Первокурсники факультета физики НИУ ВШЭ посетили ИФТТ РАН
24-го января 2025-го года для студентов I курса факультета физики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» состоялась экскурсия в Институт физики твердого тела имени Ю.А. Осипьяна Российской академии наук (ИФТТ РАН). В ходе экскурсии студенты посетили лаборатории ИФТТ РАН, ведущие ученые и молодые научные сотрудники института прочитали им краткие лекции, продемонстрировали научное оборудование и результаты своих исследований.
24-го января 2025-го года для студентов I курса факультета физики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» состоялась экскурсия в Институт физики твердого тела имени Ю.А. Осипьяна Российской академии наук (ИФТТ РАН). Знакомство с институтом началось с лекции директора ИФТТ РАН и заведующего базовой кафедрой факультета физики НИУ ВШЭ «Физика конденсированных сред» члена-корреспондента РАН Левченко Александра Алексеевича, в которой он рассказал об истории формирования института, его структурных подразделениях и перспективных направлениях исследований в области физики твердого тела.
В ходе экскурсии студенты посетили лаборатории ИФТТ РАН, ведущие ученые и молодые научные сотрудники института прочитали им краткие лекции, продемонстрировали научное оборудование и результаты своих исследований.
Старший научный сотрудник ИФТТ РАН, к.ф.-м.н. Больгинов В.В. рассказал об исследованиях в области сверхпроводимости, продемонстрировал эффект Мейснера и объяснил роль вихрей Абрикосова в данном опыте. К.ф.-м.н. Батов И.Е. представил исследования когерентного транспорта и неравновесных эффектов в мезоскопических сверхпроводящих гибридных структурах.
Сотрудники ИФТТ РАН к.ф.-м.н. Мазилкин А.А. и д.ф.-м.н. Ионов А.М. рассказали о методах сканирующей электронной микроскопии и рентгеноспектрального микроанализа, продемонстрировали работу оборудования.
Заведующий лабораторией физики высоких давлений к.ф.-м.н. Ефимченко В.С. рассказал студентам об актуальных направлениях исследований, в том числе изучение фазовых превращений в твердом теле, а ведущий научный сотрудник д.ф.-м.н. Баркалов О.И. познакомил студентов с физическими принципами спектроскопии комбинационного рассеяния света.
Заведующий молодежной Лабораторией водородной энергетики к.ф.-м.н. Агарков Д.А. представил направление научных исследований четырех лабораторий: Лаборатории спектроскопии дефектных структур, Лаборатории материалов для электрохимических технологий, Лаборатории технологии твердооксидных электролизных и топливных элементов и Лаборатории водородной энергетики, продемонстрировал предмет работы лабораторий и их оборудование.
Научный сотрудник Лаборатории профилированных кристаллов к.т.н. Стрюков Д.О. рассказал о технологии выращивания кристаллов сапфира заданного профиля, обладающих уникальным сочетанием физико-механических и оптических свойств, продемонстрировал результаты исследований – полученные кристаллы различного назначения. Младший научный сотрудник Каледин А.В. сообщил о разработках ИФТТ РАН в области высокотемпературных композиционных материалов, перспективных в авиационной промышленности.
Сотрудники Лаборатории квантовых кристаллов с.н.с. к.ф.-м.н. Филатов С.Ф. и аспирант Поплевин А.В. и познакомили студентов с исследованиями в области теории вихревого движения, возникающего в результате волн, распространяющихся по поверхности и в объеме классических и квантовых жидкостей.
Ведущий научный сотрудник д.ф.-м.н. Долганов П.В. представил результаты исследований жидких кристаллов с многоуровневым упорядочением, которые формируют сложные пространственные структуры.
Сотрудники Лаборатории неравновесных электронных процессов к.ф.-м.н. Шепетильников А.В. и к.ф.-м.н. Андреев И.В. продемонстрировали современное оснащение лаборатории и рассказали о новых экспериментальных методиках низкотемпературной микроволновой спектроскопии полупроводниковых наноструктур.
Знакомство с лабораториями, передовыми исследованиями и перспективными научными задачами вызвали у студентов неподдельный интерес. Во время экскурсии царила атмосфера сосредоточенности и любознательности: ребята не просто слушали, а активно включались в процесс, делая заметки и обмениваясь впечатлениями, задавали множество вопросов и уточняли детали экспериментов, интересовались применением на практике полученных знаний, выдвигали свои идеи и предложения.