• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Философия

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Школа философии
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс рассчитан на два модуля. Его цель – дать студентам 1 курса ОП "Филология" общие представления о философии как области науки, мировоззрении и учебной дисциплине, последовательно знакомя их с базовыми идеями мировой философии (от античности до современных течений); через историко-философский контекст ввести их в понимание базовых начал философского познания: онтологии и гносеологии (эпистемологии), дать представление о «практической философии» и ее разделах, особое внимание уделить проблемам философской антропологии и, наконец, рассмотреть ряд мировоззренческих тем экзистенциального характера, предоставив студентам средства и возможности для рефлексивного восприятия собственного бытия. Задача преподавания философии как дисциплины общего цикла не только в том, чтобы дать знания, логические навыки и «технологию мышления», но и в том, чтобы сформировать навыки рефлексивного знания о самом себе и мире. Курс построен на стыке историко-философской, теоретико-методологической и мировоззренческой проблематики. Отдельно выделены проблемы философии и личности, философии и веры/неверия, аксиологии, экзистенциализма и т.д. Формально материал структурирован в соответствии с историей мировой философской мысли.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Знать основные концепции, имена и направления историко-философской мысли, владеть основной научной терминологией • Уметь реферировать и критически анализировать философские тексты, выделять и обобщать основные идеи, интерпретировать прочитанное в контексте современной проблематики • Владеть навыками рефлексивного знания о себе и мире
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные определения философии, отличает ее от науки и религии, знает основные разделы философии.
  • Понимает специфику античного мышления, знает основные концепции и представителей.
  • Понимает роль философии и богословия в средневековой культуре, знает основные проблемы.
  • Сравнивает различные концепции познания, понимает связь между философией и естественной наукой, знает основных представителей.
  • Сравнивает различные концепции государства, знает основные теории его происхождения.
  • Знает основные подходы к концептуализации исторического процесса, выделяет их при анализе конкретных теорий.
  • Знает основные направления, проблематику и терминологию неклассической философии.
  • Знает основные тенденции современной философии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое философия?
    Предмет и задачи современной философии. Философия и «здравый смысл»; философия и «польза»; философия и наука; философия и мировоззрение; восточная мудрость vs. греческая любовь к ней; можно ли научить мыслить; история философии как ключ к философскому познанию; что такое методология философского знания; философия как учебная дисциплина (основные разделы) или зачем нужна сегодня философия в вузе.
  • Античная философия: этапы, школы и проблематика
    Специфика древнегреческой цивилизации. Античная философия – концепции происхождения; афинский образец; общие понятия ранней греческой философии; миф и логос, проблема начал и проблема идеального. Понятие справедливости, человек как существо политическое, феномен полиса и республики. Афины времен Сократа - особенность управления и слова. Образ Сократа с точки зрения двух эпох. Сократовский метод познания: ирония, майевтика, диалектика и логика. Сократ и Платон, платоновская Академия и Аристотель. Диалоги Платона. Учение Платона об идеях, идеальном государстве, бессмертии души и воспитании. Идеализм как форма философского знания – дискуссия и признание. Аристотель и Ликей, как Аристотель «исправил» Платона или учение о Перводвигателе. Значение Аристотеля в мировой философии, учение о методе познания; Аристотель как первый энциклопедист и классификатор наук. Учение о категориях. Философия эллинизма и поздней античности.
  • Средневековая философия и эпоха Возрождения
    Философские проблемы бытия Бога. Проблема универсалий в средневековой мысли. Проблема человеческой свободы и теория предопределения. Своеобразии христианского вероучения; три этапа средневековой философии; восточная и западная патристика; роль схоластики в средневековой цивилизации; гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения; философские основания Реформации и Контрреформации.
  • Новоевропейская онтология и теория познания
    Новый всплеск интереса к философии. Формы познания и критерии достоверности знания. Основания познания и его границы. Вопрос об источниках морали. Эмпиризм против рационализма или наука о методе; индуктивный метод Ф. Бэкона и основы эмпирического подхода в науке; Т.Гоббс: между эмпиризмом и рассудочным рационализмом; Д.Локк: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах; Локк и Гоббс о социальных условиях свободы. Концепция разделения властей. Веротерпимость как социальная проблема; Дж.Беркли: существовать – значит быть воспринимаемым; скептицизм Д.Юма: против религиозного и метафизического догматизма; дедуктивное древо Р.Декарта и природа классического рационализма; учение о методе; дуализм и принцип радикального сомнения.
  • Модерное государство как философская проблема
    Возникновение понятия государства; теории общественного договора Т.Гоббса, Дж.Локка и Ж.-Ж.Руссо. Суверен и суверенитет. Естественные права человека и гражданина. Философские подходы к проблематике революции, авторитаризма и тоталитаризма.
  • Смысл истории и направленность исторического процесса
    Основные проблемы философии истории. Теория культурно-исторических типов. Циклическая модель истории. Теория прогресса. Науки о природе vs науки о духе.
  • Критика основ классической метафизики
    Метафизика и базовые категории онтологии. Бытие как центральная категория онтологии. Бытие и сущее. Диалектика бытия и небытия. Движение и развитие. Проблема прогресса. Детерминизм и индетерминизм. Понятие закона. Пространство и время: основные подходы. Социокультурное восприятие пространства и времени. Что значит неклассическая философия? Изменение предмета и задач философии. Феноменология – Брентано и Гуссерль: поиски формулы сознания. Особенности и основные этапы позитивизма. Философская герменевтика. М.Фуко: смерть субъекта.
  • Критика идеализма в современной философии
    Основные направления «философии жизни»; А. Шопенгауэр и Ф.Ницше. Что такое воля и власть? Главные категории ницшеанской мысли; от нигилизма до идеи Сверхчеловека. Философия между наукой и искусством. Философский психоанализ. Основные направления западного экзистенциализма: немецкий экзистенциализм М.Хайдеггера, французская экзистенциальная философия А.Камю и Ж.-П.Сартра. Структурализм и постструктурализм. Ж.Деррида и Ж.-Ф.Лиотар: обозначающее без обозначаемого.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Итоговая оценка по 10-балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточной аттестацией.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе – письменная работа, необходимая для проверки того, насколько студенты способны использовать усвоенные философские концепции для анализа конкретных кейсов. В рамках данной работы предстоит: выбрать и посмотреть фильм, проблематику которого можно связать с одной из философских концепций, изучаемых в ходе курса; выделить ключевые темы и проблемы, которые в нем затронуты; определить, идеи каких философов могут быть использованы для углубления/прояснения данных проблем; доказать, что найденные параллели релевантны. Необходимый объем эссе – 15–20 тыс. знаков (с пробелами). Любое цитирование должно быть оформлено как библиографическая ссылка (ссылки на электронные ресурсы допускаются только при отсутствии или труднодоступности печатного источника), рекомендуется задействовать не менее двух философских источников, чтобы задать определенную проблематическую перспективу.
  • неблокирующий Онлайн-курс
    Онлайн-курс реализуется Дирекцией по онлайн-обучению на базе образовательной платформы "Открытое образование", 'Coursera'; доступ к нему студенты получают, указав свой корпоративный адрес электронной почты. Полученная при прохождении онлайн-курса итоговая оценка является одним из элементов контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (zoom.us). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие микрофона, поддержка Zoom, стабильное интернет-соединение. Для участия в экзамене студент обязан: указать свои ФИО, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру (при наличии) и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее двух минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение две минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Онлайн-курс + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аристотель -. ; Пер. Жебелёв С. А., Под общ. ред. Доватура А.И. - ПОЛИТИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 297с. - ISBN: 978-5-534-05007-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/politika-441529
  • Аристотель -. ; Пер. Кубицкий А. В. - МЕТАФИЗИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-07009-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metafizika-442222
  • Гегель Г. ; Пер. Воден А. М. - ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 378с. - ISBN: 978-5-534-09834-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-istorii-428758
  • Гоббс Т. - LEVIATHAN IN 2 VOLUMES. V 1. ЛЕВИАФАН В 2 Т. ТОМ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-06074-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/leviathan-in-2-volumes-v-1-leviafan-v-2-t-tom-1-441701
  • Гоббс Т. - LEVIATHAN IN 2 VOLUMES. V 2. ЛЕВИАФАН В 2 Т. ТОМ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 266с. - ISBN: 978-5-534-06076-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/leviathan-in-2-volumes-v-2-leviafan-v-2-t-tom-2-441782
  • Декарт Р. ; Пер. Пиков В. И. - ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 97с. - ISBN: 978-5-534-07153-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravila-dlya-rukovodstva-uma-422145
  • Локк Д. - THE SECOND TREATISE OF GOVERNMENT. ВТОРОЙ ТРАКТАТ О ПРАВЛЕНИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 148с. - ISBN: 978-5-534-07971-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/the-second-treatise-of-government-vtoroy-traktat-o-pravlenii-441719
  • Ницше Ф. В. - ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА. РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЛИ ЭЛЛИНСТВО И ПЕССИМИЗМ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-05538-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tak-govoril-zaratustra-rozhdenie-tragedii-ili-ellinstvo-i-pessimizm-441624
  • Платон -. ; Пер. Апт С. К., Соловьев М. С. - ПИР. АПОЛОГИЯ СОКРАТА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 89с. - ISBN: 978-5-534-06630-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pir-apologiya-sokrata-441955
  • Руссо Ж. - ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 146с. - ISBN: 978-5-534-06412-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ob-obschestvennom-dogovore-ili-principy-politicheskogo-prava-441987
  • Сартр, Ж. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания [Электронный ресурс] / Ж. Сартр. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 162 с. - ISBN 978-5-94193-889-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018077 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018077
  • Фома Аквинский. Онтология и теория познания: фрагменты сочинений. – М., 2001. – 207 с. ISBN 5–201–02050–Х - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346740
  • Шпенглер О. ; Пер. Франковский А. А. - ЗАКАТ ЕВРОПЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 237с. - ISBN: 978-5-534-08643-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zakat-evropy-441443

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аристотель. Категории. - Репринтное воспроизведение издания 1939 г. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 124 с.- ISBN 978-5-16-012030-0. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/348890
  • Гегель Г. ; Пер. Столпнер Б. Г. - ФИЛОСОФИЯ ПРАВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 292с. - ISBN: 978-5-534-06348-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-prava-411565
  • Избранные работы / Гуссерль Э. - Москва :ИД Тер. будущего, 2005. - 464 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-7333-0177-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/108756