• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Немецкая литература: текст и контекст"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина научно-исследовательский семинар «История немецкой литературы: текст и контекст» адресована прежде всего студентам, заинтересованным в углубленном изучении немецкой литературы на языке оригинала. В ходе освоения дисциплины студенты расширят и систематизируют знания о ее становлении и развитии, познакомятся с творчеством тех писателей, сочинения которых не входят в программы общих курсов по европейской литературе. На материале художественных текстов разных периодов студенты усовершенствуют свои навыки научного комментирования с использованием разных методологических подходов, ознакомятся с различными литературоведческими традициями и школами Германии. В ходе освоения дисциплины предполагается совместная проектная и индивидуальная научная деятельность студентов – работа и комментирование источников, составление библиографических описаний, выступление с докладами, участие в научной дискуссии. Каждый студент проводит собственное научное исследование, результаты которого защищаются на последнем занятии в ходе дискуссии с коллегами. Курс полезен студентам, предполагающим заниматься научной и/или переводческой деятельностью, работать в издательской сфере.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие у студентов навыков научного поиска и исследовательской работы, в том числе междисциплинарного характера
  • Овладение методикой выбора методологии исследования
  • Углубление знаний в области методов компаративного филологического исследования
  • Развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований
  • Развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент понимает специфику темы
  • Студент способен анализировать тексты разных эпох, посвященные данной проблематике
  • Студент способен анализировать тексты разных эпох, посвященные данной проблематике.
  • Студент способен анализировать текст по-немецки с привлечением разных методологий
  • Знает произведения Т. Манна, Рильке и Дёблина
  • Знает новейшую научную литературу по изучаемой теме
  • Способен давать собственный анализ разбираемых текстов
  • Студент знает культурный и исторический контекст, свободно владеет теорией
  • Студент знает творчество Зюскинда в контексте немецкой литературы в/п ХХ века
  • Студент умеет создавать научные тексты в жанре «курсовая работа» по проблематике НИСа
  • Студент умеет выбирать метод исследования
  • Студент способен выступать в дискуссии по проблематике НИСа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Чувственное восприятие действительности
    Проблема отражения чувственного восприятия действительности в литературе и культуре. Текст как объект чувственного восприятия. Ролан Барт о «тексте-удовольствии» и «тексте-наслаждении». Введение в проблематику НИСа
  • Особенности репрезентации чувственного восприятия действительности в немецкой литературе: Зрение
    На примере анализа новеллы Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек» студенты анализируют тему взгляда в литературе немецкого романтизма, его языкового воплощения и связанной с этим философско-мировоззренческой тематики.
  • Особенности репрезентации чувственного восприятия действительности в немецкой литературе: Осязание
    На примере анализа фрагментов текстов С. Цвейга «Двадцать четыре часа из жизни женщины» и В. Беньямина «Берлинское детство на рубеже веков» студенты анализируют тему тактильности в немецкой литературе, его языкового воплощения и связанной с этим философско-мировоззренческой тематики. Наряду с этим исследуются границы возможностей литературного текста в передаче чувственных ощущений.
  • Особенности репрезентации чувственного восприятия действительности в немецкой литературе: Слух
    На примере анализа фрагментов текстов Р. М. Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге», А. Дёблина «Берлин Александерплац» и Т. Манна «Доктор Фаустус» студенты анализируют тему звучащего города, звуковой картины мира, музыки в литературе. Наряду с этим исследуются границы возможностей литературного текста в передаче чувственных ощущений.
  • Особенности репрезентации чувственного восприятия действительности в немецкой литературе: Обоняние
    На примере анализа фрагментов романа П. Зюскинд «Парфюмер» студенты анализируют возможности слова и текста передавать запахи.
  • Современные подходы и методы изучения художественного текста
    Обсуждение статей по выбранному направлению исследований в рамках НИСа, работа в группах, ведение он-лайн дневников, проведение совместных семинаров со студентами НИСа по французской литературе
  • Презентация научной работы
    Обсуждение докладов студентов по выбранным темам курсовых работ. Стратегии ведения научной дискуссии и рецензирования. Выступление каждого студента с заблаговременной рассылкой материалов, участие в дискуссии научного руководителя курсовой работы и всех участников НИСа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Под аудиторной работой понимается работа студента на семинарах - развернутые ответы на заданные преподавателям вопросы
  • неблокирующий Выступление с докладом
  • неблокирующий Презентация научной работы
  • неблокирующий Участие в дискуссии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.21 * Аудиторная работа + 0.25 * Выступление с докладом + 0.29 * Презентация научной работы + 0.25 * Участие в дискуссии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Берукашвили Л.Г. - Всё о метамодернизме. Монография - Русайнс - 2018 - 73с. - ISBN: 978-5-4365-2482-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929430
  • Киреева Н.В. - Постмодернизм в зарубежной литературе: учеб.комплекс для студентов-филологов - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 200с. - ISBN: 978-5-89349-613-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/125341
  • Нулевая степень письма : пер. с фр., Барт Р., Косикова Г. К., 2008
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
  • Сигидов Ю.И. под ред., Трубилин А.И. под ред. и др. - Выпускная работа бакалавра: планы и методические указания (для бакалавров) - КноРус - 2017 - 376с. - ISBN: 978-5-406-03129-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/920277
  • Система Моды. Статьи по семиотике культуры, Барт Р., Зенкина С. Н., 2004
  • Цвейг С. - MEISTERNOVELLEN. НОВЕЛЛЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 494с. - ISBN: 978-5-534-05885-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/meisternovellen-novelly-441791
  • Шопенгауэр А. ; Пер. Айхенвальд Ю. И. - АФОРИЗМЫ И МАКСИМЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 167с. - ISBN: 978-5-534-05839-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/aforizmy-i-maksimy-441753

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гриценко В.П. - Семиотика культуры и искусства. Монография - Русайнс - 2018 - 247с. - ISBN: 978-5-4365-2327-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929719
  • История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Кн.2: Искусство 17 века. Голландия, Франция, Англия, Германия, Ротенберг Е. И., Ошис В. В., 1995
  • История немецкой литературы : средние века- эпоха просвещения: конспект - хрестоматия для вузов, Мартынова О. С., 2004
  • Кабанова, Л. (2011). Модерн И Модернизм: Пути И Траектории Становления В Европейской И Русской Культуре. Исторические, Философские, Политические и Юридические Науки, Культурология и Искусствоведение. Вопросы Теории и Практики, (6–3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.7693382
  • Ланцевская, Н. (2014). Семиотика Пространства Провинции Как Источник Развития Имиджа Места. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E7BC3F6F
  • МАНЬКОВСКАЯ Н.Б. 'Париж со змеями' (Введение в эстетику постмодернизма). - М., 1995. - 222 с. ISBN 5-201-01869-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347324
  • Мифологии, Барт Р., Зенкина С., 2008
  • Неумоева-Колчеданцева Е. В. - ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА. КУРСОВАЯ РАБОТА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 119с. - ISBN: 978-5-534-09443-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-nauchnoy-deyatelnosti-studenta-kursovaya-rabota-442021
  • Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США) : практикум: Учеб. пособие для вузов, Храповицкая Г. Н., 2003
  • Сигидов Ю.И. под ред., Трубилин А.И. под ред. и др. - Выпускная работа бакалавра: планы и методические указания (для бакалавров) - КноРус - 2014 - 376с. - ISBN: 978-5-406-03129-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/916055
  • Ушакова, О. (2010). Модернизм: о границах понятия. Вестник Пермского Университета. Российская и Зарубежная Филология, (6). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14030921
  • Фёдоров Н.Ф. - Живое и мертвенное восприятие истории - Издательство "Лань" - 2013 - 1с. - ISBN: 978-5-507-10464-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6259