• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Логика

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 47.03.01 - Философия, обучающихся по специализации философия, изучающих дисциплину логика. Роль учебного курса логики для студентов образовательной программы «Философия» НИУ ВШЭ оценивается, исходя из многовековой традиции, рассматривающей логику как органон философии и включающей её в тривиум - фундамент классического образования. Логическая грамотность – не дополнение, а базисный компонент профессиональной компетентности любого гуманитария, в особенности, философа. Эта профессиональная компетентность предъявляет особые требования к аналитической культуре, предполагая систематическое и осознанное обращение к логическим методам. Изучение логики образует базисный компонент профессиональной подготовки философа, поскольку способствует формированию культуры мышления, развивает способность логически правильно выстраивать и анализировать философские аргументы, помогает понять роль логики в современных философских исследованиях. Курс логики для студентов образовательной программы «Философия» НИУ ВШЭ охватывает три модуля и включает чтение лекций и проведение семинарских занятий. Проведение семинарских занятий по логике связано с обучением практическим навыкам корректных логических операций и является необходимым компонентом курса логики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Логика» являются: ознакомление студентов с логическими принципами анализа информации и принятия рациональных решений; обучение образцам корректных логических операций и металогическим знаниям, обучение правилам аргументации и полемики, навыкам рационального убеждения в дискурсах различного типа, в том числе, в философском дискурсе; овладение концептуальным аппаратом логической семиотики и принципами его использования в интерпретации текстовой информации; знакомство с теоретико-модельными и теоретико-доказательственными свойствами формальных теорий, анализ методологического значения ограничительных теорем о выразительных, вычислительных и дедуктивных возможностях формализмов, оценка философского значения и границ метода формализации; углубление методологической подготовки студентов на основе знакомства с синхроническим и диахроническим многообразием рациональности, основными этапами развития логики, проблематикой современных неклассических логик, связанной со спецификой неклассической науки и неклассической рациональности.
  • ознакомление студентов с логическими принципами анализа информации и принятия рациональных решений.
  • обучение образцам корректных логических операций и металогическим знаниям, обучение правилам аргументации и полемики, навыкам рационального убеждения в дискурсах различного типа, в том числе, в философском дискурсе
  • овладение концептуальным аппаратом логической семиотики и принципами его использования в интерпретации текстовой информации
  • знакомство с теоретико-модельными и теоретико-доказательственными свойствами формальных теорий, анализ методологического значения ограничительных теорем о выразительных, вычислительных и дедуктивных возможностях формализмов, оценка философского значения и границ метода формализации
  • углубление методологической подготовки студентов на основе знакомства с синхроническим и диахроническим многообразием рациональности, основными этапами развития логики, проблематикой современных неклассических логик, связанной со спецификой неклассической науки и неклассической рациональности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеем методами логического анализа философских текстов
  • владеет навыками логического анализа различного рода рассуждений;
  • знает металогические свойства и онтологические предпосылки различных логических систем.
  • знает основные системы модальных логик
  • знает основные этапы развития современной философской логики
  • знает основы деонтической логики
  • знает основы интуиционистской логики
  • знает основы логики действий
  • знает основы многозначных логик
  • знает основы релевантных и паранепротиворечивых логик
  • знает основы темпоральной логики
  • знает основы эпистемической логики
  • знает принципы и методы традиционной и математической, классической и неклассических логик
  • умеет анализировать логическую структуру высказывания средствами классической логики предикатов
  • умеет восстанавливать энтимемы до правильного силлогизма
  • умеет классифицировать логические операции
  • умеет критически анализировать аргументативные философские тексты
  • умеет определять логические отношения между высказываниями
  • умеет правильно совершать операции над объемом понятия
  • умеет строить таблицы истинности для классической логики высказываний
  • умеет устанавливать выполнимость в модели Крипке для модальной формулы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1. Дедуктивная логика. Предмет логики.
  • 1.2. Дедуктивная логика. Основы логической семиотики.
  • 1.3.1. Дедуктивная логика. Элементы традиционной логики. Традиционная теория понятия.
  • 1.3.2. Дедуктивная логика. Элементы традиционной логики. Силлогистика.
  • 1.4.1. Дедуктивная логика. Основы классической логики. Основы классической логики высказываний.
  • 1.4.2. Дедуктивная логика. Основы классической логики. Основы классической логики предикатов.
  • 1.5.1. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы модальной логики.
  • 1.5.2. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы темпоральной логики.
  • 1.5.3. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы деонтической логики.
  • 1.5.4. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы stit-логик.
  • 1.5.5. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Основы эпистемической логики.
  • 1.5.6. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Многозначные логики.
  • 1.5.7. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Интуиционистская логика.
  • 1.5.8. Дедуктивная логика. Элементы неклассических логик. Релевантные и паранепротиворечивые логики.
  • 2.1. Философия логики. Становление и развитие логической семантики.
  • 2.2. Философия логики. Философские проблемы обоснования логики.
  • 2.3. Философия логики. Выразительные, вычислительные и дедуктивные возможности формализмов.
  • 2.4. Философия логики. Основы логической прагматики. Теория речевых актов и ее альтернативы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий средняя оценка за текущие контрольные работы (3 модуль)
  • неблокирующий Экзамен 2 модуль (устный)
  • неблокирующий Итоговая контрольная работа за 3 модуль
  • неблокирующий Экзамен 4 модуль (устный)
    Первая и вторая пересдачи проходят в такой же форме, что и устный экзамен.
  • неблокирующий средняя оценка за текущие контрольные работы (1-2 модули)
  • неблокирующий средняя оценка за текущие контрольные работы (3 модуль)
  • неблокирующий средняя оценка за текущие контрольные работы (4 модуль)
  • неблокирующий Аудиторная работа (4 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    Итоговая оценка за 1 и 2 модули (И12) формируется из следующих промежуточных оценок: – КР12 – неокруглённая средняя оценка за контрольные работы в 1 и 2 модуле; – O(КР12) – округлённая средняя оценка за контрольные работы в 1 и 2 модуле; – ЭКЗ12 – оценка за устный экзамен (2 модуль). Итоговая оценка за 1 и 2 модули формируется формируется по следующему принципу: 1) Если ЭКЗ12 ≥ O(КР12), то И12 = ЭКЗ12; 2) Если ЭКЗ12 < O(КР12), то И12 = 0.3* КР12 + 0.7* ЭКЗ12; В ведомость выставляется округленная итоговая оценка за 1 и 2 модули.
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.1 * Аудиторная работа (4 модуль) + 0.25 * Экзамен 4 модуль (устный) + 0.35 * Итоговая контрольная работа за 3 модуль + 0.15 * средняя оценка за текущие контрольные работы (4 модуль) + 0.15 * средняя оценка за текущие контрольные работы (3 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анисов А.М. Современная логика. – М., 2002. – 274 с. ISBN 5-201-02079-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345809
  • Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008
  • Михайлов К. А. - ЛОГИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 467с. - ISBN: 978-5-534-04524-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-431905
  • Основы логики : учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Benthem, J. F. A. K. van. (2011). Logical Dynamics of Information and Interaction. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=409031
  • Dynamic epistemic logic. (2007). Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-5839-4
  • Horty, J. F. (2001). Agency and Deontic Logic. Oxford [England]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=140526
  • Marion, M., Roy, O., & Girard, P. (2011). Dynamic Formal Epistemology. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=371335
  • Анисов А.М. Темпоральный универсум и его познание. – М., 2000. – 209 с. ISBN 5-201-02034-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346754
  • Михайлов К. А., Горбатов В. В. - ЛОГИКА. ПРАКТИКУМ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 431с. - ISBN: 978-5-534-04536-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-praktikum-431994
  • Попов Ю.П. - Логика - КноРус - 2009 - ISBN: 978-5-390-00251-3-L-2013 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/227813
  • Светлов, В. А. Логика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. А. Светлов. – М.: Логос, 2012. – 432 с. – (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-618-0.
  • Сидоренко Е.А. Релевантная логика (предпосылки, исчисления, семантика). - М., 2000. - 244 с. - ISBN 5-201-01925-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345461