• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Логика

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Кто читает:
Школа философии
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 47.03.01 - Философия, обучающихся по специализации философия, изучающих дисциплину логика. Роль учебного курса логики для студентов образовательной программы «Философия» НИУ ВШЭ оценивается, исходя из многовековой традиции, рассматривающей логику как органон философии и включающей её в тривиум - фундамент классического образования. Логическая грамотность – не дополнение, а базисный компонент профессиональной компетентности любого гуманитария, в особенности, философа. Эта профессиональная компетентность предъявляет особые требования к аналитической культуре, предполагая систематическое и осознанное обращение к логическим методам. Изучение логики образует базисный компонент профессиональной подготовки философа, поскольку способствует формированию культуры мышления, развивает способность логически правильно выстраивать и анализировать философские аргументы, помогает понять роль логики в современных философских исследованиях. Курс логики для студентов образовательной программы «Философия» НИУ ВШЭ охватывает четыре модуля и включает чтение лекций и проведение семинарских занятий. Проведение семинарских занятий по логике связано с обучением практическим навыкам корректных логических операций и является необходимым компонентом курса логики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Логика» являются: ознакомление студентов с логическими принципами анализа информации и принятия рациональных решений; обучение образцам корректных логических операций и металогическим знаниям, обучение правилам аргументации и полемики, навыкам рационального убеждения в дискурсах различного типа, в том числе, в философском дискурсе; овладение концептуальным аппаратом логической семиотики и принципами его использования в интерпретации текстовой информации; знакомство с теоретико-модельными и теоретико-доказательственными свойствами формальных теорий, анализ методологического значения ограничительных теорем о выразительных, вычислительных и дедуктивных возможностях формализмов, оценка философского значения и границ метода формализации; углубление методологической подготовки студентов на основе знакомства с синхроническим и диахроническим многообразием рациональности, основными этапами развития логики, проблематикой современных неклассических логик, связанной со спецификой неклассической науки и неклассической рациональности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает принципы и методы традиционной и математической, классической и неклассических логик
  • знает металогические свойства и онтологические предпосылки различных логических систем.
  • умеет классифицировать логические операции
  • владеет навыками логического анализа различного рода рассуждений;
  • знает основные этапы развития современной философской логики
  • умеет критически анализировать аргументативные философские тексты
  • владеем методами логического анализа философских текстов
  • умеет правильно совершать операции над объемом понятия
  • умеет восстанавливать энтимемы до правильного силлогизма
  • умеет строить таблицы истинности для классической логики высказываний
  • умеет определять логические отношения между высказываниями
  • умеет анализировать логическую структуру высказывания средствами классической логики предикатов
  • знает основные системы модальных логик
  • умеет устанавливать выполнимость в модели Крипке для модальной формулы
  • знает основы темпоральной логики
  • знает основы деонтической логики
  • знает основы логики действий
  • знает основы эпистемической логики
  • знает основы многозначных логик
  • знает основы интуиционистской логики
  • знает основы релевантных и паранепротиворечивых логик
  • знаком с основными этапами становления логической семантики
  • знаком с критерием инвариантности Тарского и принципом онтологической нейтральности Куайна.
  • знаком с содержанием теста Тьюринга и аргументов "китайской комнаты" Дж. Серля
  • знаком с основными понятиями теории речевых актов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1. Дедуктивная логика. Предмет логики.
    Правильное рассуждение как предмет логики. Отношение логического следования. Понятия логической формы и логического закона. Когнитивные предпосылки возникновения теории рассуждений. Основные этапы развития логики. Логика как философская наука. Паралогизмы, парадоксы, софизмы.
  • 1.2. Дедуктивная логика. Основы логической семиотики.
    Язык как информационная знаковая система. Понятие семиотической ситуации. Основные семиотические аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика. Семиозис как когнитивный процесс. Функции языка. Естественные и искусственные языки. Логические и дескриптивные термины. Формализация и символизация. Принципы построения формализованных логических языков. Язык-объект и метаязык. Смысл и значение знака. Денотация и коннотация. Референциальная непрозрачность. Интенсиональные и экстенсиональные контексты. Язык и онтология. Гипотеза лингвистической относительности Сепира – Уорфа.
  • 1.3.1. Дедуктивная логика. Элементы традиционной логики. Традиционная теория понятия.
    Имя, смысл, понятие. Способы образования и виды понятий. Понятия и комплексы. Натурализм и конвенционализм в теории именования. Проблема имен (мин) и реалий (ши) в школе имен (мин цзя). Диалог Платона «Кратил»: именование как деятельность. Содержание и объем понятия. Обобщение и ограничение понятий. Отношения между понятиями по объему. Булевы операции с объемами понятий. Деление понятий. Классификация и категоризация. Категориальные ошибки. Определение и его типы. Определение и диэреза у Платона и Аристотеля. Идея и понятие. Доказательства из определения: онтологический аргумент и его критика Кантом. Эссенциализм классической теории понятия и её альтернативы. Теория прототипов и принцип «семейного сходства».
  • 1.3.2. Дедуктивная логика. Элементы традиционной логики. Силлогистика.
    Суждения, вопросы, императивы. Пресуппозиция вопроса. Простые и сложные суждения. Простые категорические суждения и принципы их силлогистического анализа. Аристотелевская и традиционная силлогистика. Непосредственные силлогистические рассуждения: по логическому квадрату, обращение, превращение, противопоставление. Простой категорический силлогизм: термины, фигуры, модусы. Общие правила силлогизма и свойства правильных модусов различных фигур. Проверка правильности силлогизма по круговым схемам. Сложные и сокращенные силлогизмы. Методологические трудности традиционной силлогистики: проблема единичных, универсальных и пустых терминов. «Индийский силлогизм».
  • 1.4.1. Дедуктивная логика. Основы классической логики. Основы классической логики высказываний.
    Формальная теория и логическое исчисление. Синтаксический и семантический подходы к логическому следованию. Язык и законы классической логики высказываний. Табличное построение классической логики высказываний. Натуральное исчисление высказываний. Эвристические приемы поиска вывода в натуральном исчислении высказываний. Аксиоматические теории. Виды аксиоматик. Формальные аксиоматики. Аксиоматический подход к построению исчисления высказываний. Мета-теоретические свойства классического исчисления высказываний: синтаксическая непротиворечивость и полнота, семантическая непротиворечивость и полнота, разрешимость. Понятие независимости аксиом и правил вывода.
  • 1.4.2. Дедуктивная логика. Основы классической логики. Основы классической логики предикатов.
    Язык логики предикатов первого порядка. Свободные и связанные индивидные переменные. Экзистенциальная и универсальная квантификация. Семантика логики предикатов первого порядка. Классы, множества, кортежи. Свойства и отношения. Понятие модели. Аксиоматическое и натуральное исчисления предикатов: понятия доказательства, теоремы, вывода и отношения выводимости. Семантическая непротиворечивость и полнота, синтаксическая непротиворечивость и неполнота, неразрешимость классического исчисления предикатов первого порядка. Логика предикатов первого порядка и традиционная логика. Принципы погружения традиционной силлогистики в логику предикатов первого порядка. Расширения стандартной логики предикатов первого порядка. Логика предикатов с равенством. Ограниченные и обобщенные кванторы. Языки высших порядков. Квантификация и онтологические допущения языка: канонический критерий Куайна и его альтернативы.
  • 1.5.1. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы модальной логики.
    Типы модальностей: алетические, деонтические, темпоральные, эпистемические, доксатические, аксиологические. Философские основания и истоки идеи возможных миров. Основные системы модальных логик (K, T, D, B, D4, D5, D45, KD45, S4, S5), дедуктивные отношения между ними. Семантика возможных миров. Проблема квантификации в модальной логике. De re и de dicto прочтение. Формула Баркан. 2D – семантика.
  • 1.5.2. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы темпоральной логики.
    Семантика темпоральной логики. Логика линейного времени. Логика ветвящегося времени. Проблема взаимоотношения темпоральных и алетических операторов. Темпоральная логика предикатов.
  • 1.5.3. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы деонтической логики.
    Семантика и дедуктивные свойства деонтических операторов.Парадоксы деонтической логики. Редукция Андерсона.
  • 1.5.4. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы stit-логик.
    Семантика и дедуктивные свойства операторов [cstit] и [dstit]. Групповые действия. Сочетание операторов действия и деонтических операторов.
  • 1.5.5. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы эпистемической логики.
    Эпистемическая логика. Знание и метазнание. Формы группового знания. Доксатическая логика. Операторы убеждения и условного убеждения. Динамическая эпистемическая логика. Публичное объявление (public announcement). Операторы информационного обновления: Классические задачи динамической эпистемической логики: «чумазые дети», «рассуждающие мудрецы». Эпистемическая логика и формальная эпистемология. Парадокс Мура, парадокс Фитча, проблема Геттьера на языке эпистемической логики.
  • 1.5.6. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Многозначные логики.
    Многозначные логики (трехзначная логика Лукасевича, логика Бочвара, трехзначные логики Клини). Тезис Сушко.
  • 1.5.7. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Интуиционистская логика.
    Семантика Крипке для интуиционистской логики. Связь интуиционистской логики с модальной логикой. Аксиоматическое построение интуиционистской логики. Натуральное исчисление для интуиционистской логики высказываний.
  • 1.5.8. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Релевантные и паранепротиворечивые логики.
    Аксиоматическое построение систем R, E и FDE. Логика B4. «Discussive logic». «Logic of Paradox».
  • 2.1. Философия логики. Становление и развитие логической семантики.
    Теоретические предпосылки возникновения общей теории знаковых систем. Семиология де Соссюра: язык и речь, означающее и означаемое, синхронное и диахронное, значение и значимость. Семиотика Пирса – Морриса. Антикартезианство и теория знаков Пирса: репрезентамент – объект – интерпретанта, иконические знаки – индексы – символы. Бихевиоризм Морриса: знак – десигнат – интерпретанта – интерпретатор, синтаксис – семантика – прагматика. Кантовская архитектоника логики, феноменологическая программа трансцендентального обоснования логики. Критика психологизма Гуссерлем. Знак и интециональность, ноэма и ноэзис. Феномен как смысл. Антипсихологизм и логицизм Фреге. Бикомпонентная семантика Фреге: функция и предмет, смысл и денотат, принципы контекстуальности и композициональности. «Логический атомизм», теория дескрипций и теория типов Рассела. Программа «преодоления метафизики логическим анализом языка»: семантические идеи Венского кружка. «Образная» теория языка раннего Витгенштейна. Априорность логики и проблема «мистического». Функционалистская концепция значения позднего Витгенштейна. Проблема «следования правилу» и «скептический парадокс» Крипке. «Языковая игра» как «форма жизни»
  • 2.2. Философия логики. Философские проблемы обоснования логики.
    Семантическое обоснование логических систем. Логические и семантические парадоксы. Семантическая замкнутость языка. Определение понятия истинности для формализованных языков: схема Тарского. Понятие дедуктивной системы и теоретико-модельное определение логического следования. Критерий инвариантности Тарского и принцип онтологической нейтральности Куайна. Теоретико-модельные свойства формальных теорий. Множественность интерпретаций, нестандартные модели и парадокс Сколема. Феномен онтологической редукции, парадокс Патнэма и философские основания теоретико-модельных семантик. Куайн о непостижимости референции и неопределенности перевода, «двух догмах эмпиризма», «центре» и «периферии» научной теории.
  • 2.3. Философия логики. Выразительные, вычислительные и дедуктивные возможности формализмов.
    Формальные системы, алгоритмы и вычислимые функции. Машина Тьюринга и тезис Тьюринга-Чёрча. Тест Тьюринга и «китайская комната» Сёрля. Теоремы Гёделя о неполноте достаточно богатых формальных теорий и недоказуемости непротиворечивости этих теорий их собственными средствами. Философский смысл ограничительных теорем. Формализуемое и неформализуемое в знании. Сильный и слабый искусственный интеллект.
  • 2.4. Философия логики. Основы логической прагматики. Теория речевых актов и ее альтернативы.
    Теория речевых актов и её эволюция. Локутивные, иллокутивные и перлокутивные речевые акты. Перформативная гипотеза. Коммуникативные импликатуры Грайса, постулаты речевого общения и коммуникативные неудачи. Постграйсианские прагматические теории. Основы теоретико-игровой семантики и прагматики. Конститутивные и регулятивные правила: институт и ритуал. Конституирующие правила аргументативного речевого акта. Аргументация как обоснование мнений и действий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий средняя оценка за контрольные работы (1-2 модули)
  • неблокирующий оценка за решение задач повышенной сложности в 1 и 2 модулях
  • неблокирующий средняя оценка за контрольные работы (3 модуль)
  • неблокирующий Экзамен 2 модуль
    Первая и вторая пересдачи проходят в такой же форме, что и устный экзамен.
  • неблокирующий Экзамен 3 модуль
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Google Forms (https://docs.google.com/forms/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%2 0ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться черновиком. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Экзамен 4 модуль
    Первая и вторая пересдачи проходят в такой же форме, что и устный экзамен.
  • неблокирующий средняя оценка за контрольные работы (4 модуль)
  • неблокирующий оценка за решение задач повышенной сложности в 3-м модуле
  • неблокирующий Аудиторная работа (4 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка за 1 и 2 модули (И12) формируется из следующих промежуточных оценок: КР12 – неокруглённая средняя оценка за контрольные работы в 1 и 2 модуле; O(КР12) – округлённая средняя оценка за контрольные работы в 1 и 2 модуле; З12 – оценка за решение задач повышенной сложности в 1 и 2 модулях; ЭКЗ12 – оценка за устный экзамен (2 модуль). Итоговая оценка за 1 и 2 модули формируется формируется по следующему принципу: 1) Если З12 = 10, то И12=10; 2) Если ЭКЗ12 ≥ O(КР12), то И12 = ЭКЗ12; 3) Если ЭКЗ12 < O(КР12), то И12 = 0.3* КР12 + 0.7* ЭКЗ12; В ведомость выставляется округленная итоговая оценка за 1 и 2 модули.
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Итоговая оценка за 3 модуль (И3) формируется из следующих промежуточных оценок: КР3 – неокруглённая средняя оценка за контрольные работы в 3 модуле, O(КР3) – округлённая средняя оценка за контрольные работы в 3 модуле, З3 – оценка за решение задач повышенной сложности в 3 модуле, ЭКЗ3 – оценка за письменный экзамен (3 модуль). Итоговая оценка за 1 и 2 модули формируется формируется по следующему принципу: 1) Если З3 = 10, то И3=10; 2) Если ЭКЗ3 ≥ O(КР3), то И3 = ЭКЗ3 3) Если ЭКЗ3 < O(КР3), то И3 = 0.3* КР3 + 0.7* ЭКЗ3 В ведомость выставляется округленная итоговая оценка за 3 модуль.
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая годовая оценка (ИТОГ) формируется по следующему принципу ИТОГ = (И12 + И3 + И4)/3, где И12 – неокруглённая итоговая оценка за 1 и 2 модули, И3 – неокруглённая итоговая оценка за 3 модуль, И4 – неокруглённая итоговая оценка за 4 модуль. Итоговая оценка за 4 модуль (И4) формируется из следующих промежуточных оценок: КР4 – неокруглённая средняя оценка за контрольные работы в 4 модуле, O(КР4) – округлённая средняя оценка за контрольные работы в 4 модуле, АУД4 – неокруглённая оценка за аудиторную работу в 4-м модуле, ЭКЗ4 – оценка за устный экзамен (4 модуль). Итоговая оценка за 4 модуль формируется по следующему принципу: И4 = 0.3*КР4 + 0.2*АУД4 + 0.5*ЭКЗ4. В ведомость выставляется округленная итоговая годовая оценка.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008
  • Основы логики : учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Benthem, J. F. A. K. van. (2011). Logical Dynamics of Information and Interaction. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=409031
  • Dynamic epistemic logic. (2007). Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-5839-4
  • Horty, J. F. (2001). Agency and Deontic Logic. Oxford [England]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=140526
  • Marion, M., Roy, O., & Girard, P. (2011). Dynamic Formal Epistemology. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=371335
  • Анисов А.М. Темпоральный универсум и его познание. – М., 2000. – 209 с. ISBN 5-201-02034-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346754
  • Сидоренко Е.А. Релевантная логика (предпосылки, исчисления, семантика). - М., 2000. - 244 с. - ISBN 5-201-01925-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345461