• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическая теория

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии образовательным стандартом НИУ ВШЭ, утвержденным ученым советом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» протокол от 24.06.2011 г. № 26, образовательной программой направления 41.03.04 «Политология» подготовки бакалавра, рабочим учебным планом университета по направлению подготовки направления 41.03.04 «Политология» подготовки бакалавра, утвержденным в 05.12.2016 г. В 4 модуле 2019/2020 учебного года дисциплина будет реализована онлайн на платформах ZOOM и MS Team.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Экономическая теория: часть 1 - Микроэкономика» является формирование адекватного экономического мышления, способности анализировать и выносить обоснованные суждения о значимых экономических проблемах современности в контексте экономики России и глобальных экономических процессов, глубокого понимания и способности использовать основные положения и методы экономического анализа при решении профессиональных задач в сфере политологии. В ходе изучения дисциплины происходит овладение студентами базовыми знаниями по экономической теории на уровне промежуточного и (по отдельным направлениям) продвинутого уровня; формирование навыков использования теоретических знания для решения практических задач, в том числе в профессиональной области политологии; формирование навыков адекватного интерпретирования экономической информации.
  • Целями освоения дисциплины "Экономическая теория. Часть 2 - Макроэкономика" являются: углубление и расширение знаний фундаментальных основ макроэкономики и целостного системного представления о принципах функционирования экономики; получение более детального представления о разнообразных макроэкономических процессах; овладение разносторонним аналитическим аппаратом исследования макроэкономических проблем; расширение представления о современных направлениях развития макроэкономики и новых областях ее применения; формирование экономического мышления и умения анализировать содержание макроэкономической политики правительства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области
  • Способен применять знания при решении прикладных задач
  • Способен выбирать и применять соответствующие аналитические методы для исследования конкурентного рынка
  • Способен интерпретировать данные и делать выводы из микроэкономического анализа
  • Формулирует основные тождества, характеризующие взаимосвязи в экономике. Понимает взаимосвязь внутренних секторов экономики с внешним миром.
  • Применяет методы, необходимые при изучении макроэкономических проблем. Объясняет общие принципы функционирования экономики с помощью модели кругооборота доходов и расходов
  • Применяет основы системы национальных счетов для анализа национальных и международных баз данных с целью поиска необходимой информации об экономических явлениях и процессах
  • Различает номинальный и реальный ВВП
  • Называет основные способы определения уровня цен
  • Объясняет, что такое полная занятость ресурсов и производственный потенциал экономики.
  • Анализирует факторы, оказывающие воздействие на уровень занятости и безработицы в долгосрочном периоде
  • Отличает типы и факторы экономического роста
  • Иллюстрирует влияние изменений совокупного спроса и совокупного предложения на динамику реального ВВП и уровня цен
  • Распознает функции денег (средство обмена, средство измерения стоимости, средство сбережения).
  • Решает задачи на нахождение денежной базы, денежного мультипликатора, величины предложения денег и равновесия денежного рынка
  • Решает задачи на уравнение количественной теории денег
  • Распознает причины возникновения инфляции и определяет способы измерения ее уровня.
  • Интерпретирует связь между инфляцией и покупательной способностью денег. Решает задачи на эффект Фишера.
  • Называет проблемы, которые возникают в ходе проведения фискальной политики
  • Называет различие между дискреционной и недискреционной (автоматической) фискальной политикой
  • Объясняет содержание и цели монетарной политики
  • Объясняет содержание и цели фискальной политики. Иллюстрирует суть «эффекта вытеснения частных инвестиций».
  • Выявляет основные факторы спроса и предложения на денежном рынке
  • Показывает действие механизма денежной трансмиссии и проблемы, которые возникают в ходе проведения монетарной политики
  • Сравнивает эффективность экономической политики
  • Описывает структуру платежного баланса и формулирует основные факторы, влияющие на платежный баланс
  • Сравнивает эффективность экономической политики в условиях фиксированного и плавающего валютного курса
  • Различает номинальный и реальный валютный курс
  • Вычисляет обменный курс по ППС
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экономический образ мышления
    Понятие экономики и экономической теории. Основные понятия экономической теории. Экономический выбор. Участники экономических процессов. Логика экономического исследования. Теоретическая модель.
  • Конкурентный рынок. Спрос и предложение.
    Спрос и его выражение. Построение рыночного спроса. Факторы, влияющие на спрос. Заменяющие и дополняющие блага. Функция спроса. Закон спроса. Шкала спроса и кривая спроса. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Предложение и его выражение. Факторы, влияющие на предложение. Функция предложения. Шкала предложения и кривая предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Возможные состояния рынка: дефицит, избыток и равновесие.
  • Эластичность спроса и предложения.
    Общее понятие эластичности. Точечная и дуговая эластичность. Определение ценовой эластичности спроса. Факторы ценовой эластичности спроса. Графики абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного спроса. Выручка продавцов (расходы покупателей) и ценовая эластичность спроса. Определение перекрестной ценовой эластичности. Виды благ в зависимости от перекрестной ценовой эластичности. Определение эластичности спроса по доходу. Виды благ в зависимости от эластичности спроса по доходу. Эластичность предложения по цене.
  • Государство и рынок
    Виды экономической эффективности. Причины фиаско рынка. Причины вмешательства государства в деятельность рыночного механизма. Микроэкономические инструменты регулирования рынков. Эффективность совершенно конкурентного рынка. Излишек производителя и потребителя. Регулирование рынков благ (ценовые ограничения, потоварный налог, потоварная субсидия, количественные ограничения) и потери в общественном благосостоянии. Протекционизм и международная торговля. Внешние эффекты экономической деятельности. Определение и виды внешних эффектов экономической деятельности. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Внешние эффекты в производстве и в потреблении товаров и услуг. Недопроизводство и перепроизводство товара. Интернализация внешнего эффекта. Налог Пигу. Теорема Коуза. Общественные блага. Общественные блага в экономике, их характеристики. Примеры общественных благ. Проблема общих ресурсов. Проблема «безбилетника» на рынках общественных благ. Государственное финансирование производства общественных благ.
  • Введение в макроэкономику
    Предмет, цели, особенности макроэкономического анализа. Методы макроэкономического анализа. Основные макроэкономические проблемы: долгосрочный экономический рост, деловые циклы, безработица, инфляция. Значимость макроэкономической теории при выработке эффективной экономической политики. Различие критериев кратко- и долгосрочного периодов в микро- и макроэкономике. Роль ожиданий экономических агентов. Агрегирование. Модель круговых потоков как отражение взаимодействия макроэкономических субъектов на агрегированных рынках.
  • Система национальных счетов: ВВП, безработица, инфляция
    Измерение результатов экономической деятельности. ВВП и другие показатели дохода и продукта. Различные подходы к измерению ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен и инфляция. Номинальные и реальные показатели. Измерение безработицы. Понятие полной занятости ресурсов.
  • Экономика в долгосрочном периоде
    Производственная функция. Производство и экономический рост. Потребление и сбережения. Инвестиции. Население и рабочая сила, занятые и безработные. Равновесие на рынке труда. Понятие полной занятости. Естественный уровень безработицы.
  • Экономический рост
    Измерение экономического роста. Расчёт темпов экономического роста. Источники экономического роста. Производительность труда. Издержки и выгоды экономического роста. Политика стимулирования экономического роста.
  • Экономические колебания в краткосрочном периоде
    Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Фазы экономического цикла. Причины циклических колебаний. Модель совокупного спроса и совокупного предложения. Совокупный спрос и его компоненты. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периоде. Факторы совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Изменения в равновесии, вызванные шоками совокупного спроса, шоками совокупного предложения. Инфляция и её измерение. Причины и издержки инфляции. Ожидаемая и непрогнозируемая инфляция. Инфляция и ставки процента. Эффект Фишера.
  • Денежный рынок
    Деньги и их функции денег. Структура денежной массы: основные денежные агрегаты. Центральный Банк и коммерческие банки. Предложение денег. Процесс создания денег коммерческими банками: кредитная мультипликация. Денежная база и модель денежного мультипликатора. Классическая теория спроса на деньги: уравнение количественной теории денег. Кейнсианская теория спроса на деньги. Равновесие на денежном рынке. Колебания ставки процента и денежной массы.
  • Стабилизационная политика: денежная и бюджетная
    Цели и инструменты кредитно-денежной политики Центрального Банка. Кредитно-денежная политика и ее влияние на экономику. Механизм денежной трансмиссии, проблемы и осложнения при проведении денежной политики. Мультипликатор денежной политики. Стимулирующий эффект денежной политики. Государственный бюджет. Состояние (сальдо) государственного бюджета и его виды. Бюджетный дефицит и бюджетный излишек. Способы финансирования бюджетного дефицита (эмиссионное и долговое) и их последствия. Эффект вытеснения. Государственный долг. Фискальная политика, ее цели и инструменты. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Оценка эффективности фискальной политики: эффект вытеснения. Мультипликативный эффект. Сравнительная эффективность фискальной и монетарной политики в разных экономических условиях. Инвестиционная ловушка. Денежный спрос с высокой и низкой чувствительностью к ставке процента. Ликвидная ловушка.
  • Международная макроэкономика: торговля, потоки капитала, обменные курсы
    Валютный рынок и его функции. Участники валютного рынка. Валютный курс. Номинальный и реальный валютный курс. Паритет покупательной способности и паритет процентных ставок.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа №1 проводится онлайн в системе Socrative
    Контрольная работа № 1 (далее Элемент контроля) проводится в письменном виде, с применением дистанционных технологий. Элемент контроля проводится в Socrative при синхронном подключении видеоконференции в приложении ZOOM, в соответствии с графиком размещенным на сайте. Студент обязан обеспечить необходимые условия для работы приложения ZOOM: достаточный уровень освещенности; низкий уровень шума; отсутствие помех передаче видео и аудио сигнала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Студент обязан явиться на Элемент контроля в указанное в расписании время и подключиться к видеоконференции в приложении ZOOM. Во время проведения контрольной работы студент обязан: • не покидать зону видимости веб-камерой во время тестирования. • сконцентрироваться на выполнении заданий на экране компьютера, не сосредотачивая взгляд на длительное время на посторонних предметах вне зоны видимости веб-камеры. Студент не имеет права: − привлекать помощь третьих лиц во время тестирования; − предоставлять доступ к компьютеру посторонним лицам во время тестирования; − вступать в разговоры с третьими лицами, использовать справочные материалы (книги, шпаргалки, записи в бумажном и электронном виде), любые гаджеты (сотовые телефоны, пейджеры, планшеты), дополнительные мониторы и компьютерную технику, кроме той, что непосредственно используется для контрольной работы, открывать вкладки браузера (Яндекс, Google и др.). Студент соглашается с тем, что: − во время контрольной работы № 1 будет поводиться видеосъемка и аудиозапись контрольной работы. Попытка общения с другими студентами или иными лицами, в том числе с применением электронных средств связи, несанкционированные перемещения студентов, наличие у студента запрещенных преподавателем электронных средств связи, намеренное отключение от видеоконференции или переключение вкладки браузера при явном запрете преподавателя и иные нарушения студентом объявленного порядка проведения Элемента контроля являются основанием для прекращения проведения Элемента контроля для конкретного студента (удаление из аудитории, отключение от видеоконференции и иное) и проставления оценки «0» за Элемент контроля. Кратковременным нарушением связи во время проведения Элемента контроля считается нарушение связи менее 10 минут. Долговременным нарушением связи во время проведения Элемента контроля считается нарушение подключения более 10 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в контрольной работе. При кратковременном разрыве связи студент обязан сделать скриншот/фото экрана с временем разрыва и отправить преподавателю на корпоративную почту как только связь будет восстановлена. При долговременном нарушении связи студент должен незамедлительно сообщить о проблеме преподавателю и в учебный офис. В случае возникновения технических проблем при сдаче Элементов контроля, запланированных в дистанционном формате, студент сразу после их возникновения сообщает о случившемся по корпоративной электронной почте (одним письмом): менеджеру в учебный офис и преподавателю. В письме студент указывает: ФИО, образовательную программу, учебную дисциплину, дату и время Элемента контроля, детально описывает проблему и прикладывает подтверждающие материалы (скриншот экрана, включающий системное время создания скриншота/ фото, видео и т.д.).
  • неблокирующий аудиторная работа студентов во втором модуле, в том числе онлайн
    Аудиторная работа во втором модуле оценивается по трем элементам: 1) работа на семинарах, вес 0,25; 2) оценка за 1 мини-контрольную работу, вес 0,125; 3) оценка за 2 мини-контрольную работу, вес 0,125
  • неблокирующий контрольная работа № 3
  • неблокирующий аудиторная работа в 3-ем и 4-м модулях
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * аудиторная работа в 3-ем и 4-м модулях + 0.1 * Контрольная работа № 2 + 0.2 * контрольная работа № 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Макроэкономика : учебник для академического бакалавриата / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 527 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-9916-4812-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/390134
  • Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : учебное пособие для академического бакалавриата / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 174 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6123-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/387479
  • Под ред. Серегиной С.Ф. - МАКРОЭКОНОМИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 184с. - ISBN: 978-5-534-00207-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-sbornik-zadach-i-uprazhneniy-431987
  • Под ред. Серегиной С.Ф. - МАКРОЭКОНОМИКА. СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 184с. - ISBN: 978-5-9916-9667-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-sbornik-zadach-i-uprazhneniy-433860

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Уильямсон, С. Макроэкономика / С.Д. Уильямсон ; пер. с англ. под науч. ред. К. Сосунова. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 960 с. — (Академический учебник). - ISBN 978-5-7749-1279-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1043188