• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Латинский язык

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Кто читает:
Школа философии
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели


Шахов Юрий Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Латинский язык — один из базовых компонентов классического гуманитарного образования. Для студентов, обучающихся по специальности «Философия», изучение этой дисциплины необходимо по следующим причинам: 1) Знание основ латинского языка (лексики и грамматики) является необходимым для изучения истории философии ввиду того, что на латинском языке написана значительная часть текстов, являющихся фундаментальными для европейской философской и научной традиции. 2). Усвоение начального курса латинского языка открывает возможности для более глубокого овладения этим языком в дальнейшем, что позволит осуществлять профессиональную работу по реконструкции воззрений философов и ученых античной эпохи, средневековья и Нового времени. 3). Знание латинского языка делает возможным корректное и эффективное использование научной и философской терминологии, основой и источником которой в значительной части являются латинский и древнегреческий языки. 4). Знание латинского языка открывает доступ к значительному корпусу научной литературы (статьям, монографиям, научным изданиям текстов), написанной на латинском языке. 5). Знание латинского языка приобщает учащихся к вековым традициям европейской культуры и европейского гуманитарного образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • усвоение элементарной грамматики латинского языка
  • усвоение базовой лексики латинского языка
  • овладение навыками чтения со словарем латинских текстов различной степени сложности, как прозаических, так и поэтических
  • посредством чтения латинских текстов знакомство с реалиями жизни древних римлян, философской традицией, религией и мифологией
  • понимание значения латинского языка для научно-исследовательской деятельности в разных областях гуманитарных наук
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь четкое представление об основных разделах грамматики латинского языка: фонетика, морфология, синтаксис.
  • Знать латинскую грамматическую терминологию, а также необходимый минимум лексики латинского языка (ок. 500 слов).
  • Уметь анализировать грамматические явления латинского языка в сопоставлении со строем русского языка.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фонетика и графика
    Латинский алфавит. Звуки и буквы. Гласные звуки. Дифтонги. Согласные звуки. Слогораздел. Долгота и краткость слогов. Правила ударения. Основные законы латинской фонетики. Два типа произношения: pronuntiatus restitutus и средневековое произношение.
  • Краткий очерк истории латинского языка
  • Морфология. Глагол (Verbum)
    Грамматические категории латинского глагола (время, наклонение, залог; лицо, число). Три основы и четыре основные формы глагола. Четыре типа спряжения. Личные окончания. Суффиксы времен и наклонений. Парадигмы спряжения. Глагол esse и его производные, особенности спряжения. Неправильные глаголы. Неличные формы глагола: инфинитивы, причастия, супины, герундий, герундив. Отложительные и полуотложительные глаголы. Описательные спряжения.
  • Имя существительное (Nomen substantivum).
    Основные грамматические категории системы имени (род, число, падеж). Историческая и практическая основа. Пять типов склонения. Парадигмы склонений и общий обзор системы склонения. Особенности склонения существительных среднего рода.
  • Имя прилагательное (Nomen adiectivum).
    Распределение по трем типам склонения. Степени сравнения прилагательных. Парадигмы склонения.
  • Местоимения (Pronomina).
    Группы местоимений и их употребление: личные и возвратное, притяжательные, указательные, относительные, вопросительные, неопределенные, отрицательные. Отсутствие самостоятельного личного местоимения 3-го лица. Употребление указательных местоимений в качестве местоимений 3-го лица. Особенности местоименного склонения. Местоименные прилагательные.
  • Предлоги (Praepositiones).
    Управление: предлоги с аблативом, предлоги с винительным падежом, предлоги с двумя падежами. Постпозитивное употребление causa и gratia. Связь предлогов с приставками.
  • Синтаксис простого предложения.
    Главные и второстепенные члены предложения. Порядок слов. Согласование. Синтаксические функции падежей. Действительная и страдательная конструкции. Синтаксические функции супина, герундия и герундива. Инфинитивные обороты: accusativus и nominativus cum infinitivo. Ablativus absolutus. Конъюнктив в независимом предложении.
  • Синтаксис сложного предложения.
    Типы придаточных предложений. Consecutio temporum.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущий контроль: аудиторная
    Оценка по десятибалльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем.
  • неблокирующий Текущий контроль: экспресс-контрольные
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформах MS Teams https://forms.office.com/Pages/ResponsePage.aspx?id=JGzyIZMHB0unPVY80uwjX2t24esUCLVFgfvOnR7matlURThQVFVRQlJDSTRURTUxSUxSTVdZNDk1Ui4 (для подгрупп №№ 2, 4, 6, 7, 8) и https://litterae.online/tests/ (для подгрупп №№ 1, 3, 5). К экзамену необходимо подключиться по указанным ссылкам не позднее времени, указанного в расписании сессии (12:10 16 июня для подгрупп №№ 2, 4, 6, 7, 8, 11:00 для подгрупп №№ 1, 3, 5), сдающим экзамен на платформе litterae.online необходимо не позднее, чем за сутки до экзамена, зарегистрироваться на портале, введя пароль и адрес корпоративной электронной почты. Для сдачи экзамена студенту необходим компьютер или другое электронное устройство с бесперебойным доступом к интернету, желательно удовлетворяющее требования, перечисленным по ссылке: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf Во время экзамена студентам запрещено пользоваться посторонней помощью и списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи и допускает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Письменный экзамен + 0.25 * Текущий контроль: аудиторная + 0.25 * Текущий контроль: экспресс-контрольные
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Harrison, S. J., & Wiley InterScience (Online service). (2005). A Companion to Latin Literature. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=132392
  • Федоров Н.А. - Латинский язык - Издательство "ФЛИНТА" - 2013 - 560с. - ISBN: 978-5-89349-542-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/44184