• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Второй иностранный язык (древнегреческий)

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
9
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины «Второй иностранный язык (древнегреческий)» на втором курсе состоит в углубленном изучении студентами морфологии и синтаксиса древнегреческого языка. Дисциплина знакомит со специальными вопросами истории греческого языка и позволяет овладеть навыками аналитического чтения и перевода оригинальных древнегреческих текстов, в т.ч. поэм Гомера, "Истории" Геродота и трагедий Софокла.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с фонетической, морфологической и синтаксической системами древнегреческого языка на углубленном уровне
  • получение опыта самостоятельного перевода фрагментов оригинальных текстов греческих авторов и их филологического анализа
  • получение опыта работы с античными стихотворными размерами
  • овладение лексикой в объёме, необходимом для чтения текстов, написанных на аттическом диалекте и новозаветном койне
  • овладение навыками работы с древнегреческо-русскими и древнегреческо-английскими словарями.
  • знакомство с основными закономерностями развития древнегреческого языка в архаический, классический и постклассический периоды
  • овладение методами работы с профессиональными лингвистическими ресурсами и базами данных
  • овладение лексикой в объеме, необходимом для чтения эпоса и драмы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • распознает в тексте и умеет самостоятельно образовывать глагольные формы времен перфектного ряда
  • распознает в тексте и умеет образовывать формы корневого аориста
  • распознает в тесте и умеет образовывать формы глаголов 2-го атематического спряжения
  • знает суть термина "глагольный класс"
  • осуществляет разбор сложноподчиненного предложения
  • переводит предложения с частицами, не имеющими прямых соответствий в русском языке
  • знает признаки эпического языка
  • умеет распознавать и анализировать неаттические формы в эпосе Гомера
  • знает структуру греческого гекзаметра
  • знает структуру античной трагедии
  • умеет проводить метрический анализ фрагмента трагедии
  • узнает неаттические формы в хоровых партиях трагедии
  • умеет узнавать неаттические формы в "Истории" Геродота
  • знает основные особенности ионийского литературного диалекта
  • знает основные этапы развития греческого языка в постклассическую эпоху
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Времена перфектного ряда
    Основа перфекта, времена перфектного ряда (перфект сильный и слабый, плюсквамперфект, перфектное будущее). Активный и пассивный перфект. Аналитический перфект. Удвоение.
  • Корневой аорист. 2-е спряжение
    Глагол: корневой аорист; 2-е атематическое спряжение: δίδωμι, τίθημι, ἵστημι, ἵημι; глаголы на -νυμι.
  • Глагольные классы
    Глагол: глагольные классы: носовой класс, начинательный класс, глаголы с несколькими основами, супплетивные глаголы. Аблаут.
  • Сложноподчиненное предложение
    Условный период: реальный, потенциальный, реальный, ирреальный. Согласование наклонений. Причинные, временные, целевые, условные, уступительные союзы. Местоименная аттракция.
  • Синтаксис частиц
    Древнегреческие частицы: функции частиц, синтаксическая позиция частиц. Частица ἄν.
  • Особенности эпического диалекта
    морфологические и синтаксические особенности Гомеровского эпоса, эпическая лексика, формулы.
  • Специфика языка античной драмы
    структура драмы, стихотворные размеры, элементы дорийского диалекта.
  • Ионийский литературный диалект
    Ионийский диалект: основные особенности (на примере «Истории» Геродота).
  • Язык эллинистической и византийской эпохи (обзор)
    диглоссия, аттикизация, судьба античных метров, протоновогреческие элементы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий устный опрос
  • неблокирующий письменные домашние работы
    В период дистанционной реализации учебных программ студенты посылают выполненные задания преподавателю по электронной почте.
  • неблокирующий письменные контрольные работы
    В период дистанционной реализации учебных программ в день проведения контрольной преподаватель посылает студентам задания контрольной по электронной почте и определяет допустимый срок их выполнения (80 мин.). Выполненные задания студенты также посылают преподавателю по электронной почте (фотографии рукописных работ или текстовые файлы). Преподаватель имеет право не принимать работы, отправленные после истечения дедлайна.
  • неблокирующий устный экзамен
    Экзамен по дисциплине «Второй иностранный язык (древнегреческий)» проводится в устной форме. Экзамен проводится в режиме видеоконференции на платформе Zoom (https://zoom.us/j/741117639, без пароля). Компьютер студента должен иметь рабочую камеру и микрофон, на нем должно быть установлено приложение Zoom и программное обеспечение Microsoft Office. За час до начала экзамена преподаватель посылает по электронной почте студентам задания (тексты на древнегреческом для перевода на русский и грамматического разбора в формате .doc), студенты подтверждают получение заданий в ответном письме. В ходе подготовки студенты имеют право пользоваться собственными конспектами, справочниками и словарями. Студенты подключаются к видеоконференции начиная с 11:00 согласно расписанию ответов, высланному преподавателем по электронной почте накануне экзамена. Для участия в экзамене студент обязан явиться на экзамен согласно точному расписанию и при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено выключать камеру и микрофон. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее двух минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение более двух минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * письменные домашние работы + 0.2 * письменные контрольные работы + 0.2 * устный опрос + 0.4 * устный экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * письменные домашние работы + 0.2 * письменные контрольные работы + 0.2 * устный опрос + 0.4 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Carter, F. (1922). Homeric Greek: A Book for Beginners Homeric Greek: A Book for Beginners. By Clyde Pharr, Ph.D. (Yale), Professor of Greek in South-Western Presbyterian University. One vol. Octavo. Pp. xlii + 391. Two maps, ten plates, and numerous woodcuts. Boston, New York, Chicago: D. C. Heath and Co.; London: G. G. Harrap and Co. 8s. 6d. net. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D89440FC
  • Horrocks, G. C., & Wiley InterScience (Online service). (2010). Greek : A History of the Language and Its Speakers (Vol. 2nd ed). Oxford: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=308962
  • Miller, D. G. (2013). Ancient Greek Dialects and Early Authors : Introduction to the Dialect Mixture in Homer, with Notes on Lyric and Herodotus. Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=699628
  • Греческо - русский словарь, Вейсман А. Д., 2006
  • Древнегреческий язык. Ч.2: ., Вольф Ф., 2004
  • Древнегреческий язык. Ч.3: ., Вольф Ф., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cuomo Andrea Massimo. (2017). Medieval Textbooks as a Major Source for Historical Sociolinguistic Studies of (highregister) Medieval Greek. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.71B75567
  • Horrocks, G. (2013). Ouk ´Ismen Oudén: Negative Concord and Negative Polarity in the History of Greek. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CC4DC966
  • Madvig, J. N. (Johan N. 1804-1886. (1853). Syntax of the Greek language, especially of the Attic dialect, for the use of schools: by Dr. J.N. Madvig . Translated from the German by the Rev. Henry Browne, M.A., and edited by the late Rev. Thomas Kerchever Arnold . Together with an appendix on the Greek particles, by the translator. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EE2BA3D6
  • Parenthetical “I say (you)” in Late Medieval Greek vernacular: a message structuring discourse marker rather than a message conveying verb. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.75ACFBC9
  • Philippaki-Warburton, I., Horrocks, G. C., & Joseph, B. D. (1998). Themes in Greek Linguistics II. Amsterdam: John Benjamins Publishing Co. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=374968
  • Schoder, R. V. . 1916-1987. (1945). A reading course in Homeric Greek, by Raymond V. Schoder [and] Vincent C. Horrigan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.997649A0
  • Soltic, J. (2014). The Particle γάρ: From Ancient Greek Sentence Connector to Blatant Line Filler? A Case-study on the Late Medieval Greek Chronicle of Morea. Symbolae Osloenses, 88(1), 136–147. https://doi.org/10.1080/00397679.2014.986406
  • The late Medieval Greek poetry: language, metre and discourse (University of Ghent, 2015). (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.927F9FA1
  • Александрийская филология и гомеровский гекзаметр, Файер В. В., 2010
  • Древнегреческий язык : Учебник для вузов, Соболевский С. И., 2003
  • Древнегреческий язык : учебник для вузов, Соболевский С. И., 2004
  • Древнегреческий язык : учебник для вузов, Соболевский С. И., 2016
  • Очерки об историописании в классической Греции, Суриков И. Е., Карпюк С. Г., 2011
  • Учебник древнегреческого языка, Славятинская М. Н., Муханова В. В., 2003
  • Учебник древнегреческого языка. Ч.1: Основы грамматики, Янзина, Э. В., 2017
  • Учебник древнегреческого языка. Ч.2: Тексты и упражнения, Янзина, Э. В., 2017