• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в античную и библейскую текстологию

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данного курса студенты познакомятся с основными понятиями и процедурами одной из фундаментальных филологических дисциплин – текстологии в ее историческом преломлении. Будет рассмотрено зарождение филологии как науки по изданию текста в эллинистической Александрии, первые издания Гомера и их принципы. Типы и материальные носители текстов в античности будут также обсуждены. Александрийская филологическая традиция напрямую сформировала раннехристианские подходы к академическому изучению и критики текста, которые применялись к грекоязычным версиям Ветхого и Нового завета. Центральное имя в этой связи — Ориген Александрийский (ок. 184 – ок. 253). Также в раннехристианскую эпоху происходит переход от свитка к кодексу, что напрямую влияет на материальную и текстологическую сторону бытования текстов на протяжении Средневековья, Возрождения, Нового и Новейшего времени. Следующий центральный исторический контекст, который будет обсуждаться — это наследование филологами-гуманистами итальянского и голландского Возрождения ранее выработанных методов критики текста и издательских практик и их применение как к новым изданиям античных и библейских, так и средневековых и даже современных им авторов. Именно в это время складывается в своей основе текстология Ветхого и Нового завета, а также методы их интерпретации, легшие в основу последующей филологической традиции до вплоть наших дней. Классическая критика текста и кодикология в том виде, как она сформировалась в немецкоязычной традиции изучения древностей – еще один основной исторический этап складывание текстологии, в рамках которого появляется весь ее современный инструментарий. Наконец, будет дан обзор новейших достижений и изменений в текстологической теории и практике, связанных с так называемой «новой филологией», возникающей в начале 1990-х годов и обращающей внимание на уникальной и материальную данность рукописей и других материальных носителей текстов. Цифровые подходы к изданию текстов, позволяющие представить их как гипертекст и паратекст вариантов, реализуемых в различных рукописях и часто основывающиеся на теоретических посылках «новой филологии» (например, они дают возможность оценивать материальные носители благодаря «подгружению» изображений рукописей), составят хронологически последнюю часть курса. В рамках лекций и семинаров, помимо обсуждения теории и истории дисциплины, предполагается обсуждение фактического текстологического материала и решение задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - знакомство с основными этапами складывания текстологии как филологической дисциплины на античном и раннехристианском этапах ее развития
  • - знакомство с происхождением и изменением канонов Ветхого и Нового Завета, их сходства и различия с древнегреческим литературным каноном
  • - выработка практических навыков оценки существующих критических изданий, работы с аппаратом разночтений, стеммами
  • выработка навыков работы с онлайн-изданиями; знакомство с их основными особенностями
  • знакомство с основными этапами типологии рукописной книги в античности с Средних веках; их связь с современными издательскими практиками
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • формирование общей картины складывания методов текстологии от античности до наших дней
  • формирование основных представлений об истории книги (рукописной и печатной) в европейском историческом контексте
  • выработка практических навыков оценки существующих критических изданий, работы с аппаратом разночтений, стеммами
  • выработка навыков работы с онлайн-изданиями; знакомство с их основными особенностями
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Материальность и различие рукописного материала как ценность
    Стремление к восстановлению единого источника как установка традиционной текстологии со времен античности; его связь с понятием автора и канона. Многообразие и исторически ситуативная ценность рукописных разночтений и материальных свойств отдельных манускриптов как источников по культурным контекстам их создания и существования. Анализ того, как цифровые издания позволяют упростить доступ к материальности и разноречивости исторических вариантов текста и форм его бытования.
  • Что такое текстология?
    Объект, предмет, цель, задачи и методы текстологии как науки. Понятийный аппарат текстологии.
  • История рукописной книги
    Изготовление книг в древности. Формы и материалы древних книг. Особенности работы древних писцов. Особые вспомогательные средства для помощи читателю в древних рукописях: деление на главы, названия глав, канон, предисловия, аппарат, глоссы, схолии, комментарии, катены, ономастиконы.
  • Канон Ветхого и Нового Завета
    Количество и классификация ветхозаветных рукописей. Особенности формирования канона Ветхого Завета. Иудейский канон, Тора-Невиим-Кетувим (Ктувим, К'тувим). Христианский и протестанстский канон. Тексты и переводы: протомасоретский текст, масоретский текст, Септуагинта, Вульгата, другие древние переводы. Жизнь и творчество блаженного Иеронима.Количество и классификация новозаветных рукописей. Особенности формирования канона Нового Завета. Апокрифическая литература. Закрытие канона на Востоке и на Западе. Трудности определения канона в древней Церкви. Критерии каноничности. Проблема канона в наши дни.
  • Основные этапы складывания понятий текстологии и канона
    александрийская школа и появление понятия литературного канона; гомеровская вульгата; Гомер и Платон как образцовые авторы и тексты у неоплатоников; раннехристианские филологические методы установления текста Священного писания, деятельность Оригена Александрийского; ренессансные ученые-гуманисты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Блиц-тесты на практических занятиях
  • блокирует часть оценки/расчета финальный тест
  • неблокирующий Реферат/эссе на тему курса, с привязкой к практической работе над изданием конкретного автора
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Блиц-тесты на практических занятиях + 0.6 * Реферат/эссе на тему курса, с привязкой к практической работе над изданием конкретного автора
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Conte, G. B. (2013). Ope Ingenii : Experiences of Textual Criticism. Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=641837
  • Nelson, R. D. (2019). The Old Testament : Canon, History, and Literature. Nashville: Abingdon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1827580
  • Текстология Ветхого Завета, Тов, Э., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brent A. Strawn. (2019). The Old Testament : A Concise Introduction. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2200225