• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анатомия и физиология центральной нервной системы

2017/2018
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
10
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватель


Фонсова Наталия Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37.03.01 - «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Анатомия и физиология центральной нервной системы». Программа разработана в соответствии с:  Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 37.03.01  «Пси-хология»;  Образовательной программой 37.03.01 «Психология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Анатомия и физиология центральной нервной системы» являются:  образовательная: усвоение знаний по анатомии и физиологии нервной системы человека и  позвоночных животных, а также основ для практического применения этих знаний;  практическая: умение применять знания по анатомии и физиологии нервной системы для понимания закономерностей высшей нервной деятельности человека, а также генеза  психоневрологических заболеваний;  воспитательная: формирование научного мировоззрения по вопросам о роли и месте знания анатомии и физиологии нервной системы в системе нейробиологических наук. Эта цель особенно важна в рамках реалистического понимания происхождения и развития психических способностей человека и животных, поскольку прогнозируемость психических процессов построена на материальном анатомическом субстрате пространственно- временной организации нервной системы, которая является структурной основой для осуществления физико-химических преобразований статистических событий в мышление.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает теории происхождения и эволюции нервной системы
  • организацию нервной ткани и отличительные принципы строения нейронов
  • принципы эмбрионального развития и строения нервной системы человека
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные уровни, классификации нервной системы, отделы головного мозга.
  • Знает основные электрические явления, обеспечивающие функционирование мозга (потенциалы покоя и действия, проведение ПД, постсинаптические потенциалы); строение и функционирование ЦНС на уровне синапсов;
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы;
  • Знает свойства и роль в деятельности мозга главных групп медиаторов (аминокислот, ацетилхолина, моноаминов, регуляторных пептидов);
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы
  • Знает основные принципы работы вегетативной нервной системы (управление функциями внутренних органов) и нейроэндокринного взаимодействия;
  • Знает механизмы развития наиболее распространенных нейро- и психопатологий, способы диагностики и принципы лечения;
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные виды, виды и механизмы нейромедиаторов.
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные отделы промежуточного мозга и их функции
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные классификации и модели устройства сенсорных систем; называет основные отделы соматосенсорной системы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Тема 1. Предмет и задачи курса. Методы изучения анатомии нервной системы. Общее знакомство с организмом человека
    Определения анатомии и физиологии как наук. Их место в системе наук и связь с дисциплинами медико-биологического и психолого-педагогического циклов. Значение изучения нейронаук для понимания механизмов нормального и патологического поведения человека. История развития представлений об анатомии мозга. Нейронная теория. Значение работ Рамон-и-Кахаля, Гольджи, Ниссля и др. для изучения строения мозга. Нейронная теория Рамон-и-Кахаля. Современный этап изучения морфологии и физиологии нервной системы. Методики изучения строения мозга. Цель, задачи и структура курса. Уровни организации организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Основные системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Гомеостаз (поддержание постоянства внутренней среды организма) как необходимое условие нормальной жизнедеятельности. Регуляция жизненных функций организма – нервная и гуморальная.
  • Тема 2. Строение нервной ткани
    Нейрон – основная структурная и функциональная единица нервной ткани. Особенности морфологии и ультраструктуры нервных клеток, их отростков, синапсов. Функциональное значение особенностей морфологической организации дендритов и аксонов в деятельности нейро- на. Аксонный транспорт. Понятие о нервных волокнах и нервах. Миелинизация. Серое и белое вещество нервной системы. Классификация нейронов по морфологическим, функциональным и биохимическим признакам. Строение и функциональные свойства глиальных клеток. Астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты, микроглия.
  • Тема 3. Филогенез нервной системы. Онтогенез нервной системы человека
    Сравнение двух групп многоклеточных животных: без нервной системы (губки) и имеющих нервную систему (остальные). Основные этапы развития нервной системы (диффузная, уз- ловая, трубчатая). Основные пути эволюции нервной системы – концентрация и цефализация. Сравнительная анатомия ЦНС у различных классов позвоночных животных (круглоротые, хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие). Основные стадии эмбрионального развития: бластула, гаструла, нейрула. Понятие о зародышевых листках. Эмбриональная закладка нервной системы. Нервная пластинка, нервная трубка. Развитие основных отделов нервной трубки. Стадия трех мозговых пузырей. Стадия пяти мозговых пузырей. Мозговые изгибы. Основные отделы центральной нервной системы. Нейральная индукция. Миграция нейронов. Постнатальное развитие мозга.
  • Тема 4. Вспомогательные аппараты нервной системы
    Кровоснабжение мозга. Особенности строения кровеносной системы мозга. Гематоэнцефалический барьер. Оболочки центральной нервной системы (твердая, паутинная, сосудистая) и их функции. Система полостей ЦНС. Сосудистые сплетения. Ликвор и его функции. Циркуляция ликвора.
  • Тема 5. Общие представления о с троении нервной системы
    Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Основные отделы нервной системы: центральная и периферическая нервная система, соматическая и автономная нервная система. Функции этих отделов. Спинной и головной мозг. Ствол мозга. Типы организации нейронов (ретикулярная, ядерная, экранная). Чувствительные, двигательные и переключательные ядра. Афферентные (чувствительные) и эфферентные (эффекторные) нервы. Смешанные нервы.
  • Тема 6. Строение и функции спинного мозга, состав спинномозговых нервов
    Макроструктура спинного мозга, сегментарная организация. Межпозвоночные ганглии и спинномозговые нервы. Задние корешки спинного мозга, их афферентный состав (связь с периферией и определенным видом рецепции). Передние корешки. Иннервация скелетной и гладкой мускулатуры. Микроструктура спинного мозга. Пластины Рекседа. Функциональная характеристика задних, передних и боковых рогов. Дуги безусловных спинномозговых рефлексов. Ядра спинного мозга, их функциональная характеристика и топографическая локализация. Белое вещество спинного мозга. Восходящие пути, их функциональная характеристика: система задних столбов, спинно-таламические пути, спинно-мозжечковые пути, спинно-ретикулярные пути. Нисходящие пути, их функциональная характеристика. Понятие о пирамидной и экстрапирамидной системе. Рубро-, вестибуло-, ретикуло- и тектоспинальные пути. Собственные пути спинного мозга. Понятие о соматотопической организации.
  • Тема 7. Строение и функции головного
    мозга 7.1. Ствол головного мозга Продолговатый мозг и варолиев мост. Макроструктура. Полость заднего мозга – IV желу- дочек. Образование ромбовидной ямки, ее дно и крыша. Топография ядер черепных нервов. Выход из нижней части ствола черепных нервов (V-XII пары). Микроструктура. Три типа ядер черепных нервов (чувствительные, двигательные и парасимпатические). Нижние оливы, пира- миды, перекрест пирамид. Ядра задних канатиков, формирование медиального лемниска. Собственные ядра моста переключательные ядра от коры больших полушарий к коре мозжечка. Комплекс слуховых ядер и формирование латерального лемниска. Проводящие пути продолговатого мозга и моста. Средний мозг. Макроструктура среднего мозга человека. Ножки мозга – основание и по- крышка. Четверохолмие – центр ориентировочного рефлекса и подкорковый центр зрительных и слуховых раздражений. Выход из среднего мозга III и IV пар черепных нервов. Микроструктура среднего мозга. Ядра III (глазодвигательного) и IV (блокового) пар черепных нервов, вегетативная часть глазодвигательного нерва. ЦСВ (центральное серое вещество покрышки). Межножковое ядро. Моторные ядра: красное ядро и черная субстанция, их функциональная характеристика и связь с другими мозговыми структурами. Проводящие пути среднего мозга. Ретикулярная формация мозгового ствола. Интегрирующий и активирующий аппарат ретикулярной формации. Современные представления об ее анатомической организации. Характеристика нейронов. Ядра ретикулярной формации (ядра шва, медиальные и латеральные ядра), связи с другими отделами головного и спинного мозга. 7.2. Мозжечок. Макроанатомия мозжечка человека. Червь и полушария. Ядра мозжечка – зубчатое, пробковидное, шаровидное, ядро шатра. Древний, старый и новый мозжечок, их функции. Послойная организация коры мозжечка. Клетки Пуркинье – единственные эфференты коры мозжечка. Лазающие и моховидные волокна. Состав путей нижних, средних и верхних ножек мозжечка. 7.3. Промежуточный мозг. Основные отделы промежуточного мозга человека: таламус (зрительный бугор), метаталамус, гипоталамус, эпиталамус, субталамус. Полость промежуточного мозга – III мозговой желудочек. Таламус. Топография таламических ядер. Проекционные, ассоциативные и неспецифические ядра таламуса, их функциональная характеристика. Метаталамус: латеральное и медиальное коленчатые тела – подкорковые зрительные и слуховые центры. Эпиталамус. Ядра уздечки, эпифиз; их функциональная характеристика. Гипоталамус. Макроструктура – мамиллярные тела, серый бугор, воронка, гипофиз, зри- тельная хиазма. Связь гипоталамуса с эндокринными железами, вегетативными центрами, ретикулярными и лимбическими структурами мозга. Топография гипоталамических ядер. Участие гипоталамуса в регуляции гомеостаза, эмоций, работы желез внутренней секреции. Гипоталамо- гипофизарная система. 7.4. Конечный мозг Большие полушария головного мозга. Кора, базальные ганглии, белое вещество. Три системы волокон конечного мозга – проекционные, ассоциативные, комиссуральные. Мозолистое тело. Базальные ганглии. Неостриатум (хвостатое ядро и скорлупа) и палеостриатум (бледный шар) – центральные структуры экстрапирамидной системы. Ограда, миндалевидный комплекс, прилежащее ядро. Основные связи и функциональная характеристика базальных ганглиев. Кора больших полушарий. Пять долей коры – лобная, теменная, височная, затылочная, островковая. Борозды и извилины коры больших полушарий. Древняя (палеокортекс), старая (архикортекс) и новая (неокортекс) кора. Лимбическая система мозга. Цито- и миелоархитектоника коры больших полушарий. Гомо- и гетеротипическая кора. Корковые поля. Понятие о центральных, периферических и ассоциативных областях коры. Функции различных областей коры. Связь ассоциативных областей новой коры с высшими психическими функциями. Речевые зоны коры.
  • Тема 8. Автономная нервная система
    Основное функциональное отличие от соматической нервной системы – управление деятельностью гладкой мускулатуры и железистых клеток. Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы, ее отличие от дуги соматического рефлекса. Периферические вегетативные ганглии. Симпатическая, парасимпатическая и метасимпатическая системы. Морфологические, физиологические и медиаторные различия этих систем.
  • Раздел 2. Физиология нервной системы Тема 1. Мембранный потенциал.
    Химический состав живых организмов. Структура и разнообразие белков. Внутреннее строение нейронов. Мембранный потенциал. Потенциал покоя нервных клеток.
  • Раздел 2. Тема 2. Потенциал действия нервных клеток
    Порог запуска и фазы. Свойства электрочувствительных Na+ и К+ -каналов. Проведение ПД, роль глиальных клеток. Пейсмекеры; местные анестетики; электрические синапсы
  • Раздел 2. Тема 3. Химический синапс
    Жизненный цикл медиатора: синтез, выброс в синаптическую щель, взаимодействие с рецепторами, инактивация. Постсинаптические потенциалы и запуск ПД. Вторичные посредники. Агонисты и антагонисты медиаторов.
  • Раздел 2. Тема 4. Медиаторные системы мозга
    Ацетилхолин (Ацх), его синтез. Никотиновые и мускариновые рецепторы, их антагонисты. Нервно-мышечный синапс. Роль Ацх в ВНС и ЦНС. Никотиновая зависимость. Ацхэстераза и ее блокаторы. Норадреналин (NА), его синтез. Типы адренорецепторов, их агонисты и антагонисты. Симпатические эффекты NА (регуляция функций внутренних органов). NА в головном мозге: роль голубого пятна. NА, адреналин и реакция на стресс. Глутаминовая кислота и ГАМК – главные медиаторы ЦНС: синтез, типы рецепторов, инактивация. Нарушение баланса медиаторов-аминокислот как причина многих отклонений де- ятельности мозга. Ноотропы, транквилизаторы, снотворные и антиэпилептические препараты. СДВГ. Дофамин: синтез, типы рецепторов. Черная субстанция; паркинсонизм и его лечение. Шизофрения и нейролептики. Психомоторные стимуляторы. Серотонин: периферические и центральные эффекты. 5-НТ-рецепторы, их разнообразие и функции. МАО и антидепрессанты. Глицин и гистамин – медиаторы ЦНС. Энкефалины и опиоиды. Вещество Р, другие регуляторные пептиды. Аденозин и кофеин. Каннабиноиды. Факторы роста нервов (нейротрофины), стволовые клетки нервной ткани. Мозг и алкоголь.
  • Раздел 2. Тема 5. Гипоталамо-гипофизарная система
    Гипоталамус и гипофиз: нейроэндокринная регуляция. Либерины, статины, тропные гормоны. Влияние гормонов на функции ЦНС. Гипоталамус и миндалина: биологические потребности. Центры голода, жажды, полового и родительского поведения, страха, агрессии.
  • Раздел 2. Тема 6. Сенсорные системы
    Общая характеристика анализаторов (сенсорных систем). Классификация рецепторов. Основные принципы кодирования и передачи сенсорной информации в ЦНС. Виды торможения в сенсорных центрах. Абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности. Зрительный анализатор. Глаз как орган зрения. Строение сетчатки. Фоторецепторы. Оболочки глаза (белочная, сосудистая, сетчатка). Роль родопсина и йодопсинов. Механизмы три-хроматического зрения. Зрительные нервы и зрительные тракты. Бинокулярное зрение. Функции зрительных центров в ЦНС. Ретинотопия. Колончатая организация первичной зрительной коры. Вестибулярный и слуховой анализаторы. Лабиринт внутреннего уха. Строение и функционирование волосковых рецепторов. Проводниковый и центральный отделы анализаторов. Об- работка слуховой и вестибулярной информации в ЦНС. Кожно-двигательный анализатор. Тактильная, температурная, болевая рецепция. Строение проприорецепторов. Мышечное веретено и его иннервация. Совместное функционирование альфа- и гамма-мотонейронов в ходе мышечного сокращения; петля положительной обратной связи. Соматотопическая организация постцентральной коры. Хеморецепция. Система внутренней рецепции (продолговатый мозг, гипоталамус и др.). Работа висцерорецепторов на примере регуляции частоты дыхания. Строение и функции вкусовой и обонятельной сенсорных систем. Понятие о вомерназальном органе.
  • Раздел 2. Тема 7. Двигательные системы
    Типы движений. Двигательные рефлексы спинного мозга. Регуляция локомоции: пейсмекеры и полуцентры конечностей; тонические и фазические управляющие влияния. Произвольные движения: премоторная и моторная кора. Автоматизация движений: мозжечок и базальные ганглии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Экзамен 2 модуль
  • неблокирующий Домащнее задание 2
  • неблокирующий Экзамен 4 модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Опромежуточный = 0,5·Оэкзамен + 0,5 Отекущий (1-2 модуль);
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оокончательная = 0,2·Опромежуточный + 0,4·Оэкзамен + 0,4·Отекущий (3-4 модуль) , где Отекущий (3-4 модуль) = 0,7·Оаудиторная (3-4 модуль) + 0,3·Осам.работа 2.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в анатомию центральной нервной системы: Учебное пособие / Дыхан Л.Б. - Ростов-на-Дону:Издательство ЮФУ, 2016. - 116 с.: ISBN 978-5-9275-1973-6 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/989874

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анатомия нервной системы : учеб. пособие для вузов, Козлов, В. И., 2004
  • Регуляторные системы организма человека : учеб. пособие для вузов, Дубынин, В. А., 2003