• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Массовая литература как социокультурный феномен

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины «Массовая литература как социокультурный феномен» у студентов формируются навыки ориентации во второстепенных явлениях историко-литературном процесса, происходит знакомство студентов с основными текстами, ключевыми тенденциями, фигурами и явлениями русской массовой литературы XIX и ХХ веков, с методологическими подходами к ее изучению. По итогу слушатели курса должны знать основные тенденции, явления и ключевые тексты русской массовой литературы XIX в; основные тенденция массовой литературы ХХ и ХХI века; судьбу важнейших сочинений массовой литературы в читательской среде; основные методологии изучения массовой литературы; уметь анализировать тексты массовой литературы с использованием изученным методологий; сопоставлять тексты в рамках одного жанра или нескольких жанров массовой литературы; анализировать тексты современной массовой литературы с опорой на знания о массовой литературе XIX в.; приобрести опыт чтения, научного комментирования и полифокусного анализа текстов массовой литературы; отслеживания динамики развития литературы. Текущий контроль включает активность на семинарах, выступления с докладом. Курс завершается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов навыков ориентации во второстепенных явлениях историко-литературном процесса, анализа этих явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне;
  • Знакомство студентов с основными текстами, ключевыми тенденциями, фигурами и явлениями русской массовой литературы XIX и ХХ веков, с методологическими подходами к ее изучению;
  • Развитие у студентов навыков анализа текстов массовой литературы с использованием освоенных методологий;
  • Овладение основными приемами историко-литературного анализа художественных текстов, относящихся к «низовой» литературе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных методологий изучения массовой литературы.
  • Приобретение опыта отслеживания динамики развития литературы.
  • Умение анализировать тексты массовой литературы с использованием изученным методологий; сопоставлять тексты в рамках одного жанра или нескольких жанров массовой литературы;
  • Знание судьбы важнейших сочинений массовой литературы в читательской среде
  • Знание основных тенденций, явлений и ключевых текстов русской массовой литературы XIX в.
  • Умение анализировать тексты современной массовой литературы с опорой на знания о массовой литературе XIX в.
  • Знание основных тенденций массовой литературы ХХ и ХХI вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие «массовой литературы». Массовая и популярная литература. Массовая и элитарная литература.
    1920-е-1950-е годы. Литературоведение и социология литературы. Русские формалисты и западные структуралисты о массовой литературе (В.Шкловский, Б.Эйхенбаум). Попытка соединить литературоведческий и социологический подход. Философское осмысление проблемы «массовой» литературы в 1920-1930-е годы. Ортега-и-Гассет. «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1929) – кризис культуры, принципы «массового» общества, способы преодоления кризиса. Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика Просвещения (1947) -- «индустрия культуры», индустриальное искусство и его признаки. 1960-е годы: cultural studies. Англо-американские гуманитарные науки начинают теоретические дискуссии и практические исследования феномена массовой культуры. «Постмодернистская» ситуация – крах универсальных теорий, исчезновение традиционных и национальных границ. Деиерархизация и изменение статуса литературы в обществе. 1960-е-1970-е годы. Открытие «читателя». Умберто Эко. «Роль читателя. Исследования по семиотике текста» (1979). Текст как модератор читательских ожиданий и вкусов. «Читательская» история литературы. Массовая и высокая литература (Ю.М.Лотман). Роль писателя массовой литературе. Р. Барт. Смерть автора. 1980-е-1990-е - дискуссия о каноне. Х.Блум, Д.Гилори. Понятие «классики» и «культурного капитала». Джеффри Брукс. Когда Россия научилась читать? Системный подход к популярной литературе в России.
  • Методы изучения массовой литературы
    Массовая литература и фольклор. В.Пропп. Вальтер Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической производимости. Дж.Г.Кавелти. Изучение литературных формул (приключение, любовная история, тайна, мелодрама, чужак). Формульная и миметическая литература. Массовая литература и современность. Ф.Моретти. Социологический анализ литературных текстов. Дж. Сибрук. Культура маркетинга. Маркетинг культуры.
  • Основные институты, транслирующие и управляющие массовой литературой
    Книжные рынки в Москве и Петербурге, книжные лавки. Литературный журнал и его читатели. «Тонкий» иллюстрированный еженедельник второй половины XIX века («Нива», «Родина», «Живописное обозрение»). Популярные народные газеты. «Московский листок». «Копейка». Издатели. И.Д.Сытин. А.Ф.Маркс. «Народные» библиотеки. Развитие городских библиотек во второй половине X1X века
  • Основные жанры русской массовой литературы 19 века.
    Каждый жанр рассматривается в общественном контексте. Исследуется поэтика каждого из жанров: структура, модели поведения персонажей, основные приемы, стиль, язык, аудитория. Лубочная литература. Повесть о Бове Королевиче. Авантюрный роман. М.Комаров. Повесть о приключении английского милорда Георга и о бранденбургской маркграфине Фридерике Луизе. Истории о разбойниках. М.Комаров. История мошенника Ваньки Каина. В.Пастухов. Разбойник Чуркин. В. Крестовский. Петербургские трущобы. Русский детектив. М. Чулков. Горькая участь. Уголовные очерки И.Селиванова. А.А.Шкляревский. Рассказы судебного следователя. Нат Пинкертон Мистический роман. Европейский готический роман и его влияние на русскую прозу. «Таинственные повести» русских романтиков. А.К.Толстой, «Упырь» . Мистицизм, спиритизм и увлечением им в 1870-е-1880-е годы. П.Боборыкин. Жертва вечерняя Женский роман. «Женский» вопрос в 1860-е годы. М.В.Авдеев. Подводный камень («фурорный роман» об эмансипации А.А.Вербицкая. Сны жизни. Ключи счастья. Детская литература. Л.Чарская. Княжна Джаваха. Массовая поэзия конца ХIХ века. С.Я.Надсон и причины его популярности.
  • Основные тенденции и жанры русской литературы 20 века
    Исчезновение грани между «массовой» и «высокой» литературой. Дж. Сибрук. Маркетинг культуры. Искусство «ноубрау». Влияние сериала на литераутру. Фантастика, фэнтези и жанровые подвиды, любовный роман и его разновидности. Детектив и его разновидности, роль Бориса Акунина в развитии жанра. Young adult в России и за ее пределами: основные темы и поэтика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Доклады
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Доклады + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • ВОЛКОВ В.В., & ВОЛКОВА Н.В. (2015). «Массовая Литература» Как Книговедческий И Лингвокультурный Концепт. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A116C3F4

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в социологию, Адорно Т. В., Скуратова Б. М., 2010