• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управление персоналом

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Базаров Тахир Юсупович

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина Управление персоналом нацелена на усвоение студентами основных научных положений в области психологии управления, общения и взаимодействия индивидов и групп в организации отношений между подчиненным и руководителем, между личностью и организацией. Усвоение базовых положений учебной дисциплины предполагает сочетание как аудиторных (лекционных и семинарских) занятий, так и самостоятельной деятельности студентов по изучению учебной и научной литературы выполнению творческих заданий, анализа ситуаций и письменных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • усвоение студентами основных научных положений в области психологии управления, общения и взаимодействия индивидов и групп в организации, отношений между подчиненным и руководителем, между личностью и организацией.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает современные технологи и методы подбора, адаптации, стимулирования и оплаты труда, обучения и развития, оценки и аттестации персонала; лучшие практики и зарубежный опыт в сфере управления персоналом; классификации стратегий и особенности политик управления персоналом организаций; современные проблемы и тенденции управления персоналом.
  • Способен использовать современные методы и технологии управления персоналом;
  • Обладает навыками деятельности по поиску и оценке информации для анализа ситуации в области управления персоналом для выявления проблем и причин их породивших, оценки ситуации и проектирования управленческих решений в сфере управления персоналом;
  • Имеет навыки анализа и адаптации к российским условиям лучших практик и зарубежного опыта в сфере управления персоналом.анализа и адаптации к российским условиям луч
  • Понимание полного списка функций в организации, находящихся в ведении специалиста по работе с персоналом и линейного менеджера
  • Уяснение зависимости содержания функций по управлению персоналом от стратегического типа организации и ее миссии
  • Знание основных направлений деятельности специалистов по подбору персонала, основных критериев для сравнения работников
  • Понимание основного содержания юридически обоснованных этапов проведения аттестации персонала, а также ее влияния на функционирование организации
  • Знание содержания моделей мотивации работников и способов ее стимулирования финансовыми и нефинансовыми средствами
  • Знание содержания критериев оценки компетентности работников, а также их психологических характеристик в связи с требованиями рабочего места
  • Знание основ когнитивной теории в ее связи управлением знаниями, уровней развития неявных знаний работников
  • Иметь навык анализа и адаптации к российским условиям лучших практик и зарубежного опыта в сфере управления персоналом, с учетом конкретной ситуации в компании сферы ритейла.
  • Умение готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами в сфере управления персоналом
  • Умение использовать современные методы и технологии управления персоналом
  • Иметь навыки (приобрести опыт) деятельности по поиску и оценке информации для анализа ситуации в области управления персоналом для выявления проблем и причин их породивших, оценки ситуации и проектирования управленческих решений в сфере управления персоналом
  • Умение разрабатывать стратегию и политику управления персоналом организации
  • Знание специфических черт, основные проблемы и тенденции управления персоналом в ритейле.
  • Знание классификаций стратегий и особенности политик управления персоналом организаций;
  • Знание современных технологий и методов планирования, найма и отбора, стимулирования и оплаты труда, обучения и развития, оценки и аттестации персонала
  • Понимание системы управленческих мероприятий и программ, влияющих на рост профессионализма сотрудников
  • Умение планировать групповую работу по повышению квалификации персонала на основе анализа компетенций
  • Знание способов оценки конфликтной ситуации и способов ее преодоления
  • Знание технологий оценки затрат рабочего времени и способов их оптимизации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Управление персоналом: современные подходы и HR-тренды. Система управления персоналом организации.
    Современные подходы к управлению персоналом в организации. Основные функции системы управления персоналом (HR-системы). Факторы, влияющие на состав HR-функций конкретной организации. Внешние факторы, влияющие на формирование HR-функции в современной организации: демографические проблемы, «война за таланты» (WarforTalent), снижение корпоративной лояльности, рост темпов изменений, неопределенность внешней среды. Внутренние факторы, влияющие на формирование HR-функции в современной организации. Современные подходы к управлению персоналом: внутренний маркетинг(InternalMarketing), управление по ценностям (ManagementbyValues). Модель управления по ценностям С. Долана и С. Гарсиа. HR – бизнес партнер. Современные HR-тренды.
  • Стратегия и политика управления персоналом организации.
    Понятия «стратегия управления персоналом» и «политика управления персоналом (кадровая политика)» организации. Общая стратегия организации и стратегия управления персоналом: варианты взаимосвязи. Основные этапы и особенности разработки стратегии управления персоналомКлассификации стратегий управления персоналом. Варианты стратегий управления персоналом и особенности кадровых политик организаций разных сфер бизнеса.
  • Подбор персонала.
    Процедура подбора персонала. Кто в организациях отвечает за вопросы планирования и найма персонала? Основные этапы процесса планирования персонала. Требования к должности (JobProfile). Разработка требований к должности (должностная инструкция, модель рабочего места, профессиограмма, карта компетенций, профиль должности). Разработка планов мероприятий по удовлетворению потребности организации в персонале. Источники привлечения персонала. Процедура отбора персонала: основные этапы. Предварительный отбор. Оформление анкетных данных. Анализ рекомендаций и опыта работы. Собеседование (интервью): основные виды, варианты и этапы проведения. Ассессмент, испытания. Основные методы оценки профессионально важных качеств кандидатов. Assessment-Center. Принятие решения о приеме на работу. Предложение о работе (JobOffer).
  • Адаптация персонала.
    Понятие «адаптация персонала». Основные цели и задачи адаптации. Направления адаптации (первичная, вторичная). Профессиональная и социально-психологическая адаптация. Продолжительность адаптационного периода. Особенности адаптации различных категорий персонала. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации персонала. Кто в организациях занимается вопросами адаптации персонала? Документы, регламентирующие процесс адаптации персонала. Основные этапы адаптации персонала. Примеры программ адаптации (ориентации) персонала в организациях. Критерии оценки результатов адаптации. «Симптомы» психологической дезадаптации сотрудника. «Книга (справочник) сотрудника».
  • Мотивация и стимулирование персонала.
    Понятия «трудовая мотивация» и «стимулирование». Новые подходы к мотивации и стимулированию персонала: мотивация 3.0. Типы мотивации сотрудников: типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова. Основные формы стимулирования персонала. Особенности стимулирования сотрудников с разными типами трудовой мотивации. Разработка системы стимулирования персонала организации: основные требования. Структура компенсационного пакета организации: постоянная часть (должностной оклад), условно-постоянная часть (надбавки, доплаты), переменная часть (премии, бонусы, комиссионные). Депремирование. Социальный пакет. Социальные льготы и выплаты: гарантированные государством и предоставляемые организацией. Корпоративная социальная ответственность (CorporateSocialResponsibility).
  • Современные подходы и практики развития персонала.
    Подходы к развитию персонала: традиционный и современный. Современные концепции развития персонала: концепция обучающейся организации (LearningOrganizationConcept), управление знаниями (Knowledge Management), управление талантами (TalentManagement),корпоративный университет (CorporateUniversity). Основные направления развития персонала организации. Наставничество: традиционные и современные формы. Сторителлинг. Модель непрерывного (систематического) обучения персонала. Методы обучения персонала. Подходы к управлению карьерой. Формирование кадрового резерва организации: понятие, основные цели. Структура кадрового резерва: стратегический резерв, оперативный резерв, резерв молодых специалистов (hi-po). Преемники и дублеры. Нетрадиционные подходы к развитию персонала: «FISH» философия, Sign spinning. Примеры программ развития персонала в организациях.
  • Современные формы и методы оценки персонала.
    Понятие «оценка персонала». Место функции оценки персонала в системе управления персоналом организации. Основные цели и формы оценки персонала. Кто проводит оценку персонала в организациях? Современные методы оценки персонала. Аттестация персонала. Виды аттестации. Процедура аттестации персонала: основные этапы и мероприятия. Принятие решений по итогам оценки и аттестации. Обратная связь по итогам оценки.
  • Уровни и функции управления персоналом
    Основные подсистемы управления персоналом: планирования и маркетинга, найма и учета, трудовых отношений, условий труда, обучения и развития, мотивации, социального обеспечения, правового и информационного обеспечения.
  • Стратегический менеджмент персонала
    Основные факторы, оказывающие влияние на стратегию и структурно-функциональные особенности управления персоналом. Типология организаций и ее воздействие на управление персоналом: аутсайдер, защитник издержек, защитник качества, интегрированный анализатор, диверсифицированный анализатор, проспектор, монополист. Типы миссий организации и их влияние на управление персоналом. Зависимость управления персоналом от стадии жизненного цикла организации.
  • Отбор, контрактация и увольнение сотрудников
    Методы отбора сотрудников. Трудовой договор. Контракт. Разделы контракта. Расторжение трудового контракта (договора) по инициативе администрации. Дополнительные основания для увольнения.
  • Функции аттестации сотрудников
    Внутреннее совершенствование. Функции аттестации. Структурирующие функции. Оценка качества и количества работы, выполняемой сотрудниками. Изменение содержания выполняемых функций. Доработка должностных инструкций. Обоснованное изменение в оплате труда. Объединение формальной и неформальной структуры организации. Мотивирующие функции. Повод для откровенного разговора о проблемах организации. Создание конструктивного конфликта для активизации внутреннего соревнования. Активизация мотивирующих факторов труда. Установление целей развития сотрудника. Юридическая база аттестации персонала. Положение об аттестации сотрудников. Рекомендации к разработке критериев аттестации. Аттестационный лист сотрудника.
  • Стимулирование труда персонала и «компенса-ционный пакет»
    Соотношение финансового и нефинансового стимулирования. Структура «компенсационного пакета». Постоянная и переменная часть оплаты труда. Дополнительные инструменты стимулирования труда работников. Оплата труда и профессиографический анализ деятельности.
  • Оценка персонала и нормирование труда
    Исходная ситуация. Задача. Методика оценки производительности сотрудников. Объективное оценивание производительности труда сотрудников отдела. Расчет зарплаты сотрудников.
  • Управление знаниями
    Модели интеллектуального капитала организации. Локализация знаний и мобильность их носителей. Динамика знаний в организации. Параметры интеграции знаний. Когнитивная инерция у менеджера. Когнитивные тактики в стратегических решениях. Процессное моделирование параметров организации. Модели "сокровищница" и "указатель".
  • Организация рабочего времени
    Способы оценки рабочей нагрузки. Рабочая нагрузка, напряженность труда и функциональное состояние работника. Классические подходы к управлению временем: концепция Б.Франклина, концепция Любищева. Функционально-стоимостной анализ в управлении временем. Планирование времени и анализ задач. Неклассические подходы к контролю времени: зоны порядка и хаоса.
  • Менеджер по работе с персоналом в ситуации конфликта
    Менеджер и конфликт. Понятие и задачи управления конфликтов. Основные понятия конфликтологии. Позитивные функции конфликта по Л.Козеру. Типичные ошибки в конфликтологии. Стили поведения конфликтологов. Конфликтологический мониторинг. Анализ параметров конфликта. Методы, способствующие разрешению конфликта
  • Проблемы обучения сотрудников
    Экспертное сравнение методов. Обсуждение результатов. Сравнение кейс-стадис и тренинга. Активизация личного опыта или знаний. "Шаги" в подготовке обучающей программы. Диагностика организации. Функция, компенсируемая тренингом. Описание целей и действий. Описание основных проблем, с которыми сталкиваются сотрудники. Выделение базовых противоречий профессиональной деятельности. Перевод целей, противоречий, позиций, действий на "язык" учебной программы. Выбор стиля проведения тренинга. Подготовка учебных материалов. Подготовка план-графика программы. Проведение тренинга. Коррекция программы по результатам тренинга. Пример подготовки упражнения.
  • Развитие профессионализма сотрудников
    Понятие профессионализма. Этапы развития профессионализма. Структурно-функциональные компоненты профессионализма. Понятие детерминанты развития профессионализма. Виды детерминант: естественные и искусственные, краткосрочные и долгосрочные, индивидуальные, групповые и организационные, индивидуально-, группо- и организационно сфокусированные. Бизнес-процессы и акторы развития профессионализма. Комплексные программы развития профессионализма персонала
  • Управление персоналом: эволюция подходов и современная ситуация в сфере ритейла
    Управление человеческими ресурсами (Human Resources Management) – стратегический и системный подход к управлению наиболее ценными активами организации. Основные функции HR-системы. Факторы, влияющие на состав HR-функции конкретной организации. Внешние факторы, влияющие на формирование HR-функции в современной организации: демографические проблемы, «война за таланты» (War for Talent), снижение корпоративной лояльности, рост темпов изменений, неопределенность внешней среды. Внутренние факторы, влияющие на формирование HR-функции в современной организации. Современные подходы к управлению персоналом: внутренний маркетинг (Internal Marketing), управление по ценностям (Management by Values). Модель управления по ценностям С. Долана и С. Гарсиа. HR – бизнес партнер. Управление человеческими ресурсами в ритейловых компаниях: специфические черты, основные проблемы и тенденции.
  • Стратегия и политика управления персоналом компаний сферы ритейла.
    Понятия «стратегия управления человеческими ресурсами» и «политика управления человеческими ресурсами (кадровая политика)» организации. Общая стратегия организации и стратегия управления человеческими ресурсами: варианты взаимосвязи. Ос-новые этапы и особенности разработки стратегии управления человеческими ресурсами. Классификации стратегий управления человеческими ресурсами. Варианты стратегий управления человеческими ресурсами и особенности кадровых политик организаций сферы гостеприимства и туризма. Семинар 1. Разработка стратегии и политики управления человеческими ресурсами ритейловой компании (практическое задание – кейс). Работа в группах, подготовка и устная защита докладов-презентаций, групповая дискуссия.
  • Проектирование деятельности и планирование персонала
    Процедура планирования персонала. Кто в ритейловых компаниях отвечает за вопросы проектирования деятельности и планирования персонала? Основные этапы процесса планирования персонала. Требования к должности (Job Profile). Требования к должности в ритейловых организациях. Разработка требований к должности (должностная инструкция, модель рабочего места, профессиограмма, карта компетенций, профиль должности). Определение (расчет) численности персонала. Разработка планов мероприятий по удовлетворению потребности ритейловой компании в персонале. Семинар 2. Практическое задание «Разработка профилей должности для ритейловой компании». Должности выбираются студентами самостоятельно. Задание выполняется индивидуально или в группе (не более 2 человек). Презентация и обсуждение результатов (профилей должности).
  • Привлечение и адаптация персонала
    Источники привлечения персонала в ритейловые компании. Процедура отбора персонала: основные этапы. Отбор персонала в ритейловых компаниях. Заочное знакомство с кандидатом. Оформление анкетных данных. Анализ рекомендаций и опыта работы. Собеседование (интервью): основные виды, варианты и этапы проведения. Профессиональная оценка (испытания). Основные методы оценки профессионально важных качеств кандидатов. Assessment-Center. Принятие решения о приеме на работу. Оформление приема на работу. Испытательный срок. Понятие «адаптация персонала». Основные цели и задачи адаптации. Направления адаптации (первичная, вторичная). Профессиональная и социально-психологическая адаптация. Продолжительность адаптационного периода. Особенности адаптации различных категорий персонала. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации персонала. Кто в ритейловых компаниях занимается вопросами адаптации персонала? Документы, регламентирующие процесс адаптации персонала. Основные этапы адаптации персонала. Примеры программ адаптации (ориентации) персонала в ритейловых компаниях. Критерии оценки результатов адаптации. «Симптомы» психологической дезадаптации сотрудника. Разработка «Книги (справочника) сотрудника». Семинар 3. Практическое задание «Разработка процедуры отбора персонала для ритейловой компании». Задание выполняется на основании ранее разработанных профи-лей должности для ритейловых компаний (см. семинар 2). Задание выполняется индивидуально или в группе (не более 2 человек). Презентация и обсуждение результатов (процедур отбора). Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу». Семинар 4. Групповая дискуссия «Программы и проблемы адаптации персонала в ритейловых компаниях». Анализ мини-кейсов.
  • Мотивация и стимулирование персонала
    Понятия «трудовая мотивация» и «стимулирование». Новые подходы к мотивации и стимулированию персонала: мотивация 3.0. Типы мотивации сотрудников: типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова. Типы мотивации сотрудников в ритейловых компаниях. Основные формы стимулирования персонала. Особенности стимулирования сотрудников с разными типами трудовой мотивации. Разработка системы стимулирования персонала организации: основные требования. Структура компенсационного пакета организации: постоянная часть (должностной оклад), условно-постоянная часть (надбавки, доплаты), переменная часть (премии, бонусы, комиссионные). Депремирование. Социальный пакет. Социальные льготы и выплаты: гарантированные государством и предоставляемые организацией. Корпоративная социальная ответственность (Corporate Social Responsibility). Особенности стимулирования персонала и структура компенсационного пакета в ритейловых компаниях. Семинар 5. Ролевая игра «Диагностика типов трудовой мотивации сотрудников ритейловых компаний». Практическое задание «Разработка системы стимулирования для сотрудников ритейловых компаний» (выполняется на основе результатов ролевой игры).
  • Развитие персонала
    Подходы к развитию персонала: традиционный и современный. Современные концепции развития персонала: концепция обучающейся организации (Learning Organization Concept), корпоративный университет (Corporate University), управление знаниями (Knowledge Management), управление талантами (Talent Management). Основные направления развития персонала организации. Основные направления развития персонала в ритейловых компаниях. Виды наставничества. Сторителлинг. Модель непрерывного (систематического) обучения персонала. Методы обучения персонала в ритейловых компаниях. Подходы к управлению карьерой. Формирование кадрового резерва организации: понятие, основные цели. Структура кадрового резерва: стратегический резерв, оперативный резерв, резерв молодых специалистов (hi-po). Преемники и дублеры. Нетрадиционные подходы к развитию персонала: «FISH» философия, Sign spinning. Примеры программ развития персонала в ритейловых компаниях. Семинар 6. Анализ кейса «Построение системы обучения персонала в ритейловой компании». Работа в малых группах. Презентация и обсуждение результатов.
  • Система оценки персонала
    Понятие «оценка персонала». Место функции оценки персонала в системе управления человеческими ресурсами организации. Основные цели и формы оценки персонала. Кто проводит оценку персонала в ритейловых компаниях? Основные методы оценки персонала. Методы оценки персонала в ритейловых компаниях. Аттестация персонала. Виды аттестации. Процедура аттестации персонала: основные этапы и мероприятия. Принятие решений по итогам оценки и аттестации. Обратная связь по итогам оценки. Семинар 7. Практическое задание 1 «Анализ результатов оценки (аттестации) сотрудников ритейловых компаний». Практическое задание 2 «Разработка плана беседы (обратной связи) с сотрудниками по результатам оценки (аттестации)». Работа в малых группах. Презентация и обсуждение результатов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Эссе
    3-4 тыс. слов; отсутствие грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок; форматирование в соответствии с требованиями, предъявляемыми к письменным работам.
  • неблокирующий Решение кейса
  • неблокирующий Тест на знания
  • неблокирующий Специальное упражнение
  • неблокирующий Деловая игра
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Групповой проект
  • неблокирующий Тест на знания
  • неблокирующий Письменный зачет
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Орез = ОкрWкр + Од.з.Wд.з. + Оэкз.Wзач., где Wкр 0,3 Wд.з. 0,3 Wзач 0,4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • ГУРКОВ Игорь Борисович, & МОРГУНОВ Евгений Борисович. (2015). Практики управления человеческими ресурсами в российских подразделениях международных компаний в 2014 году. Организационная Психология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16026069
  • Практика управления человеческими ресурсами : учебник, Армстронг, М., Мордовина, С. К., 2005
  • Практика управления человеческими ресурсами : учебник, Армстронг, М., Мордовина, С. К., 2009
  • Розничный персонал от А до Я: Пособие / Бабковская В.Н. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2016. - 352 с.: ISBN 978-5-9729-0129-6

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Armstrong, M. (2016). Armstrong’s Handbook of Strategic Human Resource Management (Vol. Sixth edition). London, United Kingdom: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1193777
  • Kati, S. (2010). Retail Selling Skills (Vol. 1st ed). Mumbai [India]: Himalaya Publishing House. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=332344
  • Rudolph, T., Morschett, D., Schnedlitz, P., Schramm-Klein, H., & Swoboda, B. (2012). European Retail Research 2011, Volume 25 Issue II (Vol. 1st ed). Wiesbaden: Gabler Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1178366
  • Snowden, D. J., & Boone, M. E. (2007). A Leader’s Framework for Decision Making. (cover story). Harvard Business Review, 85(11), 68–76. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=27036324
  • Розанова Н. М. - КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 339с. - ISBN: 978-5-534-02854-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/korporativnoe-upravlenie-433451
  • Технологии командообразования : учеб. пособие для вузов, Жуков, Ю. М., Журавлев, А. В., 2008