• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эстетика

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Эстетика» охватывает ряд основных тем современной эстетики в рамках аналитической философской традиции. В первой части курса рассматриваются вопросы, связанные непосредственно с искусством, например: «Что такое искусство?», «Какова фундаментальная природа произведений искусства?», «Почему искусство вызывает у нас интенсивные эмоции (печаль, страх, радость), даже если мы знаем, что то, о чем оно нам сообщает, нереально?», «Зависит ли художественная ценность произведения от его морального статуса?». Вторая часть курса посвящена эстетическому как таковому. Среди рассматриваемых вопросов: «Каким образом можно прояснить понятие эстетического?», «Как эстетические свойства соотносятся с неэстетическими?», «Какова природа эстетического вкуса?», «Возможны ли универсально значимые эстетические суждения?», «От каких свойств зависит эстетическая ценность?», «Как эстетическая ценность соотносится с ценностью художественной?». Курс также включает в себя блок онлайн-лекций по современному искусству («Современное искусство»; https://openedu.ru/course/hse/CONTART/).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Прояснение базовых эстетических понятий
  • Рассмотрение ряда основных проблем современной эстетики и подходов к решению этих проблем
  • Определение областей, где возможна оригинальная философская работа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание того, что такое эстетика
  • знание основных периодов развития эстетики
  • знание основных подходов к ответу на вопрос "Что такое искусство?"
  • знание основных подходов к трактовке онтологического статуса произведений искусства
  • знание основных теорий эмоций
  • знание возможных подходов к решению "парадокса художественного вымысла" и "парадокса трагедии/ужаса"
  • знание проблематики, касающейся соотношения моральности и эстетической ценности
  • знание основных позиций по вопросу о влиянии моральности/аморальности художественного произведения на его эстетическую ценность
  • знание основных подходов к трактовке понятия эстетического
  • знание основных подходов к решению проблемы определимости эстетических свойств
  • знание основных подходов к трактовке отношения эстетических свойств к неэстетическим свойствам
  • знание основных теорий эстетического вкуса
  • знание истории современного искусства
  • знание теории современного искусства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Что изучает эстетика? Эстетика и философия искусства. Периодизация.
  • Что такое искусство?
    Определение «искусства» как ответ на вопрос «Что такое искусство?». Общие требования, предъявляемые к определению. Платон и Аристотель об искусстве. Искусство как эмоциональное заражение (Л. Н. Толстой). Искусство как значимая форма (Клайв Белл и Роджер Фрай). Искусство как эмоциональное выражение (Р. Дж. Коллингвуд). Аргументы против определимости «искусства»; антиэссенциализм (Моррис Вейц). Реляционная природа «искусства». Искусство как эстетический артефакт (Монро Бердсли). Искусство как институциональный объект (Джордж Дики). Искусство как исторический объект (Джеррольд Левинсон). Искусство как то, что подпадает под какой-либо вид искусства (Доминик Лопес). Вопрос о необходимости определения «искусства». Кластерный подход к «искусству» (Берис Гот).
  • Онтология искусства
    Отличие вопроса «Что такое искусство?» от вопроса об онтологическом статусе искусства. Онтологические категории: физическое, ментальное, абстрактное (Гидеон Розен, Дэвид Льюис). Онтологический плюрализм касательно искусства. Физикалистский подход к трактовке онтологического статуса повторяемых произведений искусства (Питер Элвард, Крис Тиллман, Бен Каплан). Менталистский подход к трактовке онтологического статуса повторяемых произведений искусства (Р. Дж. Коллингвуд, Жан-Поль Сартр). Абстракционистский подход к трактовке онтологического статуса повторяемых произведений искусства (Платон, Ричард Уоллхайм, Николас Уолтерсторф, Питер Киви, Джулиан Додд, Грегори Карри, Джеррольд Левинсон, Эми Томассон, Гай Рорбау). Проблема создания (Гарри Дойч). Фикционализм относительно онтологии повторяемых произведений искусства (Эндрю Каниа, Росс Кэмерон).
  • Эмоции и искусство
    Основные подходы к пониманию эмоций (Роберт Соломон). Парадокс художественного вымысла (Кендалл Уолтон, Питер Ламарк). Искусство и отрицательные эмоции; парадокс трагедии/ужаса (Аристотель, Дэвид Юм, Ноэль Кэрролл, Сьюзен Фейгин, Берис Гот). Проблема рациональности эмоционального отклика в отношении произведений искусства (Колин Рэдфорд).
  • Искусство и мораль
    Радикальный морализм (Л. Н. Толстой, Пьер Бурдье), радикальный автономизм (Ричард Познер, Оскар Уайльд), умеренный автономизм (Джеймс Андерсон, Джеффри Дин), умеренный морализм (Ноэль Кэрролл), этицизм (Берис Гот). Аморальность произведения искусства и цензура.
  • Понятие эстетического
    Возникновение термина «эстетический» (Александр Баумгартен, Энтони Эшли-Купер Шэфтсбери, Фрэнсис Хатчесон, Эдмунд Берк). Иммануил Кант, Артур Шопенгауэр, Клайв Бэлл об эстетическом восприятии. Природа эстетического опыта в понимании Монро Бердсли и Джорджа Дики. Эстетический интернализм vs. эстетический экстернализм.
  • Природа эстетических свойств
    Вопрос о зависимости эстетического от неэстетического (Фрэнк Сибли, Питер Киви, Джеррольд Левинсон). Аргумент Фрэнка Сибли против определимости эстетических свойств. Онтологическая зависимость эстетических свойств от неэстетических свойств; супервентность. Проблема демаркации эстетических свойств (Тэд Коэн). Питер Киви об определимости эстетических свойств. Зависимость эстетических свойств от художественных категорий и исторического контекста (Кендалл Уолтон).
  • Проблема эстетического вкуса
    Возможные понимания эстетического вкуса в рамках философии Платона, Аристотеля, Августина и Фомы Аквинского. Трактовка эстетического вкуса Фрэнсисом Хатчесоном, Дэвидом Юмом, Эдмундом Берком и Иммануилом Кантом. Вопрос о существовании объективного эстетического вкуса (Дэвид Юм). Проблема обоснования следования предписаниям объективного художественного вкуса (Джеррольд Левинсон). Художественная ценность vs. эстетическая ценность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен по онлайн-курсу "Современное искусство"
  • неблокирующий Контрольная работа
    Тестирование проводится на первом занятии третьего модуля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Контрольная работа + 0.3 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен + 0.1 * Экзамен по онлайн-курсу "Современное искусство" + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия искусства : учеб. пособие для вузов, Никитина, И. П., 2008
  • Эстетика : учебник для вузов, Борев, Ю. Б., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anna Christina Ribeiro. (2015). The Bloomsbury Companion to Aesthetics. Bloomsbury Academic.
  • Berys Gaut, & Dominic Lopes. (2013). The Routledge Companion to Aesthetics: Vol. Third Edition. Routledge.
  • Jerrold Levinson. (2011). Music, Art, and Metaphysics: Vol. [New ed.]. OUP Oxford.
  • Peter Kivy. (2004). The Blackwell Guide to Aesthetics. Wiley-Blackwell.