• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Историософские сочинения русских писателей в европейском контексте"

2017/2018
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели


Велижев Михаил Брониславович

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Историософские сочинения русских писателей в европейском контексте» посвящен исследованию не-литературных текстов русских писателей и публицистов: - политических и историософских сочинений («Дневник писателя» Достоевского, «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя, записка «О древней и новой России» Карамзина, первое «Философическое письмо» Чаадаева и пр.); - литературно-критических текстов; - источников личного происхождения (мемуары, переписка и пр.). С хронологической точки зрения, мы занимаемся «долгим» XIX веком, который начинается с царствования Екатерины II и продолжается вплоть до революции 1917 г. Особое внимание в рамках НИСа уделяется сравнительным исследовательским сюжетам. Мы убеждены, что изучение русской литературы имперского периода невозможно помыслить без обращения к истории культурных трансферов между «Западом» и «Востоком». Кроме того, нас интересует междисциплинарная история социо-культурных институтов в России XIX столетия – великосветских салонов, интеллектуальных кружков, масонских лож, театра, прессы, двора. В центре нашего внимания находятся особые социальные практики, присущие тому или иному элементу публичной сферы, – «живые картины», музыкальные и театральные опыты дворянских дилетантов, круг чтения – столичного и провинциального, организация профессиональных «юбилеев», путешествия русских дворян по России и Европе, иностранные путешественники в России и пр. Наконец, существенно, что, разделяя «фикциональные» и «не-фикциональные» тексты, мы тем не менее предлагаем рассматривать их в связи друг с другом: так, если мы рассуждаем о Достоевском-публицисте, то нас особо интересует, каким образом опыт Достоевского-литератора сказался на его представлениях об истории России и ее месте в современном ему мире.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами основными понятиями и методами интеллектуальной истории.
  • Обретение студентами навыков анализа русской историософской прозы XIX века в рамках курсовой работы и ВКР.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные события русской интеллектуальной истории и истории русской историософской прозы XIX века (в объеме, соответствующем главной теме курса)
  • знать методы филологического исследования в области интеллектуальной истории и истории русской историософской прозы
  • знать понятия и категории интеллектуальной истории
  • уметь применять методологию интеллектуальной истории при анализе нон-фикциональных текстов, созданных на русском языке в XIX веке
  • уметь применять методологию, разработанную в рамках истории русской историософской прозы XIX века при анализе художественных текстов
  • уметь пользоваться методикой выбора методологии междисциплинарного исследования
  • уметь ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по семинару
  • владеть навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы
  • владеть навыками обработки и интерпретации результатов научного исследования
  • владеть методами теоретического исследования в области интеллектуальной истории и истории русской историософской прозы XIX века
  • владеть навыками применения основных методов филологического анализа для решения исследовательских задач в области интеллектуальной истории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Анализ историософского текста: теория и метод (аристократическая культура).
    Магистральной темой научно-исследовательского семинара в 2016-1017 гг. является «Аристократическая культура в компаративном освещении». В соответствии с основной линией семинара устроена его «методологическая» часть. Так, студенты комментируют и обсуждают научную литературу, посвященную следующим сюжетам: аристократия в Европе XIX в. (обсуждение книги Д. Ливена), русская аристократическая культура первой половины XIX в. (на материалах послания А.С. Пушкина «К вельможе», книги Е.Э. Ляминой и Н.В. Самовер «Бедный Жозеф» и др.), французская аристократия эпохи Реставрации, театр и театральность в русской и европейской аристократической культуре XVII, XVIII и первой половины XIX вв. Задачи НИСа в данном случае ориентированы на демонстрацию студентам возможностей различных подходов к изучению институтов и практик аристократической культуры (салон, усадьба, театр, двор, частная библиотека и пр.).
  • «Три повести» Н.Ф. Павлова: текст и контекст
    Одним из важных микросюжетов научно-исследовательского семинара является рассмотрение образа чиновника в междисциплинарной перспективе – фикциональных и нон-фикциональных текстов XIX века. Во время работы студенты выявляют социальные практики русского и европейского чиновничества, в частности на примере комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и его повести «Шинель», воспоминаний М.А. Дмитриева, дневников М.А. Корфа, повестей Ф.М. Достоевского «Бедные люди» и «Скверный анекдот», мемуарной прозы А.И. Герцена.
  • Обсуждение хода работы над курсовыми проектами. Сообщения студентов, дискуссии.
    Проблемы выбора материала и стратегии. Инструменты работы с библиографией. Продвинутый поиск по базам данных в подписке библиотеки НИУ-ВШЭ и в открытых источниках. Методы презентации.
  • Доклады студентов по теме курсовой работы и ВКР.
    Выступление каждого студента с заблаговременной рассылкой материалов, участие в дискуссии научного руководителя курсовой работы и всех участников семинара.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий выступления
  • неблокирующий участие
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * выступления + 0.5 * участие
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гоголь Н. В. - Вечера на хуторе близ Диканьки - Художественная классика - - 105с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/901446
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Бедный Жозеф" : жизнь и смерть Иосифа Виельгорского : опыт биографии человека 1830-х годов, Лямина, Е. Э., 1999
  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
  • Избранные труды, Вацуро, В. Э., 2004
  • О процессе цивилизации. Т.1: Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада, Элиас, Н., 2001
  • О процессе цивилизации. Т.2: Изменения в обществе; Проект теории цивилизации, Элиас, Н., 2001
  • Общество индивидов, Элиас, Н., 2001
  • Письменная культура и общество, Шартье, Р., 2006
  • Российская империя и ее враги с XVI века до наших дней, Ливен, Д., 2007
  • Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т.1: От Петра Великого до смерти Николая I, , 2002