• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

История философии

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Кто читает:
Школа философии
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Основные положения дисциплины «История философии» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Западная философия до середины XX века» и «Социальная философия», которые являются базовыми и обязательными для студентов 1-4 курса бакалавриата, обучающихся по направлению 47.03.01
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление обучающихся с категориальным аппаратом, основными проблемами и направлениями философии Возрождения, раннего Нового времени и Просвещения
  • Знакомство с основными путями трансляции схоластической терминологии и проблематики в философии раннего Нового времени
  • Развитие навыков критического мышления при чтении источников и историко-философской литературы, знакомство с работами крупнейших современных историков философии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные элементы политической и гносеологической теории Дж. Локка. Может соотнести позицию Дж. Локка с позицией Р. Декарта
  • Знает основы гносеологического учения Дж. Беркли. Понимает значение Беркли в развитии идей философов-эмпириков
  • Знает основы учения о познании Д. Юма. Понимает влияние Юма на дальнейшее развитие философии
  • Понимает значение эпохи Просвещения как для истории философии, так и для истории развития человечества в целом. Знает основных представителей философии эпохи Просвещения
  • Понимает значение теории Ньютона для развития философии XVIII в. Знает основные материалистические и атеистические концепции французского Просвещения
  • Знает учение о «моральном чувстве» и его значение для философии британского Просвещения. Знает основные подходы к определению человека просветителями.
  • Понимает причины переосмысления роли истории в философии Просвещения
  • Понимает учение Руссо о неравенстве и способах его преодоления. Знает основы педагогической прогарммы Руссо
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Антропология Просвещения
    Понятие воспитания как центральный концепт просветительской антропологии. Понятие «морального чувства» в философии графа Шефстсбери и Хатчесона. Учение об «общем благе» Б.Мандевиля и А. Смита. Концепция счастья у Д.Дидро и его критика христианской этики как индивидуалистической. Проблема человеческого «интереса». Принцип «разумного эгоизма» в философии Гельвеция.
  • Философия истории эпохи Просвещения
    Концепция истории Ш.-Л. Монтескье. «О духе законов» (1648). Понятие справедливости и положительного закона. Три типа правления по Монтексье: республиканский, монархический и деспотический. Предпосылки истории как науки в трактовке Вольтера и д'Аламбера. Концепция исторического прогресса (Тюрго, Кондорсе): критерии, движущие силы, перспективы. История и нравственность; история и разум.
  • Философия Дж. Локка
    Локк и становление сенсуализма в европейской философии. Проблема субстанции у Локка. Первичные и вторичные качества в трактовке Локка. Теория абстрактного знания. Теория познания и проблема языка. Природа знака в трактовке Локка. Язык как конвенция. Предпосылки социальной философии Локка: Локк и Гоббс о социальных условиях свободы. Концепция разделения властей. Веротерпимость как социальная проблема.
  • Философия Дж. Беркли
    Дж. Беркли и континентальная философия. Полемика с Локком и материализмом. «Опыт новой теории зрения» (1709): критика учения о первичных качествах. «Трактат о принципах человеческого знания» (1710). Учение об абстракции. Теория идей. Esse est percipi. Критика материализма. Проблема внешнего мира у Беркли. Учение о Боге и духах. Учение о природе. Границы науки. Моральная философия Дж. Беркли.
  • Философия Д. Юма
    «Трактат о человеческой природе» (1734-1740) Д. Юма: история создания, структура, цели. Наука о человеческой природе как «истинная метафизика». Скептицизм Д.Юма. Гносеология Юма: впечатления и идеи. Ассоциация идей. Критика теории причинности. Опыт и привычка. Учение о «Я» как «пучке перцепций». Учение об аффектах и понятие воли. Этика Юма. «Диалоги о естественной религии» (1779). Д. Юм как основоположник ассоциативной психологии. Влияние Юма на философию И. Канта.
  • Философия природы французского Просвещения
    18 век как век естествознания. Ньютонианские предпосылки просвещенческой философии природы. Размежевание физики и теологии. Варианты деизма во французском Просвещении. Понятие Бога в «Философских письмах» Вольтера. Метариалистические и атеистические движения: Ламетри и его учение о «человеке-машине». Проблема материи и субстанциальность движения в философии Гольбаха и Дидро. Корпускулярная теория материи. Цикличность движения и теория «мировых катастроф». Проблема фатализма у Гольбаха и Дидро: «власть случая» и «незыблемый порядок».
  • Феномен философии Просвещения
    Философ в «век философов» - основные черты самосознания эпохи Просвещения. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Методологические основания философии Просвещение: критика метафизических систем и ориентация на ньютоновскую физику. Сенсуализм Кондильяка. Основные положения «Опыте о происхождении человеческих знаний» (1746). Критика метафизических систем и обоснование науки, основанной на фактах в «Трактате о системах».
  • Философия Ж.-Ж.Руссо
    Отношение Руссо к «энциклопедистам»: полемика с Дидро, Гольбахом, д'Аламбером. Критика наук и искусств в ранний период творчества (конкурсное сочинение). Понятие «естественного состояния» и «естественного закона» в трактате «Рассуждение о неравенстве» (1754). Полемика Руссо и Вольтера. Теория языка у Руссо. Основные положения сентименталистской программы Руссо в повести «Новая Элоиза» (1760). Воспитательная программа Руссо и ее влияние на развитие педагогической науки (Песталлоци, Фурье, Оуэн). Антропологические основания этики и теологии Руссо в «Исповедании веры савойского викария». Политическая теория Руссо: диалектика свободы и концепция общей воли в трактате «Об общественном договоре» (1762).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах; написание исследовательской работы; презентация исследования
  • неблокирующий устный ответ на экзамене по билетам
    Экзамен будет проходить в устном синхронном формате и будет представлять собой беседу с преподавателями по материалам лекций и семинаров за 3-4 модуль. У вас будет один вопрос и при необходимости беседа по дополнительным вопросам. К экзамену будет составлено расписание подключения студентов. К назначенному времени студент заходит по ссылке https://zoom.us/j/421969739, получает вопрос, после чего готовится к ответу или отвечает сразу. После ответа на основной вопрос студенту могут быть заданы дополнительные вопросы по темам, отличным от первого вопроса. Во время экзамена студент обязан включить камеру и микрофон. По окончании ответа преподаватели обсуждают их и принимают решение о выставлении оценки, после чего объявляют её студенту. Либо если преподаватель принимает экзамен один, он выставляет оценку самостоятельно сразу по окончании ответа студента. Порядок действия при возникновении технических проблем: КРАТКОВРЕМЕННОЕ НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ У СТУДЕНТА (5 МИНУТ) - студент должен сделать скриншот с временем разрыва и отправить преподавателю на корпоративную почту как только связь будет восстановлена; - преподаватель предоставляет студенту возможность заново дать устный ответ (на тот же или новый вопрос) ДОЛГОВРЕМЕННОЕ НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ У СТУДЕНТА (БОЛЕЕ 10 МИНУТ) - студент сообщает в учебный офис и преподавателю о проблеме в течение трёх дней — отправляет скриншот с временем разрыва и описывает ситуацию При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Если у студента возникли технические проблемы на длительное время, то студенту предоставляется возможность повторной сдачи элемента контроля (в случае признания причины отсутствия уважительной учебным офисом). Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.6 * работа на семинарах; написание исследовательской работы; презентация исследования + 0.4 * устный ответ на экзамене по билетам
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * работа на семинарах; написание исследовательской работы; презентация исследования + 0.4 * устный ответ на экзамене по билетам
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * работа на семинарах; написание исследовательской работы; презентация исследования + 0.4 * устный ответ на экзамене по билетам
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • M. V. C. Jeffreys. (2019). John Locke : Prophet of Common Sense. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2142807

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bates, D. W. (2018). Enlightenment Aberrations : Error and Revolution in France. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1903395