• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лингвистическая русистика

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Как смотрим на русский язык мы, его носители, и каким его видят носители других языков? Какие особенности русского текста можно увидеть, если сравнивать русскую речь с речью людей, говорящих на других языках мира (например, в Азии, Африке, Америке)? Каковы традиции описания словаря и грамматики русского языка в России и за ее пределами? На эти вопросы мы будем вместе искать ответы в курсе "Лингвистической русистики". Курс служит связующим звеном между курсами "Введение в языкознание" и "Современный русский язык". Он будет полезен будущим переводчикам и переводоведам, преподавателям словесности, исследователям текста, фольклористам, историкам языка и специалистам по литературе прошлого. Предполагаемые формы текущего контроля: домашние и аудиторные самостоятельные работы, экзамен в форме защиты индивидуального или коллективного проекта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Иметь представление о месте русского языка среди языков мира, интерпретировать русские тексты с точки зрения классических и современных лингвистических подходов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Комментирует особенности звуковой, грамматической, семантической организации текста с опорой на классические и современные концепции.
  • Предлагает алгоритмы решения лингвистических задач.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Уровневая организация языка в работах русистов.
  • Лингвистические задачи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверочные работы
    В течение недели после окончания пропуска, но не позднее 10 дней до сессии
  • неблокирующий Собеседование по темам курса (экзамен)
    Экзамен проходит в письменной форме, продолжительность 1.5 часа, начинается и завершается согласно расписанию. Студент получает вопрос по эл. почте и по истечении 1.5 часов направляет ответ преподавателю по эл. почте в виде редактируемого файла doc, названного фамилией студента. Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе gmail. К экзамену (по эл. почте) необходимо подключиться по расписанию. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: иметь выход в интернет. Для участия в экзамене студент обязан: получить задание и прислать его по эл. почте через полтора часа. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Нарушения связи во время экзамена не считается нарушением регламента.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Проверочные работы + 0.5 * Собеседование по темам курса (экзамен)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Норман Б.Ю. — Лингвистические задачи: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-89349-696-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/109571
  • Алпатов В. М., Крылов С. А.-ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-452-Авторский учебник-978-5-534-04735-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-lingvisticheskih-ucheniy-437064
  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян В. А., 2011
  • Конструирование языков : От эсперанто до дотракийского: Учебное пособие / Пиперски А. - М.:АЛЬПИНА, 2017. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Библиотека ПостНауки) (Переплёт) ISBN 978-5-91671-635-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002557
  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян В. А., 2010
  • Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Научно-популярное / Алпатов В. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 253 с.: 60x90 1/16. - (Научно-популярная литература) (Переплёт) ISBN 978-5-91671-804-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003471

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Гридина Т.А. — Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - ISBN: 978-5-89349-553-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/115843
  • - Солганик Г.Я. — Лингвистика речи. Медиастилистика: колл. монография, посвященная 80-летию профессора Г.Я. Солганика - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - ISBN: 978-5-9765-1466-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/119433
  • - Чернявская В.Е. — Лингвистика текстa. Лингвистика дискурса: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-1454-6 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/106815
  • Киселева, Н. (2008). Лингвистические задачи и их классификация. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (80). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13140813
  • Юшина, Н. А. Готовимся к будущей профессии. Филологический модуль: Лингвистика : учебное пособие / Н. А. Юшина, Е. О. Кузьмина. - Москва : МПГУ, 2018. - 64 с. - ISBN 978-5-4263-0645-5. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020602