• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Вспомнить всё, или Круглый стол "Выездные практики филологов (лето 2017)"

9 октября в Зале заседаний Ученого совета ФГН  прошёл круглый стол "Выездные практики филологов (лето 2017)".

Вспомнить всё, или Круглый стол "Выездные практики филологов (лето 2017)"

Вечер понедельника, зал Ученого совета, заполненный студентами первого - третьего курсов и преподавателями, кипящие чайники и яблочный пирог на столе, включённый проектор, красивые и забавные фотографии на экране, приятная суета и смех – 9 октября в Школе филологии прошёл круглый стол «Выездные практики филологов (лето 2017)», на котором посчастливилось побывать и мне как участнице фольклорной экспедиции.

В 2016/17 учебном году студентам-филологам, оканчивающим первый курс, на выбор среди прочих видов обязательной летней практики предлагались три выездные: в Петербург, Великий Новгород и Брянскую область. Теперь, пройдя испытания экскурсиями, семинарами по старославянскому и расшифровками фольклорных интервью, свежеиспеченные второкурсники показывали фотографии, сделанные в экспедициях и делились своими впечатлениями с младшими и старшими коллегами.

Открыли вечер «новгородцы», с восторгом рассказывавшие о древнем Новгороде, где старина чувствуется так сильно, что уже и сам перестаёшь понимать, в каком времени существуешь. Ребята говорили о том, как днём работали на раскопках, мечтая найти заветные берестяные грамоты, а вечерами ходили на семинары по старославянскому языку с ведущими учеными-медиевистами: А.А. Зализняком, А.А. Гиппиусом, М.А. Бобрик. Рассказывали, как дружно и весело жили в хостеле, как в свободное от работы на раскопе и занятий время восхищались памятниками Великого Новгорода, изучали древние рисунки и граффити на стенах его церквей.

Выступавшие следующими «театралы» тоже говорили об «археологии». Они не участвовали в раскопках и не работали физически, пытаясь отыскать предметы «старины глубокой», – участники петербургской музейной практики открывали и истолковывали для себя такое сложное понятие как «археология театра». Студенты ходили на экскурсии в музеи, архивы и театры Северной столицы, попадая в такие уголки, куда обычно нет доступа простым смертным – за кулисы, на сцену, в хранилища декораций, на кураторские экскурсии по выставкам и т.д. вдохновлялись театральной архитектурой Петербурга и его окрестностей.

Последними презентовали свою практику мы, «фольклористы», летом ездившие в Брянскую область, чтобы изучать фольклор белорусско-русского пограничья. Мы вспоминали, как жили в школе, готовили в школьной столовой сто разных блюд из картошки и кабачков, которые щедро жертвовало нам местное население, входили в дома к незнакомым людям, чтобы поспрашивать их на «странные» темы, и часами сидели, расшифровывая интервью и пытаясь уловить все особенности диалекта.

Три разных вида практики (археологическая, музейная и фольклорная), три разных города и три разных среза русской культуры: древность с её берестяными грамотами, XVIII-XX век великолепных театров и существующий от века, постоянно меняющийся фольклор.

Стоит отметить, что круглый стол по выездным филологическим практикам проводился в этом году впервые, и рамка «неформальной беседы» казалась нам поначалу слабо сочетающейся со словами «университет» и «презентация». Несмотря на все сомнения, встреча прошла как нельзя лучше, ведь «свои» говорили для «своих», говорили просто и честно, смеялись и повествовали о «тяжёлом быте».

Формат подобных встреч, на мой взгляд, должен сохраниться и стать ежегодным. Ведь что может быть лучше, чем вновь вспомнить лето, экспедицию и всё прожитое там и поделиться с преподавателями, однокурсниками и ребятами с других курсов своими впечатлениями в непринуждённой обстановке? Только то, что всё это происходит в университетской аудитории «минус» излишняя официальность «плюс» анекдоты из студенческого быта. Наконец-то появилась возможность единовременно узнать из первых уст о том, как прошли выездные практики студентов-филологов, более того (что важнее), такая возможность появилась и у первокурсников, которым только предстоит выбрать, чем заниматься в качестве летней практики. Теперь, узнав обо всех «подводных камнях» и преимуществах трёх выездных филологических практик, студенты первого курса точно сделают правильный выбор - ведь, как говорится, «готовь сани летом, а о летней практике задумывайся в начале учебного года»!

Автор: Александра Захарова, 2 курс бакалавриата, ОП Филология.