 3. Физические работы. «Физика» — анализ категорий, способных определить движение. Космология в трактате «О небе». 4. Психология. Связь с онтологией. Душа как entelecheia тела. Три способности души. Различение деятельного и страдательного ума. 5. Первая философия. Принцип деления наук на теоретические и практические. «Теоретическая наука о первых началах и причинах». Учение о сущности, четыре значения причины, hyle и morphe (VI–VIII кн.). Учение о dynamis и energeia (IX кн.). Учение об уме как перводвигателе, теология Аристотеля (XII кн.). Критика Платоновской теории идей (XIII– XIV кн.). 6. Этика и политика. Предмет и задачи этики в ее связи с политикой. Понятия eudaimonia и arete. Учение о середине. Характеристика общественной природы человека (zoon logon echon).
  • Философские школы эпохи эллинизма
    1. Краткий обзор сократических школ: киники, киренаики, мегарики. 2. Краткий обзор истории Платоновской и Аристотелевской школ. а) Древняя Академия. Догматизация платонизма у «наследников Платона». Спевсипп: развитие эсотерического учения Платона в духе пифагореизма. Ксенократ. Средняя Академия: Аркесилай. Новая Академия: Карнеад. Противостояние академиков перипатетикам и стоикам. Усиление скептических тенденций. b) Перипатетическая школа: Теофраст, Евдем Родосский и Аристоксен. Сближение с другими философскими школами. Начало эклектизма. 3. Стоицизм. Доксография и просопография. а) Древняя Стоя. Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп. Деление философии на три части. Логика. Формирование опыта посредством ощущений и памяти, образование понятий посредством рассуждения. Kataleptike phantasia, «постигающее (схватывающее) представление». Физика. Соматизм: тела — бытие, пустота — небытие. Деление тела на материю и разум, страдательное и деятельное начало. Бескачественность материи. Logos как бог. Pyr technikos, «творческий огонь». Logoi spermatikoi, «семенные логосы» как средоточие всех будущих качеств вещей, pneuma и physis. Учение о судьбе и промысле (pronoia). Этика. Учение о добродетели. Преобладание разумной природы человека над прочими свойствами. Толкование тезиса «жить согласно природе». Идеал стоического мудреца. Понятие «первичной склонности». Космополитизм. b) Средняя Стоя. Платонические тенденции у Панэция и Посидония в космологии, психологии и этики. 4. Эпикуреизм. Личность и учение Эпикура. «Сад» как философское сообщество. Восприятие эпикурейцев в античности как «безбожников». Деление философии на канонику, физику и этику. Каноника как теория познания. Чувственный опыт и предвосхищение будущих впечатлений (prolepsis). Eidola как образы-истечения вещей. Физика. Учение об атомах и пустоте. Представление об «отклонении» атомов от движения по прямой линии, присущего им по природе. Этика. Принцип удовольствия (hedone): не постоянные наслаждения, а отсутствие страданий. Цель человеческой жизни — ataraxia, безмятежность. «Четвероякое лекарство». 5. Скептицизм. Основатель скептицизма Пиррон. Скептицизм Средней и Новой Академии. Систематизация скептического учения у Энесидема и Агриппы. Фундаментальный труд Секста Эмпирика, абсолютизация скептицизма. Скептические tropoi как дискредитация «догматического знания». Принцип «воздержания от суждений» (epoche): не воздержание от мысли или действия, но от претензий на истинность мысли и непогрешимость действий.
  • Джайнский субстанциализм против буддийского антисубстанциализма
    Происхождение и источники изучения джайнизма. Биография Джины Махавиры. Особенности джайнизма как религии «без Бога». Каноны шветамбаров и дигамбаров. Источники изучения джайнской философии: сочинения Кундакунды (I в.), «Таттвартха-адхигама-сутра» Умасвати (I—II вв.) и комментарии на нее. Основные догматы джайнизма: «три драгоценности» и «пять великих обетов». Четыре принципа джайнской философии: двойственность дживы и пудгалы, необходимость совершенствоваться, необходимость контроля над материальной оболочкой, достижимость освобождения от кармы. Учение о субстанциях, атрибутах и модусах. Джайнское истолкование кармы, сансары и мокши. Система из семи этико-космогонических категорий: джива, аджива, асрава (притекание кармы), бандха (связь дживы с кармой), самвара (остановка притекания кармы), нирджара (уничтожение кармы) и мокша. Учение джайнов об обычных и «необычных» источниках познания, о трех праманах (пратьякша, анумана, шабда), об относительности обычного познания (сьяд-вада) и множественности точек зрения (анеканта-вада). Десятичленный силлогизм (даша-аваява-вакья) джайнов и семичастный паралогизм (саптабханга). Возникновение буддизма. Жизнеописания Будды. Три основных направления в буддизме: тхеравада (хинаяна), махаяна и ваджраяна, различия между ними. Буддийские школы вайбхашиков, саутрантиков, сарвастивадинов, мадхьямиков и йогачаров. Источники изучения буддизма. Палийский канон тхеравадинов. Абхидхармическая и праджняпарамитская литература. Сочинения мадхьямика Нагарджуны (ок. 150—250), «Абхидхармакоша» Васубандху (V в.), труды Дигнаги (VI в.), «Ньяя-бинду» Дхармакирти (VII в.), сочинения тантрика Индрабхути (ок. 717), «Ньяя-бинду-тика» Дхармоттары (IX в.). Буддологическая литература на русском языке: переводы первоисточников и исследования. Основные категории буддийской онтологии и сотериологии. Представления о Будде: Будда как проявление татхаты (буддовости); как обладатель трех тел (трикая); как один из мириад будд; будда Майтрея. Этические идеалы буддизма: архат и бодхисаттва. Четыре благородные истины и восьмеричный путь. Отрицание духовной и телесной субстанций (найратмья-вада), учение о дхармах как психофизических элементах, вспыхивающих на один момент (кшаника-вада). Буддийская концепция освобождения как достижения нирваны. Различия в концепциях нирваны у разных школ хинаяны и махаяны. Буддийская эпистемология и логика. Разделение реальности на два уровня: высшую (парамартха-сат) и низшую (самвритти-сат); признание соответствующих им двух видов истины: низшей (самвритти-сатья) и высшей (парамартха-сатья). Учение о праманах как инструментах постижения чувственной реальности. Восприятие и вывод. Механизм восприятия чувственных объектов. Концепция получения рационального знания посредством вывода. Разделение вывода на «для себя» и «для другого», правило трехаспектности среднего термина. Апоха-вада как учение об относительном или отрицательном значении слов.
  • Дуализм брахманистских мировоззренческих систем: вайшешики и ньяи.
    Материальное и нематериальное в системе категорий (падартха) вайшешики (согласно «Вайшешика-сутрам» Канады и комментарию к ним «Падартха-дхарма-санграха» Прашастапады). Дхарма как главная цель философствования вайшешиков. Содержание категорий: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), общее (саманья) и особенное (вишеша), присущность (самавая), небытие (абхава). Три вида субстанциальных производных: тела (шарира), органы чувств (индрия) и объекты (вишая); их виды. Особенности атомизма вайшешиков. Космогония. Функции кармы, сансары и мокши в едином космогоническом процессе. Учение об атмане (душе) и манасе (уме). Логические категории: общее, особенное, присущность. Теория познания. Учение о четырех праманах: восприятии (пратьякша), выводе (лаингика), памяти (смрити) и интуитивном познании (аршаджняна). Система ньяя и ее связь с вайшешикой. «Ньяя-сутры» Готамы и ньяя-даршана. Навья-ньяя как вершина прамана-вады найяиков. Специфика реалистической позиции ньяи в эпистемологии и логике. Ньяя о познаваемости мира. Достоверное и недостоверное познание. Формы недостоверного познания. Праманы: восприятие, вывод, сравнение, свидетельство авторитета. Пятичленный силлогизм найяиков. Специфика индийской логической теории. Вьяпти (отношение проникновения) как главное логическое отношение.
  • Философия эпохи Империи
    1. Римский стоицизм. Развитие этической проблематики стоицизма. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. 2. Средние платоники. Возвращение к «подлинному Платону». Влияние аристотелизма и неопифагореизма. Учебники и комментарии. Евдор Александрийский, Фрасилл, Плутарх из Херонеи, Альбин, Алкиной. 3. Неоплатонизм. a) Понятие «неоплатонизма» (его отличие от платонизма Академии и учения самого Платона). Александрийско-римская школа. Аммоний Саккас и его ученик Плотин. Плотин и его преемник Порфирий. Сирийская школа. Ямвлих. Сближение с неопифагорейством. Афинская школа. Прокл. Дамаский. Симпликий. Соединение платонизма с аристотелизмом. b) Трактаты Плотина. Хронологический и тематический порядок («Эннеады»). Иерархия бытия согласно Плотину. Триада: Hen — Nous — Psyche (Единое — Ум — Душа). Единое как сверхбытийное и сверхблагое начало. Эманация как следствие «избытка» Единого. Восхождение души к единому. Понятие ekstasis. Зло как не-сущее. c) Неоплатонизм и христианство.
  • Основные идеи санкхьи и йоги
    Контроверсии между духовной субстанцией (пурушей) и материальной субстанцией (пракрити) в «Санкхья-карике» Ишваракришны (V в.) и комментариях на нее. Концепция развития; гуны саттва, раджас и тамас как определяющие силы развития. Учение о тонком (линга-шарира) и плотном (стхула-шарира) телах. Учение об освобождении. Интерпретация отношений духовной и материальной субстанций в «Йога-сутрах» Патанджали (III в. до н. э.) и комментари «Вьяса-бхашья» (IV в.) Психология йоги, учение о модификациях ума (читта-вритти) и об основных ступенях духовной жизни (читта-бхуми). Освобождение в интерпретации йоги. Роль Творца (Ишвары) в личном освобождении. Восьмеричный путь йоги: 1) обуздание (яма), 2) соблюдение правил (нияма), 3) положения тела (асана), 4) регуляция дыхания (пранаяма), 5) отключение чувств (пратьяхара), 6) концентрация внимания (дхарана), 7) медитация (дхьяна), 8) транс (самадхи). Что дает йогину санъяма? Роль йогической практики в других религиозно-философских системах Индии. Йога сегодня — хатхайога и кундалини йога.
  • Патристика
    I. Введение 1. Христианство в эллинистическом мире: взаимодействие с иудаизмом и греческой культурой. Основные черты христианской мысли. 2. Периодизация средневековой философии. II. Патристика 1. Ранняя патристика (конец I — начало III века). a) Апостольские отцы. Первые греческие и латинские апологеты: их задачи и аргументы против язычников, иудеев. Первые формулировки учения о Троице. Учение о Логосе как посреднике в творении. Иустин Философ. b) Гностические системы (Симон-Маг, Маркион, Валентин, Василид). Опровержение гностицизма у Иринея Лионского. c) Александрийская школа. Христианство как новая спекулятивная теология. Христианский гнозис Климента Александрийского и Оригена. «Субординационизм» в учении о Логосе. d) Тертуллиан. Жизнь и сочинения. Особенности стиля. Высказывания Тертуллиана: «Что Афины — Иерусалиму? Что Академия Церкви?». Учение о Троице. Христология: вопрос о соотношении божественной и человеческой природ во Христе. 2. Зрелая патристика (IV–V вв.). Эпоха вселенских соборов. Тринитарные и христологические споры. a) Проблема homoousios. Никейский собор (325 г.). Арианство. Каппадокийцы. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Формулировка ортодоксального учения о Троице: одна сущность в трех ипостасях (лицах). Трансформация аристотелевской философской терминологии в приложении к теологическим предметам. Богопознание как задача человеческого существования. Границы богопознания. b) Христологические споры V в. Халкидонский собор (451 г.). Монофизиты и несториане. Влияние Александрийской и Антиохийской богословских школ. Кирилл Александрийский. с) Аврелий Августин. Жизнь и сочинения. Путь познания как восхождение разума под руководством веры. Homo interior, «внутренний человек». Отождествление онтологии с теологией. Бог как абсолютная Личность. Учение о Троице («О Троице»). Творение мира. Отношение Творца к творению как вечности и времени. Анализ времени («Исповедь», XI кн.). Душа человека как образ Троицы: единство памяти, ума и воли. Учение о свободе воли, благодати и предопределении. Учение о двух Градах («О Граде Божьем»). 3. Поздняя патристика (конец V – начало VIII в.). Мистическое богословие и переход от патристики к схоластике. а) Псевдо-Дионисий Ареопагит. Проблема авторства Corpus Areopagiticum. Мистическое богословие. Соотношение апофатического (положительного) и катафатического (отрицательного) богословия. Метафизика света. b) Максим Исповедник. Полемика с монофелитами. c) Боэций. Комментарий на «Isagoge» Порфирия. Проблема статуса бытия универсальных понятий. Предвосхищение схоластических споров. «Утешение Философией». d) Иоанн Дамаскин. III. Раннее средневековье (VI–XI вв.). Феномен «Каролингского возрождения». Иоанн Скот Эриугена. Влияние западного (Августин) и восточного (Ориген, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий, Максим Исповедник) платонизма на философское учение Эриугены. «О разделении природы». Антропология Эриугены: deificatio.
  • Понимание человеческого бытия в мимансе и веданте
    Ритуалистская картина мира «Миманса-сутры» (между 25 г. и IV в. н. э.) и комментариев на сутры. Обоснование достоверности этой картины посредством концепции «вечного слова вед». Учение о душе, карме и мокше в свете восьми онтологических категорий Прабхакары и восьми категорий Кумарилы. Отношения человека с богами. Обоснование смысла человеческой жизни через объяснение отношений индивидуальной души с Абсолютом (Атманом-Брахманом) в веданте (уттара-мимансе). Тройственная основа (прастхана-трайя) веданты: упанишады, Бхагавадгита и «Брахма-сутры» Бадараяны (примерно между II в. до н. э. и II в. н. э.). Истолкование отношений Брахмана и мира Бадараяной. Смещение акцентов в объяснении отношений Брахмана и мира в адвайта-веданте Шанкары (VII – нач. VIII вв.). Иллюзионизм Шанкары. Учение о высшем и низшем знании. Ниргуна Брахман как объект высшего знания. Концепция майи и учение об иллюзорном возникновении мира (брахма-виварта-вада). Отношения брахмана и индивидуальной души. Путь знания (джняна-марга) как основа этики Шанкары. Возвращение миру реальности в вишишта-адвайте Рамануджи (ХII в.). Его сочинения «Шрибхашья» (комментарий на «Брахма-сутры»), «Ведантадипа» и «Ведантасара». Критика им майя-вады Шанкары и его семь аргументов «против». Учение о тождестве и различии как центральный пункт его учения. Доктрина соотношения трех сущностей (таттва): Бога (Ишвары), духовного (чит) и материального (ачит). Этическое завершение системы – бхакти-йога (йога любви к Богу). Учение о совечности Брахмана-Вишну, души и материи в двайта-веданте Мадхвы (1238-1317). Сведение достижений традиционной индийской философии в единой системе мировоззренческих категорий Мадхвы в трактате «Таттвасамкхьяна» (перечисление сущностей). Бог Вишну как действующая нематериальная причина мира. Иерархия душ и богов у Мадхвы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий оценка за количество и качество подготовленных выступлений на семинарах
  • неблокирующий посещаемость занятий
  • неблокирующий дискуссионная активность на семинаре
  • неблокирующий 2 контрольные работы по терминам
    Преподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена.
  • блокирует часть оценки/расчета Письменный экзамен
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен в устной форме
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Экзаменационные вопросы
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Отекущ.контроль = 0,4•Одокл + 0,2•Одискус +0,2•Оконтр + 0,2•Опосещ. Итоговая оценка за 1-й раздел курса рассчитывается по формуле: Опромежут.аттест = 0,6 Отекущ.контр. + 0,4•Оэкз
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * 2 контрольные работы по терминам + 0.2 * оценка за количество и качество подготовленных выступлений на семинарах + 0.3 * Письменный экзамен + 0.3 * Экзамен в устной форме
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * 2 контрольные работы по терминам + 0.3 * оценка за количество и качество подготовленных выступлений на семинарах + 0.4 * Экзамен в устной форме
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья [Текст] / Н.А. Канаева; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – Москва : ИФРАН, 2008. – 256 с. – ISBN 978-5-9540-0097-9. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/345573

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Добролюбов Н.А. - Буддизм, его догматы, история и литература. Сочинение В. Васильева. Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири - Издательство "Лань" - 2013 - 9с. - ISBN: 978-5-507-11557-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8280
  • Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия: Учебное пособие. - М., 2003. - 247 с. ISBN 5-201-02123-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346589