• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Письменная культура допетровской Руси: текст и комментарий"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар посвящен широкому кругу проблем изучения письменного наследия Древней Руси – с XI по XVII век, но касается также произведений и более поздних, если для их интерпретации оказывается важным знание и понимание древнерусских языков, текстов, межславянских и межкультурных контактов Средневековья и раннего Нового времени. Связь Древней Руси и Скандинавии, христианская гомилетика и фольклор, письменность на пергамене и бумаге и надписи на штукатурке, досиллабическая поэзия и антропонимические традиции – все это исчезнувший, казалось бы, мир, который сохранился в многообразии текстов и дошедшем до нас языке, который мы будем изучать.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка у студентов навыков применения знаний о языке и письменной культуре Древней Руси как части общеславянского литературно-языкового пространства
  • Усвоение студентами основных понятий исторической социолингвистики
  • Формирование у студентов умений и практических навыков чтения церковнославянских и древнерусских текстов XI-XVII вв.
  • Развитие у студентов кросскультурного исследования древнерусских источников в сопоставлении со средневековыми западноевропейскими и византийскими
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет критически сопоставлять и компилировать словарные данные
  • Владеет навыками контекстного анализа лексики
  • Может самостоятельно составить проект словарной статьи
  • Выполнает пробный перевод древнерусского текста 14-15 в.
  • Имеет опыт составления разных типов комментария к небольшому фрагменту летописного текста.
  • Ознакомлен с методами дешифровки и комментирования древнерусского эпиграфического источника
  • Имеет навыки сопоставления апокрифических текстов, порожденных в разных частях средневековой христианской ойкумены
  • Сопоставляет житийного и историографического источника
  • Обладает навыком извлечения исторической информации из агиографического сочинения
  • Имеет нвык композиционного и стилистического анализа агиографического текста
  • Имеет навыка вычисления и анализа фольклорных элементов в древнерусских текстах разных жанров: летопись, житие, берестяная грамот
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Печатные и электронные ресурсы по литературе и письменности допетровской Руси
    Базовые сведения по славянской исторической лексикографии, основные словари старославянского, церковнославянского и древнерусского языков, их специфика, возможности использования в практической работе с текстом; основные электронные ресурсы по литературе допетровской Руси (Библиотека литературы древней Руси, Национальный корпус русского языка и др.).
  • Принципы публикации и формы комментария древнерусского текста
    Существующие формы изданий древнерусских источников (дипломатические, лингвистические и исторические издания); перевод древнерусского текста как научная проблема; традиционные ошибки и «ложные друзья» переводчика; исследовательский аппарат издания; историко-филологический комментарий древнерусского текста, его задачи и формы
  • Летописный текст
    Мировоззрение древнерусского летописца, дидактические задачи летописания; Библейские образцы летописного нарратива и проблема его исторической достоверности. Формульный характер языка летописания. Преемственность языковых установок и литературных приемов в летописании; специфика летописного нарратива в сравнении с западноевропейской анналистикой, скандинавскими сагами и византийской хронографией; имя собственное как минимальный квант летописной информации.
  • Эпиграфический текст
    Некнижная письменность древней Руси в ее отношении к книжной традиции: эпиграфика и берестяные грамоты. Специфические трудности изучения эпиграфического текста, возможности и пределы реконструкции эпиграфического текста; эпиграфический текст как источник лингвистической и историко-культурной информации; древнерусская частная эпистолография на фоне типопологически родственных традиций практического письма древности и средневековья
  • Апокрифический текст
    Апокрифическая литература как поле синтеза традиций переводной и оригинальной литературы древней Руси; источники и образцы древнерусских агиографических текстов; вопросно-ответные памятники круга «Беседы трех святителей» (состав и своеобразие жанра).
  • Агиографический текст
    Переводные и оригинальные древнерусские жития. Состав и текстология КиевоПечерского патерика. Агиографический текст как исторический источник. Проблема канонизации: от первых русских святых к Грозненскому времени. Рождение агиографического текста в XVI–XVII вв.
  • Средневековая книжность и фольклор
    Древнейшие письменные фиксации славянских магических текстов и практик; паремийные речения в летописном тексте: фольклор или книжные заимствования? Русские заговоры в позднесредневековой рукописной традиции: риторические стратегии и лингвистическое своеобразие.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Устный экзамен + 0.2 * Участие в дискуссии на семинарах + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История русского литературного языка (XI-XVII вв.), Успенский, Б. А., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История древнерусской литературы : учебник для вузов, Кусков, В. В., 2002