• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Основы педагогики и методики преподавания филологических наук

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса «Основы педагогики и методики преподавания филологических наук» студенты систематизируют знания в области русского языка (фонетики, грамматики, лексики), теории и истории литературы; овладевают навыками выявления в тексте элементов разговорной, диалектной, профессиональной речи; учатся анализировать художественный текст в различных контекстах и взаимосвязях; осваивают систему методических приемов освещения филологической проблематики в школе, в частности основных приемов и методов представления теоретических сведений из курса словесности; учатся отбирать и составлять формирующие, закрепляющие навык и проверочные задания разных типов; овладевают навыками рецензирования и мотивированного оценивания работ школьного курса. Формы контроля включают домашние задания (анализ источника, конспект урока с разработкой упражнений, оценивание работы), контрольные работы. Курс заканчивается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • систематизация знаний в области русского языка (в частности, фонетики, синтаксиса, морфологии, лексикологии) и литературы (теории литературы, истории литературы)
  • формирование у студентов практических навыков правильной речи, оценки текста с точки зрения выявления элементов разговорной, диалектной, профессиональной речи в области лексики, морфологии и синтаксиса; анализа художественного текста в различных контекстах и взаимосвязях
  • освоение системы методических приемов освещения лингвистической и литературоведческой проблематики в школе
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Применяет основные приемы и методы представления теоретических сведений из курса словесности к анализу теста и объяснению этого анализа обучающемуся
  • Отбирает и составляет формирующие навык, закрепляющие навык и проверочные задания разных типов
  • Рецензирует и мотивированно оценивает работы школьного курса
  • Объясняет и комментирует с историко-культурной и теоретической точек зрения основные произведения школьной программы
  • Сополагает в художественным текстом основные закономерности словесности X-XVII вв. и литературного процесса XVIII-XX вв
  • Наглядно представляет сведения из основ теории литературы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Текстоцентрический подход к обучению
    Словесность: русский язык. Прагматика изучения родного языка в 10-11 классах: от анализа высказывания к синтезу текста. Комментарий к тексту как идеология курса: первичность семантики. Лексическая составляющая. Медленное чтение с точки зрения словаря и грамматики, прагматики и коммуникативной составляющей высказывания. Исторический аспект лексического фонда. Толкование слова. Полисемия в синхронии и диахронии. Словари современные и традиционные. ЕГЭ: задания 3, 22. Парадигматика и синтагматика вокабуляра. Активный и пассивный словарный запас. Региональное и социальное расслоение лексики. Диалект и региолект, профессиональная речь, просторечие. Архаичная лексика. Этимология. Неология. Синонимия, антонимия, паронимия, омонимия. Контекстное употребление слова. Работа с корпусом: иллюстрации, упражнения. ЕГЭ: задания 5, 22.
  • Речевая вариативность и виды норм
    Прямое и переносное словоупотребление. Тропы. Фразеология. Орфоэпический компонент текста. Акцентология. ЕГЭ: задания 4, 24. Грамматика. Норма и вариативность. Ошибка и прием. Фигуры. Орфография и пунктуация. ЕГЭ: задания 6-7, 8-19, 24. Текст. Информация в тексте. Структура текста. Чужое высказывание. Цельность и связность текста. Типы речи. ЕГЭ: задания 1-2, 20-21, 23. Эссе как жанр. Текст-стимул. Постановка проблемы в тексте-стимуле, комментарий к ключевому вопросу. Интертекстуальные переклички и литературные ассоциации. Аргумент и пример. Композиция эссе. Логика эссе. Речевые средства. Типология ошибок. ЕГЭ: задание 25.
  • Развитие речи
    Текстовый потенциал слов разных частей речи: имя и глагол. Способы выражения признака предмета и действия: эмоциональность, экспрессивность, оценочность. Монолог и диалог. Способы передачи косвенной речи. Цитация: проблема чужого слова, виды аккумуляции смысла источника-претекста текстом-реципиентом. Методы и приемы расширения словарного запаса: чтение, комментарий к тексту, словарная и корпусная работа. Контекстуальные реализации значений и употреблений слов. Понимание иронического высказывания. Понимание метафоры и метонимии. Синтаксическая синонимия.
  • Литература как учебная дисциплина средней школы
    Словесность: литература. Раздел «Литература» ГОС 2004 и ФГОС 2014. Примерные образовательные программы по литературе (ПООП). Знаниевый и деятельностный подходы в литературном образовании. Планируемые результаты литературного образования.
  • Литературоведение в школьном изучении
    Медленное чтение (close reading) в курсе литературы и другие практики чтения. Проблема анализа и интерпретации, концепции читательской деятельности как «диалога» (М.Бахтин) и «перевода» (М.Гаспаров). Историко-литературный курс и формирование историзма восприятия произведений литературы. Имманентный анализ и контекстуальный анализ. Комплексный анализ текста. Визуализации вербального текста
  • Формы аттестационного контроля и подготовка к ним
    ЕГЭ по литературе и «итоговое сочинение»: типология заданий и жанры письменных работ. Использование культурно-образовательных ресурсов в литературном образовании. Олимпиады по литературе и литературные конкурсы, подготовка к ним. Составление олимпиадных заданий по литературе и их выполнение.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверочные работы в устной и письменной форме
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее, чем за 10 дней до сессии.
  • неблокирующий Самостоятельная домашняя работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в письменной форме, продолжительность 1.5 часа, начинается и завершается согласно расписанию. Студент получает вопрос по эл. почте и по истечении 1.5 часов направляет ответ преподавателю по эл. почте в виде редактируемого файла doc, названного фамилией студента. К экзамену необходимо подключиться за ноль минут до начала. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться любыми материалами. Нарушения связи во время экзамена не считается нарушением регламента. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Проверочные работы в устной и письменной форме + 0.25 * Самостоятельная домашняя работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ланин Б. А. - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ : УЧЕБНАЯ ХРЕСТОМАТИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 339с. - ISBN: 978-5-534-05383-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-prepodavaniya-literatury-uchebnaya-hrestomatiya-441273
  • Русский язык : учеб. пособие для старших кл. шк. гуманитарного профиля, Багрянцева В. А., Болычева Е. М., 2006
  • Русский язык в упражнениях : учеб. пособие для вузов, Хавронина С. А., Широченская А. И., 2016
  • Ядровская Е. Р. - ЛИТЕРАТУРА: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 236с. - ISBN: 978-5-534-11921-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/literatura-metodika-prepodavaniya-v-osnovnoy-shkole-446440
  • Ядровская Е. Р. - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: УРОКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 236с. - ISBN: 978-5-534-06184-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-prepodavaniya-literatury-uroki-v-osnovnoy-shkole-441768

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антонова Е.С. - Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход - КноРус - 2007 - 464с. - ISBN: 978-5-85971-609-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/179408
  • Гац И. Ю. - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ 2-е изд., испр. и доп - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 260с. - ISBN: 978-5-534-09310-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyka-v-zadachah-i-uprazhneniyah-442088
  • Мисаренко Г. Г. - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА С КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-06558-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyka-s-korrekcionno-razvivayuschimi-tehnologiyami-436543