Вспомнить всё, или Круглый стол "Выездные практики филологов (лето 2017)"
9 октября в Зале заседаний Ученого совета ФГН прошёл круглый стол "Выездные практики филологов (лето 2017)".
Вечер понедельника, зал Ученого совета, заполненный студентами первого - третьего курсов и преподавателями, кипящие чайники и яблочный пирог на столе, включённый проектор, красивые и забавные фотографии на экране, приятная суета и смех – 9 октября в Школе филологии прошёл круглый стол «Выездные практики филологов (лето 2017)», на котором посчастливилось побывать и мне как участнице фольклорной экспедиции.
В 2016/17 учебном году студентам-филологам, оканчивающим первый курс, на выбор среди прочих видов обязательной летней практики предлагались три выездные: в Петербург, Великий Новгород и Брянскую область. Теперь, пройдя испытания экскурсиями, семинарами по старославянскому и расшифровками фольклорных интервью, свежеиспеченные второкурсники показывали фотографии, сделанные в экспедициях и делились своими впечатлениями с младшими и старшими коллегами.
Открыли вечер «новгородцы», с восторгом рассказывавшие о древнем Новгороде, где старина чувствуется так сильно, что уже и сам перестаёшь понимать, в каком времени существуешь. Ребята говорили о том, как днём работали на раскопках, мечтая найти заветные берестяные грамоты, а вечерами ходили на семинары по старославянскому языку с ведущими учеными-медиевистами: А.А. Зализняком, А.А. Гиппиусом, М.А. Бобрик. Рассказывали, как дружно и весело жили в хостеле, как в свободное от работы на раскопе и занятий время восхищались памятниками Великого Новгорода, изучали древние рисунки и граффити на стенах его церквей.
Выступавшие следующими «театралы» тоже говорили об «археологии». Они не участвовали в раскопках и не работали физически, пытаясь отыскать предметы «старины глубокой», – участники петербургской музейной практики открывали и истолковывали для себя такое сложное понятие как «археология театра». Студенты ходили на экскурсии в музеи, архивы и театры Северной столицы, попадая в такие уголки, куда обычно нет доступа простым смертным – за кулисы, на сцену, в хранилища декораций, на кураторские экскурсии по выставкам и т.д. вдохновлялись театральной архитектурой Петербурга и его окрестностей.
Последними презентовали свою практику мы, «фольклористы», летом ездившие в Брянскую область, чтобы изучать фольклор белорусско-русского пограничья. Мы вспоминали, как жили в школе, готовили в школьной столовой сто разных блюд из картошки и кабачков, которые щедро жертвовало нам местное население, входили в дома к незнакомым людям, чтобы поспрашивать их на «странные» темы, и часами сидели, расшифровывая интервью и пытаясь уловить все особенности диалекта.
Три разных вида практики (археологическая, музейная и фольклорная), три разных города и три разных среза русской культуры: древность с её берестяными грамотами, XVIII-XX век великолепных театров и существующий от века, постоянно меняющийся фольклор.
Стоит отметить, что круглый стол по выездным филологическим практикам проводился в этом году впервые, и рамка «неформальной беседы» казалась нам поначалу слабо сочетающейся со словами «университет» и «презентация». Несмотря на все сомнения, встреча прошла как нельзя лучше, ведь «свои» говорили для «своих», говорили просто и честно, смеялись и повествовали о «тяжёлом быте».
Формат подобных встреч, на мой взгляд, должен сохраниться и стать ежегодным. Ведь что может быть лучше, чем вновь вспомнить лето, экспедицию и всё прожитое там и поделиться с преподавателями, однокурсниками и ребятами с других курсов своими впечатлениями в непринуждённой обстановке? Только то, что всё это происходит в университетской аудитории «минус» излишняя официальность «плюс» анекдоты из студенческого быта. Наконец-то появилась возможность единовременно узнать из первых уст о том, как прошли выездные практики студентов-филологов, более того (что важнее), такая возможность появилась и у первокурсников, которым только предстоит выбрать, чем заниматься в качестве летней практики. Теперь, узнав обо всех «подводных камнях» и преимуществах трёх выездных филологических практик, студенты первого курса точно сделают правильный выбор - ведь, как говорится, «готовь сани летом, а о летней практике задумывайся в начале учебного года»!
Автор: Александра Захарова, 2 курс бакалавриата, ОП Филология.