• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология литературы

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по выбору предлагает обзор ключевых направлений социологических исследований литературы XX-XXI веков, включая такие проблемы как «литература как институт», «автор, авторство и авторское право в новое время», «литературный канон», «читатель и читательские сообщества», «фанфикшн и современные формы существования сетевой словесности», «идеология различных литературных жанров» и др. Слушатели познакомятся с работами таких классиков социологии литературы, как П. Медведев, П. Бурдье, Х.Р. Яусс, Р. Шартье, Д. Гиллори, Ф. Моретти, Ф. Джеймисон, Б. Дубин и др. Курс предлагает студентам набор подходов и теоретических инструментов, которые они смогут применять для анализа любых иных литературных и кинотекстов. В этом смысле курс будет полезен слушателям с самыми широкими интересами – от истории литературы до современного искусства. Текущий контроль включает аудиторную работу на семинарах и эссе. Курс оканчивается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов навыков ориентации в современных исследованиях литературы в социологическом контексте, анализа литературных произведений с использованием современных междисциплинарных подходов
  • Знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами зарубежной и отечественной традиции социологического изучения литературы.
  • Развитие у студентов навыков анализа научных текстов при помощи разнообразного инструментария, применяемого гибко и корректно
  • Подготовка к профессиональной деятельности, в том числе к самостоятельной исследовательской работе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в основных трендах развития социологии литературы
  • Умение ориентироваться в основных трендах развития социологии литературы в России.
  • Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Бурдье, применять ее к анализу любых кейсов
  • Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Гиллори, применять ее к анализу любых кейсов
  • Умение применять социологические модели для изучения конкретных кейсов в истории русской литературы.
  • Знание теории Моретти, умение её анализировать, критически оценивать и применять к анализу любых кейсов
  • Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Яусса, применять ее к анализу любых кейсов
  • Умение пересказывать, анализировать и критически оценивать теорию Кавелти, применять ее к анализу любых кейсов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социология литературы – основные тенденции
    Основные направления исследований литературы в социологическом ключе. Социология литературного производства, социология литературного поля, социология рецепции и др. Роль марксизма в возникновении и развитии социологии литературы. Русский формализм как импульс для развития системных социологических теорий литературы. Социологическое изучение литературы в Европе, Америке и России.
  • Социология русской литературы: обзор исследований
    Судьба социологии литературы в России. Начало социологии литературы в 1920-е годы: Сакулин, Рубакин, Переверзев. Социология литературы как нонконформистская научная практика в 1970-1980-е годы. Работы Сектора социологии чтения ГБЛ (Гудков - Дубин-Рейтблат - Зоркая и др.). Основные тенденции изучения социологии русской литературы в последние годы.
  • Социология литературного поля. Теория П. Бурдье и ее проекции
    Социология Пьера Бурдье, роль литературы и искусства в его построениях. Структура литературного поля, понятия габитуса, позиции, диспозиции, агента, символического и культурного капитала. Применения теории Бурдье к истории русской литературы (М. Макеев, М.Берг). Семинар 1: Социология литературного поля Пьера Бурдье: Обсуждение статьи «Поле литературы». Семинар 2: Применение теории Бурдье в современных исследованиях литературы
  • Современные исследования литературного канона
    Проблематизация классического канона и школьного пантеона авторов в американской академической среде 1980-х годов, позиции защитников, критиков и исследователей канона. Работы Дж.Гиллори. Проблемы изучения русского литературного канона. Семинар 3: Теория Дж. Гиллори и ее попытки ее применения к истории русской литературной культуры и литературы в школе Семинар 4: Современный школьный канон
  • Социологический анализ литературного текста
    Возможности анализа художественного повествовательного текста как источника по исторической социологии. Применение точных методов в социологии литературы. Проекты под руководством Франко Моретти. Социологическая география литературы. Семинар 5: Картографирование литературных фактов, возможности и ограничения.
  • Рецептивная эстетика и изучение читателя
    Читатель как предмет изучения истории литературы. Основные понятия рецептивной эстетики (Яусс, Изер): горизонт ожидания, имплицитный читатель. Читатель и современные медиа. Исследования массового читателя эпохи интернета: культовые тексты, фэндомы, фанфикшн. Семинар 6. Проблемы читательской реакции. Рецептивная эстетика: Х. Яусс. Обсуждение статьи «История литературы как провокация литературоведения»
  • Исследования массовой литературы
    Как массовая литература стала предметом исследования. Классические работы по типологии массовой литературы: «формульная» теория Дж. Кавелти, работы У. Эко. Изучение массовой постсоветской беллетристики (Б. Дубин). Семинар 7. Массовая литература и культура. Семинар 8. Обсуждение ее статьи Н.В. Самутиной «Великие читательницы» о феномене фан-фикшн.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарах (офлайн 3 модуль, онлайн - 4 модуль)
  • неблокирующий Домашнее методологическое эссе
    Эссе сдается за 2 недели до начала сессии 4 модуля и представляет собой самостоятельное исследование возможности применения одной из обсуждаемых на курсе методологий к любому интересующему студента материалу (из истории русской или любой иной литературы в самом широком смысле этого слова, по теме курсовой работы любого года и т.п.). Ограничение по объему – не менее 6 тыс. знаков и не более 15 тыс. с пробелами).
  • неблокирующий Доклад
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа на семинарах (офлайн 3 модуль, онлайн - 4 модуль) + 0.25 * Доклад + 0.5 * Домашнее методологическое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bojanowska, E. M., Brooks, J., Lounsbery, A., Miller, R. F., Rebecchini, D., Stone, J., … Росси, Л. (2016). Reading in Russia. France, Europe: Ledizioni. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F3DB8512
  • Guillory, J. (1993). Cultural Capital : The Problem of Literary Canon Formation. Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=638238
  • Moretti, F. (2000). The Slaughterhouse of Literature. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4080AE94
  • Moretti, F. (2013). Distant Reading. London [England]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=729748
  • Network theory, plot analysis. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.629DE0C9
  • On paragraphs. Scale, themes, and narrative form. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.49B0B30A
  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман Ю. М., 2011
  • Бурдье, П. (2005). Различение: Социальная Критика Суждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1E177901
  • Бурдье, П. (2005). Различение: Социальная Критика Суждения. Экономическая Социология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692749
  • Бурдье, П. (2010). Forms of Capital ; Формы капитала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.53E7F146
  • Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман Ю. М., Егорова Б. Ф., 2011
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Рейтблат, А. И. (2016). Письменная литература в России в XIX веке, ее социокультурные функции и читатели. France, Europe: Ledizioni. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.73C9E5E9
  • Самутина, Н. (2013). Великие Читательницы: Фанфикшн Как Форма Литературного Опыта. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.84E6F7F4

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bourdieu, P., & Emanuel, S. (2010). Rules of Art : Genesis and Structure of the Literary Field. Maldon, MA: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1734387
  • Canon/archive : large-scale dynamics in the literary field. (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFEA8C7F
  • Eco, U. (1994). The Role of the Reader : Explorations in the Semiotics of Texts. Bloomington, Ind: Indiana University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=23201
  • VDOVIN, A. (2017). “Dmitry Tolstoy’s Classicism” and the Formation of the Russian Literary Canon in the High School Curriculum. Ab Imperio, 18(4), 108–137. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=128449818