• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Русская интеллектуальная история 19 века

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Русская интеллектуальная история XIX века» посвящен филологическому анализу языков политического в имперской России. В центре внимания – нон-фикциональные (политические или историософские) произведения крупных русских писателей, мыслителей и публицистов XIX столетия – Н.М. Карамзина, П.Я. Чаадаева, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, П.И. Кропоткина и многих др. Основная форма проведения занятий в рамках курса – семинары, на которых преподаватель и студенты обсуждают основные категории, аргументы и риторические приемы, использовавшиеся авторами для изложения собственной политической доктрины. Особенный акцент ставится на полемичности высказывания о политике, на соотнесенности различных языковых пластов между собой, на способах убеждения аудитории. Именно поэтому в рамках курса подробно анализируются дискуссии вокруг скандальных статей или книг, созданных в XIX веке, – первого «Философического письма» Чаадаева, «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя, сборника «Вехи». Кроме того, дисциплина «Интеллектуальная история» предполагает знакомство студентов с определенной теоретической и методологической проблематикой – с трудами о контекстуализирующих подходах в истории политической мысли, с дебатами в области истории понятий и политических языков (с работами Кв. Скиннера, Дж. Покока, Р. Козеллека и др.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Детальное знакомство студентов с теоретическими концепциями интеллектуальной истории как филологической дисциплины;
  • Формирование у студентов навыков устного и письменного анализа прозаических текстов с привлечением методика анализа в жанре интеллектуальной истории;
  • Подготовка к дальнейшей исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных событий русской интеллектуальной истории XIX века;
  • Знание методов филологического исследования в области интеллектуальной истории;
  • Знание понятий и категорий интеллектуальной истории;
  • Умение применять методологию интеллектуальной истории при анализе нон-фикциональных текстов, созданных на русском языке в XIX веке;
  • Умение выбирать методологию междисциплинарного исследования в области интеллектуальной истории;
  • Умение ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по курсу.
  • Владение навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы;
  • Владение методами теоретического исследования в области интеллектуальной истории XIX века;
  • Владение навыками применения основных методов филологического анализа для решения исследовательских задач в области интеллектуальной истории.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое интеллектуальная история?
    Интеллектуальная история в номенклатуре гуманитарных наук: «intellectual history» и ее национальные версии (Франция, Англия, Германия, США). Интеллектуальная история как история политических языков: Кембриджская школа политической философии (Кв. Скиннер, Дж. Покок). Интеллектуальная история в России (краткий обзор). Литература: Атнашев Т.М., Велижев М.Б. «Context is king»: Джон Покок – историк политических языков // Новое литературное обозрение. №134 (2015). С. 21-45 (https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/134_nlo_4_2015/article/11534/). Лекции: 2 Семинары: 2 Самостоятельная работа: 22 Планируемые результаты, подлежащие контролю: умеет пересказывать, анализировать и критически оценивать обсуждаемые концепции интеллектуальной истории. Формы контроля: ответы и дискуссии на семинарах.
  • Карамзин
    Две риторические стратегии Карамзина: «Мнение русского гражданина» (1819) и «Речь, произнесенная на торжественном собрании Императорской Российской академии 5 декабря 1818 г.». Проблема адресации и риторики. Карамзин как политик и литератор. «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (1811): обстоятельства создания и риторическая позиция автора. Литература: Карамзин Н.М. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010; Велижев М.Б. Политик поневоле? Историограф, монарх и публичная сфера в России начала XIX века // Новое литературное обозрение. 2018. №3. С. 186-203 (https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/151/article/19757/). Лекции: 2 Семинары: 2 Самостоятельная работа: 22 Планируемые результаты, подлежащие контролю: умеет анализировать политические тексты Карамзина, используя методологию интеллектуальной истории. Формы контроля: ответы и дискуссии на семинарах.
  • Русская историософия 1830-х годов
    Первое «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева. Проблема перевода: аргументы Чаадаева во французском и русском языковом контексте. Композиция и стиль анонимного перевода первого «Философического письма», опубликованного в «Телескопе» в 1836 г. Чаадаев как салонный мыслитель. Официальные возражения на первое «Философическое письмо»: «Мысли о России» А.А. Краевского (1837). Язык официальной и «оппозиционной» русской историософии 1830-х гг.: сходства и различия. Политические метафоры и их характер в текстах Чаадаева и Краевского. Кристаллизация историософских направлений во второй половине 1830-х гг.: западничество и славянофильство как реакция на публикацию первого «Философического письма» в 1836 г. Первое «Философическое письмо», «О старом и новом» А.С. Хомякова и «В ответ Хомякову» И.В. Киреевского. Основные пункты дискуссии. Язык Хомякова и Киреевского и его связь с русским переводом первого «Философического письма», функция метафор в текстах. Литература: Хомяков А.С. Философские и богословские произведения. М.: Книжный клуб Книговек, 2013; Чаадаев П.Я. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010; Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла… Литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века. М., 2001; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство-СПб., 2011. Лекции: 4 Семинары: 4 Самостоятельная работа: 66 Планируемые результаты, подлежащие контролю: умеет анализировать тексты западников и славянофилов с использованием методов интеллектуальной истории. Формы контроля: ответы и дискуссии на семинарах.
  • Гоголь
    «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя: исторический контекст и история появления на свет. Особенности стилистической манеры Гоголя. Россия и метафора «монастыря»: государство как религиозное сообщество, перенесение монастырской регламентации и идеологии в сферу государственного управления. Политика и экономика в «Выбранных местах…». Эсхатологическая перспектива и язык Гоголя. Реакция на «Выбранные места…». Письмо В.Г. Белинского к Гоголю: смысл полемики и риторические установки. «Выбранные места…» в семейной переписке Аксаковых: основные линии интерпретации и ответы Гоголя на выдвинутые против него обвинения. Литература: Гоголь Н.В. Критика. Публицистика. Духовная проза. М.: РОССПЭН, 2010; Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. М.: Аспект-пресс, 2004. Лекции: 2 Семинары: 2 Самостоятельная работа: 22 Планируемые результаты, подлежащие контролю: умеет анализировать политические тексты Гоголя с использованием методологии интеллектуальной истории. Формы контроля: ответы и дискуссии на семинарах.
  • Язык государственных манифестов в России первой половины XIX века
    История преобразования 1861 г.: реформа как языковая проблема. Манифест 19 февраля 1861 г.: на каком языке обращаться к крестьянам? Связь государственного реформирования и политического языка. Языковая история императорских манифестов в царствование Николая I: Филарет (Дроздов) и его политический стиль. Литература: Viise M.R. Filaret Drozdov and the Language of Official Proclamations in Nineteenth-Century Russia // The Slavic and East-European Journal. 2000. №4. P. 553-582. Лекции: 0 Семинары: 4 Самостоятельная работа: 22 Планируемые результаты, подлежащие контролю: умеет анализировать государственные манифесты, созданные в начале и середине XIX века в России с использованием методологии интеллектуальной истории. Формы контроля: ответы и дискуссии на семинарах.
  • Русская историософия второй половины XIX века: язык и основная проблематика
    «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского. Достоевский и русско-турецкая война 1877-1878 гг.: историософская аргументация в политике. Русское общество в изображении Достоевского. «Константинополь должен быть русским»: основные аргументы в пользу тезиса. Язык Достоевского-публициста. «Византизм и славянство» К.Н. Леонтьева: основные идеи и языковые конструкции. Леонтьев и Достоевский о русско-турецкой войне: статья Леонтьева «Храм и церковь». Европейская политика на Востоке в оценках Леонтьева. Леонтьев как публицист-дипломат. «Три речи в память Достоевского» В.С. Соловьева. Основные понятия статей Соловьева о Достоевском. Насколько мифологичен образ Достоевского у Соловьева? Научный и историософский язык в речах Соловьева о Достоевском. Достоевский и Соловьев в работах В.В. Розанова: «Ответ г. Владимиру Соловьеву», «О Достоевском», «Размолвка между Достоевским и Соловьевым». Стиль и композиция статей Розанова. Эволюция взглядов Розанова на идеи Соловьева и Достоевского. Литература: Достоевский Ф.М. Дневник писателя (по любому изданию); Леонтьев К.Н. Храм и церковь. М.: АСТ, 2003; Розанов В.В. Метафизика христианства. М.: АСТ, 2000. Лекции: 0 Семинары: 4 Самостоятельная работа: 18 Планируемые результаты, подлежащие контролю: умеет анализировать политические тексты русских писателей второй половины XIX века с использованием методологии интеллектуальной истории. Формы контроля: ответы и дискуссии на семинарах.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа на лекциях и семинарах
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен сдается во время сессии и представляет из себя ответ на один, случайно выбранный вопрос по теме курса (вопросы рассылаются студентам заранее).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа на лекциях и семинарах + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Достоевский, Ф.М. Бесы [Электронный ресурс] / Ф.М. Достоевский. - М.: Инфра-М, 2015. - 652 с. - Режим доступа http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=508347 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508347
  • Карамзин Н.М. - Записка о древней и новой Росии в ее политическом и гражданском отношениях - Художественная классика - 2019 - 134с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933236
  • Розанов В.В. - Люди лунного света: Метафизика христианства - Издательство "Лань" - 2013 - 136с. - ISBN: 978-5-507-10623-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6414

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман Ю. М., 2011
  • Избранные труды, Вацуро В. Э., 2004