• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профориентационный семинар "Введение в психологию"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Профориентационный семинар «Введение в психологию» формирование у студентов представления о предмете психологии и принципах психологического исследования, базовых знаний о сущности мира внутренней жизни человека и путях его научного познания. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные этапы развития психолога-профессионала, его профессионально-важные качества, а также этический кодекс и принципы работы практического психолога. По итогам курса студенты будут уметь отличать фундаментальные и прикладные отрасли психологии, ее основные направления и знать специфику социальной и организационной психологии, психофизиологии, когнитивной психологии и психологического консультирования. Акцент в ходе курса будет сделан также на этических принципах обучения студента-психолога и основной психологической периодике и литературе, профессиональных сообществах психологов, наиболее значимых научных психологических конференциях и мероприятиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины «Профориентационный семинар «Введение в психологию» формирование у студентов представления о предмете психологии и принципах психологического исследования, базовых знаний о сущности мира внутренней жизни человека и путях его научного познания.
  • В соответствии с обозначенной целью в ходе освоения дисциплины решается ряд задач, таких как определение сущности предмета психологической науки, раскрытие общих вопросов методологии психологического познания, а также формирование представления об основных предметных областях современной психологии.
  • Кроме того, в ходе курса решаются задачи понимания специфики деятельности профессионального психолога как практика и ученого-исследователя, а также специфики личности профессионального психолога, знания основных фундаментальных и прикладных отраслей психологической науки, а также понимания специфики обучения студента-психолога.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает специфику деятельности профессионального психолога как практика и ученого-исследователя, а также специфику личности профессионального психолога. Знает основные этапы развития психолога-профессионала, его профессионально-важные качества, а также этический кодекс и принципы работы практического психолога.
  • Определяет сущность предмета психологической науки. Имеет представление об основных предметных областях современной психологии. Умеет отличать фундаментальные и прикладные отрасли психологии, ее основные направления.
  • Определяет место социальной психологии в системе научного знания. Знает специфику и содержание социальных коммуникаций. Понимает особенности трех сторон общения: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Анализирует средства вербальной и невербальной коммуникации. Знает общую характеристику групповой динамики. Описывает методы социальной психологии. Знает основы социально-психологического эксперимента.
  • Умеет отличать организационную психологию от смежных отраслей.
  • Знает основные теории трудовой мотивации.
  • Описывает проблему соотношения психического и физиологического. Знает основы методов и методик психофизиологии.
  • Описывает проблему мозговой организации высших психических функций. Знает основы теории системно-динамической локализации ВПФ.
  • Определяет место когнитивной психологии в общей структуре психологической науки.
  • Знает современные экспериментальные исследования ощущения, восприятия, памяти, внимания, речи и мышления.
  • Знает виды и области психологического консультирования. Знает основные принципы психологического консультирования. Понимает отличие психологического консультирования от психотерапии.
  • Знает подходы и направления в психологическом консультировании и психотерапии. Знает личностные характеристики профессиональных консультантов.
  • Понимает специфику обучения студента-психолога.
  • Знает основную психологическую периодику и литературу, профессиональные сообщества психологов, наиболее значимые научные психологические конференции и мероприятия.
  • Знает этические принципы обучения студента-психолога.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Профессионально важные качества психолога
    Основные этапы развития психолога-профессионала. Профессионально важные качества психолога. Психограмма и профессиограмма психолога. Личные качества психолога. Этический кодекс и принципы работы практического психолога (принцип уважения, принцип компетентности, принцип ответственности, принцип честности). Основные «кризисы» и разочарования в профессии психолога.
  • Тема 2. Основные отрасли и направления современной психологии
    Место психологии в системе наук. Отрасли современной психологии. Основные фунда-ментальные отрасли современной психологии: возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, клиническая психология, психофизиология. Основные прикладные отрасли современной психологии: психология труда, психология управления, психология спорта, психология рекламы, экономическая психология.
  • Тема 3. Фундаментальные отрасли психологии: социальная психология
    Место социальной психологии в системе научного знания. Специфика и содержание со-циальных коммуникаций. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Средства вербальной и невербальной коммуникации. Социальное взаимодействие и взаимоотношения. Проблема исследования группы в социальной психологии. Понятие «малой группы». Общая характеристика групповой динамики. Понятие «большой» социальной группы. Виды больших социальных групп. Методы социальной психологии. Социально-психологический эксперимент.
  • Тема 4. Прикладные отрасли психологии: организационная психология
    Место организационной психологии в системе научного знания. Организационная пси-хология как наука и практика. Отличие организационной психологии от смежных отраслей. Подбор, отбор и оценка персонала. Обучение и развитие персонала. Теории трудовой мотива-ции. Организационная культура.
  • Тема 5. Фундаментальные отрасли психологии: психофизиология и нейропсихология
    Проблема соотношения психического и физиологического. Предмет изучения психофи-зиологии. Связь психофизиологии с физиологией высшей нервной деятельности и нейропсихологией. Методы и методики психофизиологии: электроэнцефалография, кардиография, электро-миография, окулография, кожно-гальваническая реакция, плетизмография, пневмография. Ме-тоды позитронно-эмиссионной томографии и магнитоэнцефалографии. Картирование мозга. Особенности методологии полиграфных испытаний. Проблема мозговой организации высших психических функций. Теория системно-динамической локализации ВПФ А.Р.Лурии. Нарушение ВПФ при локальных повреждениях головного мозга.
  • Тема 6. Фундаментальные направления психологической науки: когнитивная психология
    Когнитивная психология в общей структуре психологической науки. Предмет когнитивной психологии. Психофизиологический подход к построению когнитивной психологии. Когнитивная психология и нейронаука. Современные экспериментальные исследования ощущения, восприятия, памяти, внима-ния, речи. Роль эмоций в регуляции когнитивной деятельности. Когнитивное развитие. Когнитивные стили. Мышление и принятие решений. Оценочные суждения. Искусственный интеллект.
  • Тема 7. Психологическое консультирование и психотерапия как область практической̆ деятельности психолога
    Виды и области психологического консультирования: организационное консультирова-ние, консультирование в области образования, семейное консультирование. Основные принципы психологического консультирования. Отличие психологического консультирования от психотерапии. Подходы и направления в психологическом консультировании и психотерапии (бихевиоральный, психоаналитический, клиент-центрированный подходы, гештальт-терапия, социально-когнитивный подход, транзактный анализ, логотерапия). Эффективность психологического консультирования. Личностные характеристики профессиональных консультантов. Проблема эмоционально-го выгорания. Трудности начинающего консультанта.
  • Тема 8. Специфика обучения студента-психолога
    Особенности обучения психологии в вузе. Методика преподавания психологии. Этические принципы обучения студента-психолога. Психологическая периодика и литература. Российские и зарубежные профессиональные сообщества психологов. Российское психологическое общество. Психологические конференции и мероприятия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Эссе
    В случае если эссе не было сдано в установленный срок, за каждый просроченный день предусмотрено снижение оценки на 1 балл.
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    На первой пересдаче студент выполняет тест по темам учебного курса, аналогичным тем, что были предложены на экзамене. Итоговая оценка рассчитывается по той же формуле с учётом всех остальных ранее полученных оценок. На второй пересдаче студент отвечает на устные вопросы по темам учебного курса в присутствии комиссии из трех человек. Примеры заданий для повторной пересдачи и критерии их оценки хранятся в департаменте.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Оокончат = 0.2*Оаудиторная + 0.2*эссе + 0.2*Оконтрольная работа + 0.4*Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
  • Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2007
  • Психофизиология : учебник для вузов, Гринченко, Ю. В., 2007
  • Социальная психология : учебник для вузов, Андреева, Г. М., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Индивидуальное и семейное психологичекое консультирование, Алешина, Ю. Е., 2004