• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Интеллектуальная история и русская проза 19 века"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели


Велижев Михаил Брониславович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен исследованию не-литературных текстов русских писателей и публицистов: - политических и историософских сочинений («Дневник писателя» Достоевского, «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя, записка «О древней и новой России» Карамзина, первое «Философическое письмо» Чаадаева и пр.); - литературно-критических текстов; - источников личного происхождения (мемуары, переписка и пр.). С хронологической точки зрения, мы занимаемся «долгим» XIX веком, который начинается с царствования Екатерины II и продолжается вплоть до революции 1917 г. Особое внимание в рамках НИСа уделяется сравнительным исследовательским сюжетам. Мы убеждены, что изучение русской литературы имперского периода невозможно помыслить без обращения к истории культурных трансферов между «Западом» и «Востоком». Кроме того, нас интересует междисциплинарная история социо-культурных институтов в России XIX столетия – великосветских салонов, интеллектуальных кружков, масонских лож, театра, прессы, двора. В центре нашего внимания находятся особые социальные практики, присущие тому или иному элементу публичной сферы, – «живые картины», музыкальные и театральные опыты дворянских дилетантов, круг чтения – столичного и провинциального, организация профессиональных «юбилеев», путешествия русских дворян по России и Европе, иностранные путешественники в России и пр. Наконец, существенно, что, разделяя «фикциональные» и «не-фикциональные» тексты, мы тем не менее предлагаем рассматривать их в связи друг с другом: так, если мы рассуждаем о Достоевском-публицисте, то нас особо интересует, каким образом опыт Достоевского-литератора сказался на его представлениях об истории России и ее месте в современном ему мире.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами основными понятиями и методами интеллектуальной истории;
  • Обретение студентами навыков анализа русской прозы XIX века в рамках курсовой работы и ВКР.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные события русской интеллектуальной истории и истории русской прозы XIX века (в объеме, соответствующем главной теме курса);
  • знать методы филологического исследования в области интеллектуальной истории и истории русской прозы;
  • знать понятия и категории интеллектуальной истории;
  • уметь применять методологию интеллектуальной истории при анализе нон-фикциональных текстов, созданных на русском языке в XIX веке;
  • уметь применять методологию, разработанную в рамках истории русской прозы XIX века при анализе художественных текстов;
  • уметь пользоваться методикой выбора методологии междисциплинарного исследования;
  • уметь ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по семинару;
  • владеть навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы;
  • владеть методами теоретического исследования в области интеллектуальной истории и истории русской прозы XIX века;
  • владеть навыками обработки и интерпретации результатов научного исследования;
  • владеть навыками применения основных методов филологического анализа для решения исследовательских задач в области интеллектуальной истории.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Чиновник в XIX веке: основные характеристики социо-культурного паттерна
    Магистральной темой научно-исследовательского семинара в 2019-2020 гг. является «Образ чиновника в русской и европейской литературах XIX века». В соответствии с основной линией семинара устроена его «методологическая» часть. Так, студенты комментируют и обсуждают научную литературу, посвященную следующим сюжетам: положение и статус чиновника в Российской империи (на примере Табели о рангах и др. документов), положение и статус чиновника в Западной Европе XIX столетия, культурная жизнь русского чиновничества, социологические подходы к изучению чиновников, круг чтения провинциального и столичного чиновничества, чиновники и литература. Задачи НИСа в данном случае ориентированы на демонстрацию студентам возможностей различных подходов к изучению институтов и практик культуры русского чиновничества. Литература: Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII – начало XX века. М.: Новый хронограф, 2010; Шартье Р. Письменная культура и общество. М.: Новое издательство, 2006; Элиас Н. Общество индивидов. М.: Праксис, 2001.
  • Литература о чиновниках: фикциональные и нон-фикциональные тексты.
    Одним из важных микросюжетов научно-исследовательского семинара является рассмотрение образа чиновника в междисциплинарной перспективе – фикциональных и нон-фикциональных текстов XIX века. Во время работы студенты выявляют социальные практики русского и европейского чиновничества, в частности на примере комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и его повести «Шинель», воспоминаний М.А. Дмитриева, дневников М.А. Корфа, повестей Ф.М. Достоевского «Бедные люди» и «Скверный анекдот», мемуарной прозы А.И. Герцена. Литература: Вацуро В.Э. Избранные труды. М.: Языки славянской культуры, 2004; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство-СПб., 2011; Лямина Е.Э., Самовер Н.В. «Бедный Жозеф». Жизнь и смерть Иосифа Виельгорского: опыт биографии человека 1830-х годов. М.: Языки русской культуры, 1999; Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. М.: Аспект-пресс, 2004; Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-пресс, 2001.
  • Обсуждение хода работы над курсовыми проектами и ВКР. Сообщения студентов, дискуссии/
    Проблемы выбора материала и стратегии. Инструменты работы с библиографией. Продвинутый поиск по базам данных в подписке библиотеки НИУ-ВШЭ и в открытых источниках. Методы презентации. Литература: Эко У. Как написать дипломную работу: Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. М.: Книжный дом «Университет», 2001.
  • Доклады студентов по теме курсовой работы.
    Выступление каждого студента с заблаговременной рассылкой материалов, участие в дискуссии научного руководителя курсовой работы и всех участников семинара.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий доклады
  • неблокирующий работа на семинаре
  • неблокирующий участие в дискуссии
  • неблокирующий эссе
    Эссе по дисциплине является библиографическим и историографическим и сдается в конце 2 модуля. Задача автора эссе – суммировать библиографию и историографию научной проблемы, решению которой посвящена курсовая или выпускная-квалификационная работа студента. Ограничение по объему – не менее 10 тыс. знаков с пробелами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * доклады + 0.2 * работа на семинаре + 0.2 * участие в дискуссии + 0.4 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Герцен А. И. - БЫЛОЕ И ДУМЫ В 3 Т. ТОМ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 286с. - ISBN: 978-5-534-06657-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/byloe-i-dumy-v-3-t-tom-1-442101
  • Герцен А. И. - БЫЛОЕ И ДУМЫ В 3 Т. ТОМ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 458с. - ISBN: 978-5-534-06662-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/byloe-i-dumy-v-3-t-tom-2-442102
  • Герцен А. И. - БЫЛОЕ И ДУМЫ В 3 Т. ТОМ 3 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 393с. - ISBN: 978-5-534-06663-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/byloe-i-dumy-v-3-t-tom-3-442103
  • Гоголь Н. В. - Вечера на хуторе близ Диканьки - Художественная классика - - 105с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/901446
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Бедный Жозеф" : жизнь и смерть Иосифа Виельгорского : опыт биографии человека 1830-х годов, Лямина, Е. Э., 1999
  • Бедные люди; Белые ночи; Неточка Незванова: романы; Дядюшкин сон: повесть; Рассказы, Достоевский, Ф. М., 2001
  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
  • Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII - начало XX века, Миронов, Б. Н., 2010
  • Избранные труды, Вацуро, В. Э., 2004
  • О процессе цивилизации. Т.1: Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада, Элиас, Н., 2001
  • О процессе цивилизации. Т.2: Изменения в обществе; Проект теории цивилизации, Элиас, Н., 2001
  • Общество индивидов, Элиас, Н., 2001
  • Письменная культура и общество, Шартье, Р., 2006
  • Сюжет Гоголя : Морфология. Идеология. Контекст, Вайскопф, М. Я., 2002