• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Русская литература ХХ века"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Цель этого научно-исследовательского семинара – детальное знакомство студентов с отечественной поэзий и прозой прошлого столетия, а также научными работами об этом периоде. Метод, используемый на семинаре: «медленное чтение» произведений русской литературы ХХ века, а также доклады студентов с разборами выбранных ими произведений и подробное обсуждение этих докладов (на основе которых по итогам семинара пишутся курсовые). Соответственно, материалом для работы в рамках научно-исследовательского семинара служат как тексты, выбранные для анализа преподавателем, так и тексты, выбранные студентами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами основными навыками анализа русской литературы XX века в рамках курсовой работы и ВКР.
  • Знакомство студентов с основными произведениями и авторами отечественной поэзии и прозы XX века.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные вехи русской литературы XX века;
  • знать методы филологического анализа русской поэзии и прозы ХХ века
  • уметь применять различные методы филологического анализа при исследовании русской поэзии и прозы ХХ века
  • применять методологию, разработанную в рамках истории русской литературы XX века при анализе художественных текстов
  • ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по семинару
  • владеть навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы
  • владеть навыками обработки и интерпретации результатов научного исследования
  • владеть методами теоретического исследования в области истории русской литературы XX века
  • владеть навыками применения основных методов филологического анализа для решения исследовательских задач в области истории русской литературы XX века
  • владеть навыком подготовки выпускной квалификационной работы бакалавра
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русская поэзия ХХ века: звук и смысл
    Задачей первой части курса является выявление основных линий экспериментов и исканий в области звука и смысла в русской поэзии ХХ века. Студенты на семинарах по этой теме комментируют и анализируют тексты М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Ахматовой, В. Ходасевича, Н. Олейникова под разными методологическими углами, например: "Интонационные паузы в лирике М. Цветаевой ("Попытка ревности"; "Читатели газет"); "Семантический ореол метра" (Олейников "Кузнечик, мой верный товарищ..."; Ходасевич "Не ямбом ли четырехстопным..."); звукопись и семантика (Пастернак "Сестра моя жизнь"). Задачи НИСа в данном случае ориентированы на демонстрацию студентам возможностей различных подходов к звуковой стороне и стиха и поискам связи звука и смысла. Литература: Гаспаров М.Л. Метр и смысл. М., 1999; Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. М., 2001; Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974; Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972; Хьюз Р. Ходасевич: ода русскому четырехстопному ямбу // Toronto Slaviv Quarterly. № 18. 2006. http://sites.utoronto.ca/tsq/18/hughes18.shtml; Лекманов О.А., Свердлов М.И. «Кто я такой? Вопрос нелепый». Жизнь и стихи Николая Олейникова. М., 2018; Жолковский А.К. Поэтика Пастернака. Инварианты. Структуры. Интертексты. М., 2011; Гаспаров М.Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. М., 2001.
  • Русская поэзия ХХ века: риторика и композиция.
    Следующей большой темой курса является изучение риторических и композиционных сдвигов в поэзии ХХ века. Особое внимание в этой части курса уделяется прослеживанию образных сцеплений и ассоциативных скачков в композиции стихотворений О Мандельштама ("В игольчатых чумных бокалах..."), Б. Пастернака ("Ночь"), Н. Олейникова ("Я влюблен в Генриетту Давыдовну..."); мотивному анализу стихотворений А. Ахматовой ("Смятенье"), И. Анненского ("Смычок и струны"). . Литература: Эткинд Е. Г. Там, внутри. Русская поэзия XX века.; СПб.,1996; Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970; Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М. 1998; Лекманов О.А., Свердлов М.И. «Кто я такой? Вопрос нелепый». Жизнь и стихи Николая Олейникова. М., 2018; Жолковский А.К. Поэтика Пастернака. Инварианты. Структуры. Интертексты. М., 2011; Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973; Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.
  • Русская поэзия ХХ века: образный ряд и разворачивание темы.
    На этом этапе ставится задача анализа образной системы модернистского поэтического текста ¬- например, в двух "Балладах" В. Ходасевича. Особое внимание в данном цикле уделяется "темным" текстам, их "дешифровке" и интерпретации; предметом "пристального чтения" и разгадывания становятся такие "закрытые" тексты, как "Жили-были на горе..." А. Введенского и "Грифельная ода" О. Мандельштама. Особой задачей в завершении разборов стихотворных текстов является анализ-комментарий, подтекстовый и контекстный анализ (например, стихотворения Бродского "На смерть Жукова"). Литература: Гаспаров М.Л. О. Мандельштам: гражданская лирика 1937 года. М., 1996; Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб, Азбука. 2001; Эткинд Е.Г. Материя стиха. М., 1998; Бочаров С.Г. «Памятник» В. Ф. Ходасевича // Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1. М., 1996; Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М. 1998; Лекманов О.А. Ключи к серебряному веку. М., 2018; Ronen O. An approach to Mandelstam. Jerusalem, 1983; Лотман М.Ю. «На смерть Жукова» // Как работает стихотворение Бродского: Сб. статей. — М.: Новое литературное обозрение, 2002.
  • Мотивный анализ русской прозы ХХ века.
    Задачей "прозаической" части курса является отрабатывание техники мотивного анализа рукой модернистской прозы. При разборе таких произведений, как "Ловец человеков" Е. Замятина, "Солнечный удар" И. Бунина, "Удар крыла" В. Набокова, "Любка Казак" И. Бабеля, прослеживаются переклички "далековатых идей", скрытые сцепления образных рядов. траектории образных лейтмотивов. Литература: Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: М., 1994; Жолковский А.К., Ямпольский М.Б. Бабель/Babel. М., 1994; Долинин А. А. Истинная жизнь писателя Сирина: работы о Набокове. СПб., 2004; Марченко Т. В. Поэтика совершенства: о прозе Ивана Бунина. М., 2015; Щеглов Ю.К. Проза. Поэзия. Поэтика: Избранные работы. М., 2012; Чудакова М.О. Избранные работы: Литература советского прошлого. М., 2001. Т. 1.
  • Доклады студентов по теме курсовой работы
    Выступление каждого студента с заблаговременной рассылкой материалов, участие в дискуссии научного руководителя курсовой работы и всех участников семинара.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа студентов
  • неблокирующий эссе
    Эссе по дисциплине является библиографическим и историографическим и сдается в конце 2 модуля. Задача автора эссе – суммировать библиографию и историографию научной проблемы, решению которой посвящена курсовая или выпускная-квалификационная работа студента. Ограничение по объему – не менее 10 тыс. знаков с пробелами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * аудиторная работа студентов + 0.4 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман Ю. М., 2011
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко У., Костюкович Е., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русский стих начала XX века в комментариях : учеб. пособие для вузов, Гаспаров М. Л., Дорофеева Л., 2001