• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Литература русской эмиграции

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

«Литература русской эмиграции» – предмет по выбору. Деление на подгруппы не предусмотрено. Основная задача курса – изучить ключевые тексты литературы русской эмиграции, их исторические и историко-литературные контексты и базовые интерпретации, а также ознакомиться с рядом филологических подходов к анализу художественных текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Литература русской эмиграции» являются: – формирование у студентов навыков ориентации в историко-литературном процессе; – знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами литературы русской эмиграции ; – развитие у студентов навыков анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением различных методик филологического анализа; – подготовка к дальнейшей исследовательской деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: знает основные вехи и тенденции в истории русского литературного зарубежья.
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: умеет анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые произведения М. Цветаевой и В. Ходасевича.
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: умеет анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые произведения Поплавского, Адамовича, Г. Иванова.
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: умеет анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые произведения Бунина, Тэффи, Набокова.
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: умеет анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые произведения Набокова и Бунина.
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: умеет анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые произведения Зайцева и Шмелева.
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: умеет анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемое произведение Бунина. Формы контроля: обсуждение на семинарах.
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: умеет анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемые произведения Ходасевича, Г. Иванова, Одоевцевой.
  • Жанровая классификация эмигрантского романа. Формальные и идейные искания эмигрантских романтистов. Историческая проза М. Алданова. Авангардный проект Б. Поплавского (Аполлон Безобразов). Анализ романа Г. Газданова "Вечер у Клэр". Анализ "Распада атома" Г. Иванова.
  • Планируемые результаты, подлежащие контролю: умеет анализировать методами филологического анализа и критически оценивать обсуждаемое произведение Набокова. Формы контроля: обсуждения и дискуссии на лекциях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Феномен литературы русской эмиграции
    Периодизация литературы русской эмиграции. Основные центры, группы, писательские объединения, журналы и газеты. Основные тенденции четырех периодов русской эмиграции: 1921– 1925; 1926 – 1933; 1934 – 1939; 1940 – 1946.
  • Тема 2. Поэзия русской эмиграции. 1920-е гг.
    Тематические смещения в творчестве поэтов старшего поколения русской эмиграции. Тема России в поэзии З. Гиппиус, В. Ходасевича, М. Цветаевой, И. Бунина. Сравнительный анализ двух "Баллад" В. Ходасевича (из сборника "Тяжелая лира" и из сборника "Европейская ночь"); анализ стихотворения М. Цветаевой "Тоска по родине, давно..."
  • Тема 3. Поэзия русской эмиграции 1930 – 1940-е гг.
    Основные поэтические группы в русском зарубежье 1930 – 1940-х гг. Лидирующая роль Г. Адамовича и Г. Иванова в этот период. Деятельность "Парижской ноты". Особая позиция Б. Поплавского. Тема России в эмигрантском творчестве Г. Адамовича и Г. Иванова. Анализ стихотворений: Б. Поплавский "Другая планета"; Г. Иванов "Россия счастие. Россия свет"; Г. Адамович "Я не тебя любил, но солнце, свет..."
  • Малая проза русской эмиграции в 1920-е гг..
    Основные тенденции малой прозы русской эмиграции 1920-х гг. Образ России в рассказах И. Бунина, Б. Зайцева, Тэффи, В. Набокова, Г. Газданова. Анализ рассказов: И. Бунина "Солнечный удар", Тэффи "Рысь", В. Набокова "Удар крыла".
  • Тема 5.Рассказы Бунина и Набокова 1930 – 1940-х гг.
    В. Набоков: поэтика малой формы. Анализ рассказа Набокова "Весна в Фиальте". И. Бунин: топика и поэтика цикла рассказов "Темные аллеи". Тема России в сборнике "Темные аллеи". Анализ рассказа Бунина "Чистый понедельник".
  • Тема 6. Образ России в прозе Б. Зайцева и И. Шмелева
    Идеализация России в эмигрантской прозе 1920 – 1930-х гг. Анализ рассказа Б. Зайцева "Атлантида". Анализ повести И. Шмелева "Неупиваемая чаша". Анализ повести А.Н. Толстого "Детство Никиты".
  • Тема 7. Автобиографический роман И. Бунина "Жизнь Арсеньева"
    Образ России в "Жизни Арсеньева" Бунина. Идиллический топос в бунинской автобиографической прозе. Усадебный миф в "Жизни Арсеньева".
  • Тема 8. Эмигрантская мемуаристика.
    Мемуарный бум в русском зарубежье. Классификация мемуарного наследия русской эмиграции. Концепция творчества в "Некрополе" Ходасевича. Тема русской катастрофы в "Некрополе" Ходасевича. Петербургский миф в "Петербургских зимах" Г. Иванова. Мифологизация серебряного века в дилогии И. Одоевцевой "На берегах Невы" и "На берегах Сены". Нарративные стратегии в "Курсиве моем" Н. Берберовой. Образ автора в "Бывшем и несбывшемся" Ф. Степуна.
  • Тема 9. Эволюция эмигрантского романа: М. Алданов, Б. Поплавский, Г. Газданов, Г. Иванов.
    Жанровая классификация эмигрантского романа. Формальные и идейные искания эмигрантских романтистов. Историческая проза М. Алданова. Авангардный проект Б. Поплавского (Аполлон Безобразов). Анализ романа Г. Газданова "Вечер у Клэр". Анализ "Распада атома" Г. Иванова.
  • Тема 10. Романы В. Набокова: от "Машеньки" к "Дару".
    Эволюцию набоковской "большой" прозы. Образ автора в романах Набокова. Композиционные приемы и стилистические особенности набоковской прозы. Анализ романа "Дар".
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий аудиторная работа студентов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Оитоговая = 0,5*Оэссе. + 0,25*Оприсутствие + 0,25*Оауд.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Западноевропейская литература XVII века : Хрестоматия для студентов вузов, Пуришев Б. И., 2002
  • Русская литература и журналистика ХVIII века : Учебник, Татаринова Л. Е., 2001
  • Русская литература ХХ в.: после раскола : Учеб. пособие для вузов, Голубков М. М., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Литература и методы её изучения : системно-синергетический подход, учебное пособие, 276 с., Зинченко, В. Г., Зусман, В. Г., Кирнозе, З. И., 2011