• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юлий Нисневич: «Коррупция присутствует всегда, даже при демократическом политическом режиме»

В Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики 10 марта прошел научный семинар с участием Юлия Нисневича — доктора политических наук, профессора и ведущего научного сотрудника НИУ ВШЭ. В рамках семинара были затронуты общетеоретические вопросы взаимосвязи коррупции и авторитаризма, а также некоторые особенности воплощения этих двух явлений на различных типах авторитарных стран, существующих сегодня.

Ю. А. Нисневич

Ю. А. Нисневич
Radio Liberty (RFE/RL)

Прежде всего, Юлий Анатольевич отметил, что для авторитарных стран характерны два основных механизма осуществления правящей социальной группой своей власти: коррупция и принуждение.

Коррупция присутствует всегда, даже при демократическом политическом режиме. Но, в отличие от других политических режимов, демократия стремится подавить коррупцию, «загнать ее в угол», свести ее проявления к нулю. Это прекрасно иллюстрируется тем, что демократические страны можно оценивать с помощью коррупционных показателей: если в стране процветает коррупция, следовательно, сложно говорить о наличии в ней развитых демократических институтов.  

Второй механизм осуществления власти в авторитарных странах — это принуждение. Все государства классического авторитаризма функционируют преимущественно на основе принуждения, при том это принуждение может доходить вплоть до силового, физического. К сожалению, такие государства сохранились и до наших дней: примером могут послужить различные диктаторские режимы и абсолютные монархии. В то же время, такие страны характеризуются и высоким уровнем коррупции.

Во второй половине двадцатого века, когда стали рушиться многие классические диктаторские режимы, появились страны несколько иного типа. Их основной чертой является то, что они используют комбинирование механизмов принуждения и коррупции в зависимости от сложившейся ситуации в конкретный период времени. Но коррупцию не стоит понимать исключительно в экономическом, материальном смысле. Выгода власть предержащих может быть политической, социальной, статусной. Использование своих полномочий ради личных интересов — в этом и заключается сущность коррупции. Именно политическая коррупция составляет основу коррупции экономической: люди, пришедшие к власти исключительно ради собственной выгоды, сразу меняют «под себя» систему законодательства, а также «расставляют» на важные государственные посты «своих» людей. Все это делается исключительно для того, чтобы удержать власть.

Если посмотреть на современный земной шар, то из 193 существующих в мире суверенных государств около 70 являются недемократическими (в основу классификации положен критерий свободных выборов). Из этих 70 авторитарных государств следует отбросить 16 стран с нестабильной политической обстановкой, для которых характерна частая смена политических режимов. Оставшиеся 54 государства можно поделить на четыре большие группы: государства с коммунистическими режимами, авторитарные монархии, государства с постколониальной диктатурой, а также неоавторитарные государства, в которые входят страны постсоветского пространства и некоторые страны Африки. Важен тот факт, что во всех этих государствах уровень коррупции очень велик. Наибольшие показатели он достигает в неоавторитарных странах и постколониальных диктатурах.