• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Второй иностранный язык (древнегреческий)

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
9
Кредиты
Кто читает:
Департамент истории и теории литературы
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Второй иностранный язык (древнегреческий)» позволяет студентам освоить морфологию и синтаксис древнегреческого языка на базовом уровне, знакомит их с историей греческого языка, прививает навыки аналитического чтения и перевода текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с фонетической, морфологической и синтаксической системами древнегреческого языка;
  • овладение лексикой в объёме, необходимом для чтения текстов, написанных на аттическом диалекте и новозаветном койне
  • знакомство с основными закономерностями развития древнегреческого языка
  • овладение методами работы с профессиональными лингвистическими ресурсами и базами данных
  • овладение навыками работы с древнегреческо-русскими и древнегреческо-английскими словарями.
  • знакомство с классификацией античных стихотворных размеров
  • получение опыта самостоятельного перевода фрагментов оригинальных текстов греческих авторов и их филологического анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает значение и особенности употребления греческих предлогов
  • знает особенности употребления греческих союзов
  • владеет классификацией греческих частиц, знает их синтаксическую позицию
  • распознает в греческом тексте причастные и инфинитивные конструкции
  • умеет образовывать инфинитивные конструкции
  • умеет проводить синтаксический анализ простого предложеия
  • умеет проводить синтаксический анализ сложного предложения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Очерк истории греческого языка.
    Периодизация истории греческого языка. Аттический диалект. Эллинистическое койнэ и его особенности. Общие сведения об изменениях, происходивших в языке в Византийский период.
  • Письмо и фонетика.
    Греческий Алфавит. История греческого письма. Складывание греческой графики. Унциальное и минускульное письмо. Соотношение между фонетикой и графикой. Две традиции чтения греческих текстов. Фонемы греческого языка. Система вокализма и консонантизма. Долгота и краткость гласных. Дифтонги. Греческое ударение. Правила постановки ударения. Деление слов на типы по ударению. Правила переноса ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Безударные слова (проклитики, энклитики). Придыхание густое и тонкое.
  • Имя.
    Артикль. Грамматические категории: род, число, падеж. Склонение имен существительных. 1-е склонение (основа на α). Слитное склонение. 2-е склонение (основы на o/e). Система окончаний в 3 склонении. Типы основ.
  • Имя прилагательное.
    Согласование имен прилагательных с существительными. Прилагательные 1 и 2 склонений. Прилагательные двух и трех окончаний. Прилагательные 3-его склонения: общий обзор.
  • Местоимение.
    Разряды местоимений: личные, возвратные, взаимные, указательные, относительные, вопросительные, неопределенные. Употребление личных местоимений. Слабые и эмфатические формы.
  • Числительные.
    Количественные и порядковые числительные. Согласование числительных с существительными. Склонение числительных. Изменяемые и неизменяемые формы. Графическое обозначение числительных.
  • Наречие.
    Наречия, образованные от прилагательных. Местоименные наречия: вопросительные, неопределенные, указательные, относительные. Морфологическая классификация наречий: корневые и производные.
  • Глагол.
    Основы глагола. Основа настоящего времени. Глагольная основа. Способы образования основ. Суффиксы основ настоящего времени. Грамматические категории глагола. Время. Главные и исторические времена. Сильные и слабые времена. Настоящее время, имперфект, аорист, будущее. Первичные и вторичные окончания. Аугмент в исторических временах. Залог. Отложительные глаголы. 1-е тематическое спряжение. Причастия. Наклонение.
  • Предлоги.
    Употребление предлогов. Сочетание предлогов с падежами. Предлоги, управляющие двумя падежами. Предлоги, управляющие тремя падежами.
  • Союзы.
    Сочинительные союзы. Соединительные, противительные, разделительные. Подчинительные союзы. Причинные, временные, целевые, условные, уступительные.
  • Частицы.
    Разряды частиц. Усилительные, утвердительные, отрицательные, вопросительные. Частицы μέν и δέ. Позиция частиц в предложении.
  • Синтаксис простого предложения.
    Порядок слов. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определения. Несогласованное определение. Предикативная и атрибутивная позиция определения. Артикль при предикативном и атрибутивном определении. Субстантивация. Функции падежей. Употребление инфинитива. Относительно-временное значение инфинитивов. Инфинитивные конструкции: accusativus cum infinitivo, nominativus cum infinitivo. Употребление причастий. Participium coniunctum. Gen. absolutus. Причастия будущего времени в предложениях со значением цели. Глагольное управление. Переходные, непереходные глаголы. Значение времен в предложении.
  • Синтаксис сложного предложения.
    Сложносочиненное предложение. Придаточные предложения дополнительные с союзами ὅτι и ὥς. Определительные придаточные предложения. Косвенная речь. Способы выражения косвенной речи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий устный опрос
  • неблокирующий письменные домашние задания
    В период дистанционной реализации учебных программ студенты посылают выполненные задания преподавателю по электронной почте.
  • неблокирующий письменная контрольная работа
    В период дистанционной реализации учебных программ в день проведения контрольной преподаватель посылает студентам задания контрольной по электронной почте и определяет допустимый срок их выполнения (80 мин.). Выполненные задания студенты также посылают преподавателю по электронной почте (фотографии рукописных работ или текстовые файлы). Преподаватель имеет право не принимать работы, отправленные после истечения дедлайна.
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен по дисциплине «Второй иностранный язык (древнегреческий)» проводится в устной форме. Экзамен проводится в режиме видеоконференции на платформе Zoom (https://zoom.us/j/741117639, без пароля). Компьютер студента должен иметь рабочую камеру и микрофон, на нем должно быть установлено приложение Zoom и программное обеспечение Microsoft Office. За час до начала экзамена преподаватель посылает по электронной почте студентам задания (тексты на древнегреческом для перевода на русский и грамматического разбора в формате .doc), студенты подтверждают получение заданий в ответном письме. В ходе подготовки студенты имеют право пользоваться собственными конспектами, справочниками и словарями. Студенты подключаются к видеоконференции начиная с 11:00 согласно расписанию ответов, высланному преподавателем по электронной почте накануне экзамена. Для участия в экзамене студент обязан явиться на экзамен согласно точному расписанию и при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено выключать камеру и микрофон. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее двух минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение более двух минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * письменная контрольная работа + 0.2 * письменные домашние задания + 0.2 * устный опрос + 0.4 * экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * письменная контрольная работа + 0.2 * письменные домашние задания + 0.2 * устный опрос + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Греческо - русский словарь, Вейсман, А. Д., 2006
  • Греческо-русский словарь, Вейсман, А. Д., 1991
  • Древнегреческий язык. Ч.1: ., , 2004
  • Древнегреческий язык. Ч.2: ., , 2004
  • Древнегреческий язык. Ч.3: ., , 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bakker, E. J. (2010). A Companion to the Ancient Greek Language. Chichester, West Sussex: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=310720
  • Markopoulos, T. (2009). The Future in Greek : From Ancient to Medieval. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=271328
  • Древнегреческий язык : учебник для вузов, Соболевский, С. И., 2003
  • Древнегреческий язык : учебник для вузов, Соболевский, С. И., 2004
  • Древнегреческий язык : учебник для вузов, Соболевский, С. И., 2016
  • Учебник древнегреческого языка : для нефилологических фак. вузов, Козаржевский, А. Ч., 2004
  • Учебник древнегреческого языка. Ч.1: Основы грамматики, Янзина, Э. В., 2017
  • Учебник древнегреческого языка. Ч.2: Тексты и упражнения, Янзина, Э. В., 2017