• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в античную и библейскую текстологию

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Введение в античную и библейскую текстологию» знакомит с основными понятиями текстологии, основными этапами истории античной и библейской текстологии, учит решать текстологические задачи В результате освоения дисциплины студент должен: знать: основные понятия науки текстологии; методы филологического исследования в области текстологии;  историю нахождения и исследования античных и библейских текстов  историю формирования канона Ветхого и Нового Завета. уметь: применять понятийный аппарат текстологического исследования; выбирать методологию исследования при текстологическом анализе текста; фиксировать и интерпретировать результаты текстологического исследования владеть: навыками применения данных и методов текстологии в конкретном текстологическом исследовании; методами теоретического исследования в области текстологии; навыками применения основных методов филологического анализа для решения исследовательских задач в области текстологии. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:  знать историю филологии как науки  владеть методиками первичного анализа литературного текста;  владеть способами поиска научной информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Введение в античную и библейскую текстологию» являются овладение студентами основными понятиями и методами текстологического анализа текста и знание истории исследования античных и библейских текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание материала, изложенного на лекции: выполнение домашнего задания (прочтение заданного раздела книги/статьи и владение изложенным там материалом)
  • знание материала, изложенного на лекции: выполение домашнего задания (прочтение заданного раздела книги/статьи и владение изложенным там материалом)
  • знание материала, изложенного на лекции: выполyение домашнего задания (прочтение заданного раздела книги/статьи и владение изложенным там материалом)
  • знание материала, изложенного на лекции: выполение домашнего задания (прочтение заданного раздела книги/статьи и владение изложенным там материалом), умение решать текстологические задачи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История рукописной книги
    Изготовление книг в древности. Формы и материалы древних книг. Особенности работы древних писцов. Особые вспомогательные средства для помощи читателю в древних рукописях: деление на главы, названия глав, канон, предисловия, аппарат, глоссы, схолии, комментарии, катены, ономастиконы.
  • Канон Ветхого Завета
    Количество и классификация ветхозаветных рукописей. Особенности формирования канона Ветхого Завета. Иудейский канон, Тора-Невиим-Кетувим (Ктувим, К'тувим). Христианский и протестанстский канон. Тексты и переводы: протомасоретский текст, масоретский текст, Септуагинта, Вульгата, другие древние переводы. Жизнь и творчество блаженного Иеронима.
  • Канон Нового Завета
    Количество и классификация новозаветных рукописей. Особенности формирования канона Нового Завета. Апокрифическая литература. Закрытие канона на Востоке и на Западе. Трудности определения канона в древней Церкви. Критерии каноничности. Проблема канона в наши дни.
  • Текстологический практикум
    Причины возникновения ошибок при передаче античных и библейских текстов: классификация ошибок. Решение текстологических задач.
  • Методы и пути передачи античных и библейских текстов
    История нахождения основных рукописей. Роль учёных эпохи Возрождения в поиске и изучении античных рукописей. Франческо Петрарка, Джовани Боккаччо, Колуччо Салутатти. Анджело Полициано и его открытия в области текстологии.
  • Что такое текстология?
    Объект, предмет, цель, задачи и методы текстологии как науки. Понятийный аппарат текстологии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий блиц-опрос
  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий письменный экзамен, эссе
  • неблокирующий письменные работы
  • неблокирующий эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * блиц-опрос + 0.25 * письменные работы + 0.25 * письменный экзамен, эссе + 0.25 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Conte, G. B. (2013). Ope Ingenii : Experiences of Textual Criticism. Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=641837
  • Nelson, R. D. (2019). The Old Testament : Canon, History, and Literature. Nashville: Abingdon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1827580
  • Wes Howard-Brook, & Sharon H. Ringe. (2013). The New Testament: Introducing the Way of Discipleship. [N.p.]: Orbis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1761230
  • Кучаров, А. (2012). The Problem of Dating in Textology. Ученые Записки Худжандского Государственного Университета Им. Академика Б. Гафурова. Гуманитарные Науки, (3 (31)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15695169

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brent A. Strawn. (2019). The Old Testament : A Concise Introduction. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2200225