• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс можно условно поделить на 4 части (блока). Первая часть посвящена формированию компетенций в области теорий и направлений социально-политического исследования, постановке собственного исследования в актуальный научный контекст. Вторая часть посвящена обучению основам формулирования и разработки исследовательского дизайна (как теоретического, так и прикладного характера). Третья часть знакомит студентов с применением конкретных методологических направлений и методов исследования на примере качественных методов исследования. Четвёртая часть посвящена непосредственной работе с курсовым исследовательским проектом. В 4 блоке студенты применяют знания, полученные в ходе трёх блоков, к своим собственным курсовым работам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» (2 курс) является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) академической, 3) информационной и аналитической. Научно-исследовательский семинар призван: • дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности; • познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования в области социальных наук, и, в частности – политической науки, а также оформления и представления его результатов на примере курсовой работы; • сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет описать тип научного исследования в академических терминах
  • Умеет сформулировать цепочку: проблема, исследовательский вопрос, методология, научная теория по своему исследовательскому полю
  • Умеет написать обзор состояния проблемы (обзор литературы)
  • Умеет написать введение курсовой работы как research proposal
  • Умеет провести полный цикл качественного исследование по одному из методов
  • Умеет вычленить в прочитанном исследовании цепочку: проблема, исследовательский вопрос, методология, научная теория, результат
  • Умеет устно представить результат своего исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Наука как особый вид человеческой деятельности
    1.1. Понятие науки. Нормальная наука 1.2. Паранаука и псевдонаука 1.3. Особенности социальных наук 1.4. Основные задачи научных исследований
  • Тема 2. Особенности развития науки и научного знания
    2.1. Структура научных революций Т. Куна 2.2. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ (И. Лакатос) 2.3. Социология науки Р. Мертона
  • Тема 3. Научное знание как результат научной деятельности
    3.1. Понятие и функции научного знания 3.2. Критерии истинности научного знания. Обоснованность научного знания 3.3. Формы научного знания 3.4. Накопление научных знаний 3.5. Знания о политике: как получить и где применить?
  • Тема 4. Научные исследования
    4.1. Понятие научного и аналитического исследования 4.2. Принципы научных исследований 4.3. Виды научных исследований 4.3. Результаты научных исследований
  • Тема 5. Политология как самостоятельная научная дисциплина
    2.1. Предмет политической науки 2.2. Место политологии в системе социальных и гуманитарных наук 2.3. Формирование и институционализация политической науки
  • Тема 6. Уровни научного познания в политической науке
    6.1 «Лестница абстракции» по Дж. Сартори 6.2. Парадигмы и методологии в политической науке 6.3. Теории и методы в политической науке
  • Тема 7. Позитивистский подход в политической науке
    7.1. Позитивизм как направление в методологии политической науки 7.2. Бихевиорализм и постбихевиорализм. Научная революция в политологии по Д. Истону 7.3. Критика позитивизма и бихевиорализма
  • Тема 8. Конструктивистский подход в политической науке
    8.1. Особенности конструктивистского подхода 8.2. Конструктивизм в политологии 8.3. Критика конструктивизма
  • Тема 9. Организация научной деятельности
    9.1. Научное, экспертное, эпистемическое сообщества 9.2. Формы организации ученых в научном сообществе 9.3. Управление и оценка результатов научной деятельности
  • Тема 10. Представление результатов научной деятельности
    10.1. Научные издания: понятие и виды 10.2. Признание результатов научной деятельности в профессиональном сообществе 10.3. Формы признания научных заслуг
  • Тема 11. Постановка и обоснование исследовательской проблемы
    Исследовательская проблема как недостаток знания и исследовательская ниша.
  • Тема 12. Исследовательский вопрос и предмет исследования
    Виды исследовательских вопросов. Соотношение предмета и объекта исследования. Роль предмета исследования в исследовательском дизайне.
  • Тема 13. Степень разработанности проблемы и обзор литературы.
    Исследовательская ниша. Грамотное структурирование обзора литературы. Обзор литературы как аналитическая работа.
  • Тема 14. Цель, задачи и гипотезы исследования.
    Грамотная формулировка цели, задач и гипотез исследования. Популярные ошибки в формулировках.
  • Тема 15. Методология исследования.
    Отличия между методологией, методами и методиками.
  • Тема 16. Количественные методы в научном исследовании.
    "Garbage in, garbage out". Понятие статистической и содержательной значимости, p-hacking. Проблемы искаженных выборок и переобучения моделей.
  • Тема 17. Качественные методы в научном исследовании.
    Качественные методы исследования. Исследовательские подходы. Типы исследовательских вопросов. Сбор и анализ данных. Интервью. Методы анализа текста Валидность, надёжность, этика. Микс-методы. Типы смешанных исследований. Квир-теории и методологии. Значение качественного исследования для государственной политики: фреймы, дискурсы, нарративы.
  • Тема 18. Практические рекомендации по написанию текста курсовой работы и публичной защите.
    Типичные ошибки при написании текста исследования. Структура презентации для защиты.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный разбор статьи 1
  • неблокирующий Устный разбор статьи 2
  • неблокирующий Рецензия на обзор литературы однокурсника
  • неблокирующий Обзор литературы для своей курсовой работы
    Обзор литературы на 20 источников по своей теме курсовой работы.
  • неблокирующий Устная презентация статьи
  • неблокирующий Домашняя работа - Введение к курсовой работе
  • неблокирующий Презентация исследовательского проекта
  • неблокирующий Предзащита курсовой работы
  • неблокирующий Устный разбор статьи 1
  • неблокирующий Устный разбор статьи 2
  • неблокирующий Рецензия на обзор литературы однокурсника
  • неблокирующий Обзор литературы для своей курсовой работы
  • неблокирующий Устная презентация статьи
  • неблокирующий Домашняя работа - Введение к курсовой работе
  • неблокирующий Презентация исследовательского проекта
  • неблокирующий Предзащита курсовой работы
  • неблокирующий Эссе в 1 модуле
    Эссе должно представлять собой аргументированное мнение, подкрепленное знаниями об особенностях развития современных социо-гуманитарных наук. Объем работы - 5-10 тыс. знаков. Работа должна быть структурирована, иметь традиционную для творческих работ композицию (введение, основная часть, заключение). Содержание работы зависит от автора, может затрагивать отдельные аспекты развития наук / конкретной науки, ее роли в обществе, влиянии на человеческую жизнь. Приветствуется приведение примеров практического применения результатов исследований в социально-гуманитарных науках.
  • неблокирующий Работа на семинарах в 1 модуле
    Участие в обсуждениях, ответы на вопросы преподавателя.
  • неблокирующий Работа на семинарах во 2 модуле
    Участие в обсуждениях и ответы на вопросы.
  • неблокирующий Работа на семинарах в 3 модуле
    Участие в обсуждениях методологических особенностей конкретных исследований. Собственные мнения студентов по поводу методологических проблем современной науки.
  • неблокирующий Домашнее задание 2.1 - поиск ошибок в дизайне ВКР.
    Необходимо указать на ошибки в дизайне защищенной ВКР и предложить варианты их исправления.
  • неблокирующий Домашнее задание 2.2 - пробный дизайн исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.05 * Домашнее задание 2.1 - поиск ошибок в дизайне ВКР. + 0.1 * Домашнее задание 2.2 - пробный дизайн исследования + 0.05 * Обзор литературы для своей курсовой работы + 0.25 * Предзащита курсовой работы + 0.15 * Работа на семинарах в 1 модуле + 0.25 * Работа на семинарах в 3 модуле + 0.05 * Работа на семинарах во 2 модуле + 0.1 * Эссе в 1 модуле
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • King, G. (DE-588)135604311, (DE-576)166299405. (1994). Designing social inquiry : scientific inference in qualitative research / Gary King; Robert O. Keohane; Sidney Verba. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.039730549
  • Kothari, C. R. (2004). Research Methodology : Methods & Techniques (Vol. 2nd rev. ed). New Delhi: New Age International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=277465

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hegde, D. S. (2015). Essays on Research Methodology. New Delhi: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1001250
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., Семенова, В. В., 2000