• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Проблемы изучения английской и американской литератур: текст, подтекст, контекст"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

НИС «Проблемы изучения английской и американской литератур: текст, подтекст, контекст» посвящен проблемам изучения литературы Великобритании и США, традициям этого изучения в России и англоязычной академической среде в контексте традиционных филологических и актуальных теоретических проблем гуманитарного знания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • систематизация и углубление знаний, приобретенных студентами на курсах истории и теории литературы
  • овладение профессиональной терминологией, методами и навыками чтения и филологического анализа текста на русском и английском языке, методами ведения научной дискуссии
  • дальнейшее развитие умений и навыков, необходимых для проведения самостоятельного научного исследования и написания научной работы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • умение формулировать тему и проблему исследования, ставить выполнимые цели и задачи исследования
  • знание основных подходов к изучению зарубежной (англоязычной) литературы в русском культурном контексте (изучение перевода, исследование критики, интермедиальные адаптации и др.).
  • знание принципов работы с англоязычными источниками и их отличия от работы с русскими источниками, умение реферировать чужие исследования и корректно ссылаться на них.
  • умение формулировать тему и проблему исследования, ставить выполнимые цели и задачи исследования, владение навыками чтения, анализа и обсуждения научных исследований на русском и английском языках, обсуждения и критического анализа чужих исследований
  • умение выбирать метод исследования, владение навыками применения основных аналитических процедур того или иного научного метода
  • владение навыками чтения, анализа и обсуждения научных исследований на русском и английском языках, применения основных аналитических процедур того или иного научного метода, обсуждения и критического анализа чужих исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Презентация выбранного направления исследований в рамках НИСа.
    Презентация выбранного направления исследований в рамках НИСа. Особенности проблематики, история изучения вопроса. Междисциплинарная специфика выбранного направления. Актуальные научные направления: литература и идентичность. Национальная и имперская идентичность. Лингвистика художественного текста: историческая, региональная (диалектная), стилистическая специфика текста. Проблемы перевода англоязычной литературы: перевод и канон, лингвистические вызовы перевода, перевод и реалии. Формальные требования к содержанию и структуре курсовой работы и ВКР. Обсуждение предварительных тем курсовых работ и ВКР, вопросы выбора материала и стратегии исследования.
  • Анализ художественного текста.
    Анализ художественного текста. Роль биографии автора и истории текста. Особенности историко-литературного комментария. Комментарий и интерпретация. Соотношение оригинала и перевода. Оригинал и адаптация.
  • Правила оформления и составления библиографии курсовой работы или ВКР.
    Правила оформления и составления библиографии курсовой работы или ВКР. Инструменты работы с библиографией. Продвинутый поиск по базам данных в подписке библиотеки НИУ ВШЭ и в открытых источниках. Основные словари.
  • Обсуждение хода работы над курсовыми и ВКР.
    Обсуждение хода работы над курсовыми и ВКР. Методы презентации. Краткие сообщения студентов (обоснование темы, предварительные результаты работы с источниками и научной литературой).
  • Современные подходы и методы изучения художественного текста (обсуждение статей по выбранному направлению исследований в рамках НИСа, выступлений приглашенных докладчиков).
    Современные подходы и методы изучения художественного текста (обсуждение статей по выбранному направлению исследований в рамках НИСа, выступлений приглашенных докладчиков).
  • Обсуждение докладов студентов по выбранным темам курсовых работ и ВКР.
    Обсуждение докладов студентов по выбранным темам курсовых работ и ВКР. Стратегии ведения научной дискуссии и рецензирования. Выступление каждого студента с заблаговременной рассылкой материалов, участие в дискуссии научного руководителя курсовой работы или ВКР и всех участников НИСа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий посещение семинарских занятий
  • неблокирующий участие (активность) в семинарских занятиях
  • неблокирующий участие (активность) в дискуссиях (обсуждение докладов)
  • неблокирующий доклад № 1 (обоснование выбранной темы)
  • неблокирующий доклад № 2 (основные результаты исследования)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.16 * доклад № 1 (обоснование выбранной темы) + 0.29 * доклад № 2 (основные результаты исследования) + 0.2 * посещение семинарских занятий + 0.15 * участие (активность) в дискуссиях (обсуждение докладов) + 0.2 * участие (активность) в семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., Костюкович, Е., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Richter, D. H. (2018). A Companion to Literary Theory. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1713325
  • Маликова Мария Эммануиловна. (n.d.). К описанию «Филологического перевода» в 1930-е гг. : А. А. Франковский - переводчик английского романа XVIII в. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fk-opisaniyu-filologicheskogo-perevoda-v-1930-e-gg-a-a-frankovskiy-perevodchik-angliyskogo-romana-xviii-v