• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Не попробовать — это всегда проигрышный вариант» // Об опыте академической мобильности выпускника факультета права

Выпускник бакалавриата факультета права НИУ ВШЭ (2016) и магистратуры «Международное частное право» (2018) Даниил Власенко уехал в США, получил магистерский диплом University of the Pacific McGeorge School of Law и остался на стажировке у Baker & McKenzie в Нью-Йорке.

«Не попробовать — это всегда проигрышный вариант» // Об опыте академической мобильности выпускника факультета права

Какие возможности есть у российского студента для переезда заграницу, как прожить на 600 долларов в месяц и чем образование в США отличается от российского? Ответы на эти и другие вопросы — в интервью Даниила пресс-центру факультета права.

Давай начнем с самого начала. Расскажи, где ты родился и жил?

Я из города Ярославля, учился в специализированной английской школе. Английский язык был мне интересен с детства, и еще в 9 классе я впервые поехал по обмену в США по программе FLEX. Так появилось больше амбиций — по возвращению в ярославскую школу захотелось чего-то большего.

Бакалавриат в Вышке отвечал твоим амбициям?

Изначальная идея поступать в Вышку былa довольно спонтанной. Я думал и насчет заграницы, и по поводу других московских вузов, но скидка в 70% и наличие общежития убедили меня. Даже по сайту Вышки было видно, что это особенный университет: все понятно, прозрачно и в ногу со временем, не то, что эти HTML-сайты других московских вузов.

Из Ярославля ты уехал, а в столице тебе почему не сиделось?

Я не хочу сказать, что это случайность. Это всё программа RUSLEF. Первая попытка участия была еще после 4-го курса бакалавриата Вышки. Прошел до финала, но меня не выбрали: «Ты хороший кандидат, у тебя ещё будут возможности себя проявить». Это оказалось не просто красивым речевым оборотом в дань вежливости, а фактом — на первом году магистратуры все получилось.

Расскажи про программу, в чем её плюсы?

По сути это грант (от российско-американского фонда юридического образования. – прим.). Студенту оплачивают проживание в кампусе, страховку, учебники… Даже стипендию дают на более или менее комфортную жизнь! Она рассчитана из ежемесячных затрат на проживание (600 долларов в месяц), а чек выдается раз в полгода. А дальше уж — твой селф-менеджмент.

И как? Можно прожить в США в месяц на 600 долларов?

Если в основном готовить самому и не особо ходить по различным кафе и барам, то вполне. Зависит от города, конечно. Но мне в Сакраменто было вполне достаточно этих денег. Хотя, может, у меня просто не самые высокие запросы…

Есть шанс как-то найти дополнительный заработок?

В первую очередь, работать по студенческой визe нельзя, нелегально. К тому же, хочется фокусироваться на учёбе. Но есть лайфхак – работа в кампусе. Например, можно работать в библиотеке и параллельно сидеть и готовиться, читать нужные тебе книжки.

Как ты попал на работу в Baker & McKenzie LLP (NY)?

Советы преподавателей-юристов, заведенные знакомства и связи в профессии привели меня в компанию, и по OPT-визе я могу год проработать в США по своей специальности, а именно в практике по разрешению международных споров.


План на год понятен, а дальше как-то планируешь продлить свое пребывание за океаном?

Все возможно, но это достаточно сложно. Цели такой я себе не ставлю, а беру максимум от того, что есть сейчас. Стараюсь получать больше опыта, брать более интересные дела. К тому же, получение рабочей визы здесь – это всегда отчасти лотерея.

Как вообще относятся к русскому парню в Америке?

Никаких проблем не было никогда. Все относятся с интересом. В офисе никто не удивляется, а моё понимание русской ментальности даже было полезным в арбитражных делах с участием стран из СНГ. В жизни тоже не замечал никаких косых взглядов. В университете быть иностранцем даже приятно: тебе помогают, пытаются что-то объяснить.

В чем специфика юридического образования в США и в России?

Отличий очень много. Начиная с того, что это разные правовые семьи. Плюс, сами пары идут совершенно по-другому, а ты по-другому к ним готовишься.


Расскажи про учебный процесс.

У нас в России как? Всегда много предметов и ты между ними крутишься-вертишься. Какой-то предмет может идти раз в неделю — и за всем остальным ты просто забываешь, о чем там рассказывали. Здесь же студенты чаще всего берут около пяти предметов за семестр. Так ты можешь на них сфокусироваться, поскольку они идут несколько раз в неделю, и в голове лучше укладывается.

Манера преподавания как-то отличается?

В США нет разделения на лекции и семинары. Преподаватель по факту читает лекцию, но задает вопросы и подключает людей. На контрактном праве у нас был настоящий пульт для голосования, чтобы студенты отмечали правильные, на их взгляд, ответы. Ответы в реальном времени появлялись на экране, и любого могли спросить, какой вариант он выбрал и почему. Как в «Кто хочет стать миллионером» подсказка «Помощь зала» в общем, но тут нельзя просто тыкнуть наобум и успокоиться.

Как оценивают ответы студентов на занятиях?

Оценок за ответы на лекциях, как правило, не ставят. В России, если ты отвечаешь на семинарский вопрос неправильно, есть шанс получить плохую оценку, а иногда даже испортить отношения с преподавателем. Если ты ответишь не по теме, преподаватель может сказать: «Вася, ты не о том. Кто-нибудь ещё попробует ответить?». Вася, возможно, расстроится и не будет больше отвечать. В США же главное — инициатива: ты можешь ответить совершенно не то, но преподаватель старается проявить терпение, поощрить академический интерес и поддержать тебя. Он может сказать: «Вася, это хорошая мысль, но ты забегаешь вперед. Когда мы дойдем до этой темы, ты обязательно выскажешься». И теперь довольный и уверенный в своих силах Вася будет готовиться к лекциям с удвоенной силой.


Ну, и самое волнительное для студентов – экзамены.

Сами экзамены полностью обезличены здесь. Устных нет — все письменные, и твой преподаватель никогда не присутствует в классе. Имя на работе не пишется, есть только произвольный порядковый номер, известный только студенту. Так исключается предвзятость: преподаватель не может знать, чью работу проверяет, его любимого ученика или же тихони с задней парты. Ещё есть так называемые прокторы — «смотрители», которые следят, чтоб студенты не списывали. Финальная оценка по предмету в основном зависит от экзамена, обычно он весит 70-80% от общей суммы.

Как тебе такая система обучения?

В итоге понимаешь, что все оценки, которые ты получаешь, – максимально объективные. Кстати, работодатели верят оценкам университета, они действительно смотрят на твой диплом и на собеседованиях концентрируются на личности кандидата.

Психологически тяжело было решиться переехать?

На самом деле, год или два — это не такой большой срок. Раньше казалось, что это как на другую планету полететь. Но на деле это прекрасная возможность для тебя и твоего кругозора, в том числе — путешествовать. В моем случае даже по той же Калифорнии. Мы с друзьями объехали её всю на машине, с северных городов и до Сан-Диего, заезжали в Лас-Вегас, Тахо, Йосемите. Это не главная цель переезда, конечно, но очень приятный бонус.

Придумай напутственную фразу для тех, кто сомневается, стоит ли воспользоваться шансом академической мобильности.

Возможно, это прозвучит шаблонно, но очень точно: пока не попробуешь — не поймешь. Как у Островского было: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Сама фраза слишком сильная и мотивационная, но мой посыл в том, что лучше попробовать и сделать свой максимум. А не попробовать — это всегда проигрышный вариант. Уэйн Гретцки, великий канадский хоккеист, говорил: «Ты не реализуешь 100% бросков, которые не наносишь». Так вот, только «совершая броски», пробуя, получаешь шанс выиграть. Так и в жизни.

 

Беседовала: Елизавета Власова

Фото: из личного архива Даниила Власенко