• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

Научно-исследовательский семинар (НИС) проходит на каждом из 4-х курсов бакалавриата. Дисциплина является обязательной. Важно, что НИСы не ограничиваются вспомогательной функцией для написания курсовых и выпускной квалификационной работ. НИС предполагает подготовку студента к научной и аналитической деятельности и за пределами академической сферы.

 

Научно-исследовательские семинары на всех 4-х курсах выстроены в единую линейку, в связи с чем на каждом новом году обучения происходит качественное повышение уровня научной дискуссии, повышается уровень отработки компетенций, расширяется спектр рассматриваемых парадигм, методологий и методов, ключевые моменты закрепляются на новом уровне. Также за счёт этого исключается вероятность дублирования тем и заданий.

Учитывая общую логику проведения НИСа, можно выделить его общую цель: формирование у студентов набора компетенций, позволяющего им осуществлять самостоятельную

-       научно-исследовательскую и проектную деятельность в рамках социальных наук на уровне мировых стандартов,

-       деятельность по обработке и анализу информации любого профиля и любого объёма.

На 1-м году обучения НИС решает следующие задачи:

-       развитие навыков работы с программой MS Excel, применение её функций для первичной обработки данных, их графического представления;

-       развитие первичных навыков работы с публицистическими и научными текстами, самостоятельного поиска и обработки информации;

-       развитие навыков обобщения и анализа фактического материала для прояснения текущей ситуации и контекста;

-       развитию аналитических способностей и умения давать оценку ситуации (в условиях ее имитации);

-       формирование умения воспринимать себя как лицо, принимающее решение;

-       формирование понимания особенностей научной работы как обобщения результатов научного исследования;

и готовит студентов к предстоящей научной и аналитической деятельности (со знанием основных источников, алгоритмов и методов поиска и обработки информации, со способностью организации исследовательского процесса), созданию и редактированию текстов академического и профессионального назначения, самостоятельному поиску, обработке и верификации требуемой информации, анализу логики суждений и высказываний, локальных нормативно-правовых актов, созданию и оформлению библиографий, подготовке и презентации исследовательских материалов.

 

На 2-м году обучения НИС решает следующие задачи

-       знакомство с и овладение основными теориями и методологиями социально-политического исследования;

-       обучение основам формулирования и разработки исследовательского дизайна (как теоретического, так и прикладного характера);

-       применение полученных знаний для написания первого самостоятельного научного текста – курсовой работы;

и готовит студентов к свободной ориентации в основных видах исследовательских стратегий, способности отличить методы и обосновать, в каких исследованиях и по каким причинам их можно или нельзя использовать, формулировке исследовательской проблемы, цели и задач исследования, планированию работы с ними, выбору и использованию понятий для описания и решения исследовательской проблемы;

знакомит студентов с принципами академической этики, процессом получения грантов, спецификой взаимодействия в раках университета и эпистемологического сообщества.

 

На 3-м году обучения НИС осуществляется на английском языке и помимо помощи студентам в написании курсовой работы более высокого уровня,

знакомит с методологическими подходами современной политической науки, что способствует соотношению студентами собственных исследовательских проектов с соответствующей исследовательской проблемой, гипотезой и методами,

рассматривает некоторые проблемы, с которыми сталкиваются исследователи при использовании стандартных специализированных методов и методологических подходов.

 

На 4-м году обучения НИС осуществляется в рамках нескольких тематических направлений (обычно – компаративистика и институциональные исследования; качественные исследования и неинституциональные факторы; политическая теория; политические коммуникации) и помимо помощи студентам в написании финального бакалаврского исследования – выпускной квалификационной работы,

проверяет знание научных традиций, методологических подходов современных социальных наук, способность выбрать методологию, максимально полезную для решения поставленной проблемы исследования, умение использовать исследовательские методы в рамках выбранной методологии, понимание сильных и слабых сторон подобранных методов;

проверяет знание и корректное выполнение всех этапов дизайна научного исследования;

проверяет умение собирать (в том числе и в полевых условиях) или комплектовать базу эмпирических данных, проверять данные на полезность и значимость, проводить анализ собранных эмпирических данных;

проверяет умение соотнести построенную в результате теоретического анализа модель с полученными результатами практического анализа, умение критически оценить поставленную рабочую гипотезу, навыки аналитики и прогнозирования в целях выявления потенциала полученных выводов для дальнейших исследований.