• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возрастная психология. Методы возрастной психологии

2017/2018
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
2
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль

Преподаватели


Соколова Татьяна Юрьевна

Программа дисциплины

Аннотация

Практикум по психологи развития рассчитан на более глубокое освоение следующих прикладных вопросов возрастной психологии: психологические трудности детей разного возраста; умение их анализировать; знакомство с основными методиками и приемами индивидуального психологического обследования ребенка и его межличностных отношений в семье. Результатом освоения данного курса является: 1. знание основных психологические проблем, возникающих в отдельные возрастные периоды детства и методов их выявления; 2. умение отбирать стратегии исследования психического развития, методики и техники для выявления специфики психического функционирования ребенка с учетом особенностей возрастных этапов; 3. овладение первичными навыками работы с людьми разного возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение студентами ряда методик и приемов индивидуального психологического обследования ребенка и его межличностных отношений в семье.
  • • Формирование способности выделять психологические проблемы и трудности детей разного возраста, связанных с возрастным развитием, уметь их анализировать и разрешать
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен сформулировать проблему развития, раскрыть противоречия, порождающие проблему, этапы и механизмы ее возникновения, внешние и внутренние маркеры зарождающейся проблемы
  • Умеет применять рисуночные тесты в практике психологической работы. Интерпретирует отдельные показатели рисуночных тестов и их взаимосвязей; создает целостный «психологический портрет» детей и взрослых на основе применения рисуночных тестов.
  • Знает и понимает основные положения сказкотерапии; способен создать собственную сказку с учетом психологических проблем ребенка, анализирует сказки, созданные другими, анализирует их диагностический и психотерапевтический потенциал
  • Знает методики диагностики психологической готовности к школьному обучению; составляет программу обследования ребенка для диагностики его готовности к школе
  • Понимает и раскрывает проблем психического развития в подростковом периоде; анализирует выделенную проблему подростка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблемы психического развития детей разного возраста
    Обучение видению психологической сущности проблемы психического развития, выделению проблем психического развития детей разного возраста: пренатальный период - направления работы с будущими родителями; проблемы развития ребенка в период младенчества и раннего детства; проблемы психического развития дошкольника и младшего школьника. Знакомство с разными основаниями классификации проблем психического развития. Овладение способностью формулировать проблему развития, раскрывать противоречия, порождающие проблему, этапы и механизмы ее возникновения, внешние и внутренние маркеры зарождающейся проблемы. Освоение умений прогнозирования и предупреждения проблем развития. Отработка умений раскрывать положительные последствия различных вариантов решения проблемы и отрицательные последствия неразрешенности проблемы. Отработка умений видения путей и способов разрешения проблем психического развития.
  • Рисуночные тесты в практике психологического обследования ребенка
    Знакомство с психологическими рисуночными тестами, их возможностями и ограничениями в диагностической и консультативной работе психолога. Знакомство с возрастными закономерностями, отражающимися в рисунках. Отработка навыка проведения рисуночных тестов в практике психологической работы. Отработка навыков описания результатов наблюдения за ребенком (взрослым), выполняющим рисуночный тест. Отработка навыков ведения протокола, отражающего процесс рисования. Отработка навыков ведения беседы с ребенком (взрослым) по поводу его рисунка. Освоение умения интерпретации отдельных показателей рисуночных тестов и их взаимосвязей. Отработка умений создания целостного «психологического портрета» детей и взрослых на основе применения рисуночных тестов.
  • Сказкотерапия как метод практической работы психолога
    Ознакомление с основными положениями сказкотерапии, с ее диагностическим и терапевтическим потенциалом. Знакомство с видами сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные сказки. Отработка умений создания сказки с учетом психологических проблем ребенка. Отработка умений выстраивания стратегий работы со сказкой с учетом заявленной проблематики.
  • Психологические особенности подготовки ребенка к школе и проблема школьной адаптации
    Знакомство с особенностями и видами психологической готовности к школьному обучению. Ознакомление с методиками диагностики психологической готовности к школьному обучению и упражнениями по ее развитию. Освоение показателей, по которым можно судить о степени сформированности разных видов психологической готовности ребенка к школе. Отработка умений составления программы обследования ребенка для диагностики его готовности к школе. Овладение умениями решать конкретные ситуации, связанные с особенностями подготовки ребенка к школе и с проблемами школьной адаптации. Усвоение модели проведения психологического консультирования по проблемам готовности к школе и школьной адаптации.
  • Психологические проблемы подростков
    Знакомство с проблемами психического развития в подростковом периоде. Знакомство со способами разрешения проблем подростками. Ознакомление с особенностями психологического консультирования детей подросткового возраста. Освоение умений выделять и анализировать акцентуации и подростковые реакции. Отработка умений выявлять подростков группы риска. Отработка умений анализировать выделенную проблему подростка: описывать проблемную ситуацию, формулировать проблему, раскрывать этапы и механизмы возникновения проблемы, раскрывать противоречия, порождающие проблему, выделять внешние и внутренние показатели проблемы. Отработка умений прогнозировать позитивные и негативные последствия различных вариантов решения проблемы. Отработка умений выделять необходимые условия для предупреждения проблемы и ее негативных последствий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
    Примеры заданий для пересдачи: Если на рисунке семьи отсутствует сам автор рисунка, то это свидетельствует о: 1) трудностях самовыражения в отношениях с близкими людьми типа: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место» 2) том, что у автора рисунка в данный момент низкая самооценка 3) о выражении печали и просьбы об эмоциональной поддержке 4) о наличии в семье тайны, к которой он не допущен Определите методику по целям ее применения. Цели применения этой техники: повышение самооценки; развитие способности к концентрации внимания; формирование навыков уважительного отношения к проявлениям инициативы со стороны других людей; развитие терпеливости; привитие навыков участия в спокойных видах деятельности; создание условий для совместной творческой работы членов семьи. 1) Совместный тест Роршаха 2) Анализ раннего воспоминания по А.Адлеру 3) Сказкотерапия 4) Методика "Каракули Д. Винниккота" Цель методики «Лесенка» В.Г.Щур: 1) определение типа привязанности ребенка 2) исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 3) определение особенностей детско-родительских отношений 4) исследование когнитивного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.4 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общая психодиагностика, Бодалев, А. А., 2006
  • Психология развития : хрестоматия: учеб. пособие для вузов, , 2005
  • Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология развития : учеб. пособие для вузов, Эльконин, Б. Д., 2001
  • Психология развития, Крайг, Г., 2002