• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Ноябрь

Преподаватель — это менеджер знаний

Андрей Гречко

Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI.  Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».

Исследователь 

На втором курсе факультета социальных наук я устроился на работу в Фонд «Общественное мнение». В ФОМ я составлял анкеты для опросов, взаимодействовал со СМИ и помогал своей руководительнице Катерине Кожевиной организовывать ФОМ-ЛАБС — образовательный проект для студентов-социологов московских университетов. Нашей целью было показать студентам, что профессия социолога включает в себя не только строго академические исследования. Фотография, документальный театр, кинодокументалистика могут быть инструментами исследования социальной реальности. ФОМ-ЛАБС стал моим первым опытом образовательного менеджмента.

Опыт репетиторства

Репетитором я стал ещё на первом курсе по совету друга. Вел русский язык у ребят 6-7 класса, помогал им разобраться со школьной программой. Русский язык давался мне легко, моя бабушка — учитель русского языка с 40-летним стажем. Я старался учить так, как учили меня — чтобы было интересно, искал запоминающиеся примеры и ассоциации. Первый ученик занимался футболом, и мы с ним постоянно разбирали правила, используя спортивные метафоры. Постепенно я вовлекся, мне все больше и больше нравилось преподавать. Меня зажигало, когда ребята после моих объяснений понимали сложный материал. Тогда я решился на преподавание обществознания и начал готовить учеников к ЕГЭ и олимпиадам школьников.

65% учеников сдали обществознание более чем на 80 баллов

Чтобы улучшать мастерство, я пробовал себя в разных форматах преподавания. Вел курсы по социологии для участников всероссийских олимпиад школьников в Центре Педагогического мастерства, вел онлайн-занятия, объяснял сложные понятия социологии 8-летним детям в «Университете детей».

В 2012 году я устроился на работу в крупнейшую в стране федеральную сеть образовательных центров, которая готовит школьников к ЕГЭ. Увидев изнутри, как работает система подготовки школьников, я понял её недостатки. В тот момент у меня родилась главная в моей жизни мечта — создать собственный образовательный центр, в котором ученики смогут получать лучшие в стране занятия. Через 3,5 года мне удалось исполнить мечту.  

LUDI и система перевернутого класса

Весной 2015 года я познакомился с выпускником МГУ Ильей Созонтовым. Через полчаса первой встречи мы поняли, что у нас одинаковые цели и ценности. Тогда мы начали работать над созданием образовательного центра LUDI. В 2016 году мы выпустили первый поток учеников. 73 школьника доверили нам подготовку. 65% учеников сдали обществознание более чем на 80 баллов. 55% учеников сдали историю более чем на 86 баллов. Ребята поступили на лучшие факультеты ВШЭ, МГУ, МГИМО.

В чем секрет?

Лекционный формат был хорош в Средние века, когда доступ к дорогим книгам имели лишь избранные

Наша система перевернутого класса сильно отличается от занятий в школах и на других курсах. Смысл «перевернутого класса» — поменять местами классную работу и домашнюю. Это позволяет избавиться от скучных лекций и записей под диктовку. Ребята самостоятельно работают с информацией дома, а в классе сосредотачиваются на практической работе.

Лекционный формат был хорош в Средние века, когда доступ к дорогим книгам имели лишь избранные. Сегодня информация в обилии доступна каждому человеку с выходом в интернет. Роль преподавателя как передатчика информации устарела. Современный преподаватель — это менеджер знаний, человек, который организует учебный процесс учеников в классе и дома.

Первое знакомство с материалом ученик LUDI делает самостоятельно. За неделю до занятия ученики получают ссылку на учебник в электронном формате, который они должны законспектировать к занятию. (Чтобы учебник был интереснее, наша коллега Ася Нисенбаум создает иллюстрации, главные герои которых — медведики и львята. Например, иллюстрация к понятию «вертикальная социальная мобильность» — один львенок-гитарист играет в переходе, второй львенок-гитарист — рок-звезда на сцене)

Львята, иллюстрирующие вертикальную мобильность

В дополнение к учебнику ребята получают набор ссылок на материалы из разнообразных источников («Постнаука», «Арзамас», «Дилетант», «Теории и практики», «Русский репортер» и прочие медиа). Работая с этими материалами, ученик погружается в контекст изучаемой темы. Изучая безработицу, ученик узнаёт об истории Великой Депрессии из материала Постнауки. После чего смотрит фотогалерею «Коммерсанта», чтобы своими глазами увидеть описанные события и прочувствовать изучаемые понятия.  

В классе мы проверяем, насколько хорошо человек проработал материал дома, задаем вопросы по учебнику и по ссылкам. На занятиях мы много решаем задания ЕГЭ разных форматов и сложные задания олимпиад — но это не единственная часть работы. Обсуждаем проблемы, которые ставит перед учеником учебный материал, организуем дискуссии. Например, ученики спорят — что лучше, социальное государство с высокими налогами и уровнем общественных благ или минимальное государство с низкими налогами, но в котором ты решаешь свои проблемы самостоятельно. Через подобные дискуссии ученики учатся аргументировано отстаивать точку зрения, что поможет им как в эссе на ЕГЭ, так и в жизни.

ЕГЭ и регионы

Я сам сдавал ЕГЭ, и мне нравится, что в нашей стране именно такой формат вступительных испытаний. Замечательно, что поступление в вуз не зависит от субъективности вузовского преподавателя. Школьники из регионов имеют такие же шансы поступить в хорошие вузы, как ребята из элитных московских школ. После просьб школьников из других регионов России, мы решили запустить собственные онлайн-курсы по истории и обществознанию в новом учебном году.

О репетиторах и качестве образовательных услуг

Как работает большая часть репетиторов и преподавателей образовательных центров? Худшие тупо зачитывают материал из учебника. Кто чуть дольше работает — дает алгоритмы, просит заучить и обещает ученику, что все будет хорошо. Но если усложнить задание, вывести за пределы алгоритма, ученик такого преподавателя не справится с выполнением. В этом году на ЕГЭ по  истории многие задания оказались на порядок сложнее, чем в предварительных вариантах. И я рад, что наши ребята достойно справились с этим вызовом за счет широкого контекста, который мы даем им в домашнем задании через дополнительные ссылки и в классе через сложные задания.

Меня раздражает, что люди позволяют себе годами репетиторствовать и не задумываться о качестве, о разнообразии методов

Занятия большинства репетиторов — скучные и неэффективные. К нам в середине года приходили школьники, которые занимались несколько месяцев с профессорами из университетов за огромные деньги. При этом ребят не научили нужным для ЕГЭ навыкам — анализа текста, работы с картой, обоснования своей позиции. Меня раздражает, что люди позволяют себе годами репетиторствовать и не задумываться о качестве, о разнообразии методов. Зачем заставлять школьника зубрить определения политических идеологий? Можно предложить ученику задание, которое поможет понять суть явления — например, попросить «примерить очки» идеологии и прочитать одну и ту же новость глазами либерала, социалиста, консерватора.

Андрей Гречко с учениками во время занятия

Развитие 

Первый год работы LUDI мы преподавали с Ильёй вдвоем. Убедившись в эффективности «перевернутого класса», мы запустили процесс набора команды преподавателей. Только за первую неделю к нам поступило 60 заявок. Для нас крайне важно отобрать людей, которые разделяют наши ценности, стремятся дать ученикам занятия отличного качества и высокие баллы. Мы стремимся к росту организации и будем набирать людей для управленческих задач — маркетинга, пиара, найма людей и разработки продуктов.

С нового учебного года мы добавим к курсам по истории обществознанию курсы по русскому языку, в будущем планируем запустить курсы по математике. «Перевернутый класс» как идея возник у двух учителей химии, систему можно применять в любых учебных дисциплинах.

Управление временем

Кроме занятий по предметам, мы учим учеников справляться с большим объемом задач, успевать жить и учиться. Soft skills — это навыки XXI века, необходимые человеку любой профессии и любого возраста для того, чтобы управлять своим временем и волей.

Нет гуманитариев и технарей, нет жаворонков и сов, нет отличников и троечников, есть люди, которые делают, и люди, которые не делают

Мы стремимся донести идею о важности soft skills до как можно большего числа школьников. В Лицее ВШЭ и других московских школах мы проводили и будем проводить семинары по soft skills для учеников старших классов.

Как сделать обучение интересным?

Существуют простые правила, которые помогут любому, кто выступает в роли ученика, лучше освоить новые знания:

Первое — связывайте получаемые знания со своей жизнью. Научитесь видеть в прохожих — представителей определённого класса, в покупке кофе — экономическую операцию, а в улицах города проявления исторического процесса.

Второе — ищите связь со значимыми для вас образами и историями. Мы это делаем через ссылки в домашнем задании и посты в социальных сетях. Однажды мы выложили треки нового альбома рэпера Оксимирона и предложили школьникам несколько вопросов, позволяющих проанализировать альбом с точки зрения понятий обществознания. Пост собрал 1000 репостов и 10 000 лайков восторженных школьников.

И третье, самое главное — снимите с себя все ярлыки, которые привыкли вешать. «Я не выучу математику, мне это не дано», «я сова, я не могу вставать по утрам». Когда мы открывали образовательный центр, за месяц до запуска я понял, что в сентябре нужно будет вставать рано утром, будет большой объем задач, и я не могу долго спать, как я люблю. За неделю я стал жаворонком — с удовольствием и радостью вставал даже до будильника. Если человеку надо, он всегда сделает, нужно просто говорить себе — надо. Нет гуманитариев и технарей, нет жаворонков и сов, нет отличников и троечников, есть люди, которые делают, и люди, которые не делают.

Многие школьники не верят в свои силы. В школе или дома их убедили, что они ничего не могут. Я верю, что любой человек может выучить любой материал и научиться любым навыкам, если приложит усилия. Среди наших учеников есть ребята, на которых школьные учителя махнули рукой, но они поставили себе цель и блестяще сдали ЕГЭ.