• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поведенческая экономика

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса – ознакомить студентов с основными подходами и проблемами современной поведенческой экономики психологии как поля междисциплинарного взаимодействия экономистов и психологов, занимающихся исследованием человеческого поведения. Содержательная основа курса — результаты, полученные в когнитивной психологии, экономической теории и экспериментальном исследовании экономического принятия решений, вошедшие в арсенал современной науки о человеке в последние десятилетия. Программа состоит из 24 часов лекционных занятий (12 лекций) 36 часов семинарских занятий (18 семинаров) ов и практических занятий (экспериментов) - всего 60 контактных часов . Успешное освоение курса потребует также самостоятельной работы в виде чтения научной литературы и выполнения домашних работ. Предварительные требования к студентам:  владение английским языком;  знание основ математики в объеме стандартных курсов математического анализа и теории вероятностей;  знание основ когнитивной психологии и/или экономической теории (микроэкономика). Оценка Оценка за курс будет определяться следующим образом: Домашние задания – 30% Работа в классе, включая участие в экспериментах – 10% Итоговый экзамен - 60%
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • По итогам курса студенты должны ориентироваться в современной литературе по поведенческой экономике, экспериментальны методам, владеть основами теоретического и экспериментального подходов к анализу поведения, а также уметь анализировать реальное поведение людей в различных экономических ситуациях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Познать сущность поведенческой экономики, уметь сформулировать основные отличия этого течения от стандартной экономической теории, уметь вербализовать ключевые черты экономической психологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Генезис поведенческой экономики
    Введение в историю экономической мысли. Философские основания рационализма. Современное понимание рациональности: сущность, основные допущения. Полезность: феномен, кардиналистский и ординалистский подходы (Bentham), ожидаемая полезность. Предпочтения и убеждения. Психологические основания поведенсческой экономики (Вебер-Фехнер, гештальт, Левин). Экономическая психология (Katona, Tversky-Kahneman)
  • Тема 2. Рациональность
    Рационалистические основания (Elster, Tversky-Kahneman, Binmore). Концепции ограниченной рациональности (Simon). Экономический империализм (Беккер) Экономическое поведение и психология принятия решений.
  • Тема 3. Рациональность
    Экономическое поведение и психология принятия решений. Экономический образ мышления и психологическая модель человека: предпочтения, полезность и рациональность vs. восприятие, память и эмоции. Современная экономическая психология как синтез усилий экономистов и психологов
  • Тема 4. Предпочтения в условиях определенности и риска
    Представления предпочтений: модели принятия решений в экономике и психологии. Субстанциальная, ограниченная и экологическая рациональность. Принятие решений в условиях риска и неопределенности: теория ожидаемой полезности и ее экспериментальные проверки. Альтернатива: теория перспектив (Tversky-Kahneman). Функция ценности и функция вероятностных весов и их свойства. Эмпирические оценки и примеры
  • Тема 6. Алгоритмы и эвристики. Оценочные суждения. Принятие решений
    Алгоритмы и эвристики. Соотношение эффективности и диапазона применимости стратегий. Проблема алгоритмической неразрешимости. Неполнота теоретических систем. Принятие решений. Критерии психологической оценки принимаемых решений: а) точность отражения реальности, б) экономия когнитивных усилий, в) улучшение эмоционального состояния, г) повышение эффективности последующего действия. Психологические эффекты, наблюдающиеся при вынесении оценок (нереалистический оптимизм, иллюзия контроля, оправдание трудного решения, нисходящие и восходящие контрфакты и др.).
  • Тема 9. Человеческий капитал и метакапитал. Конструктивные и деструктивные стратегии управления развитием других субъектов – экономических агентов
    Человеческий капитал - запас знаний, умений, навыков и способностей, которые есть у каждого человека и которые он может использовать в производственных или потребительских целях. Человеческий метакапитал - знания, умения, компетенции по управлению человеческим капиталом других людей. Стратегии управления развитием человеческого капитала других субъектов – экономических агентов
  • Тема 10. Человеческий капитал и метакапитал. Конструктивные и деструктивные стратегии управления развитием других субъектов – экономических агентов
  • Тема 11. Поведенческая теория игр (базовая и поведенческая)
    Индивидуальное поведение и групповое взаимодействие, влияние и динамика. Интерактивное принятие решений: стратегическое поведение vs. модель ограниченной рациональности. Экспериментальная теория игр. Индивидуальные и групповые предпочтения: альтруизм, взаимообразность, справедливость, доверие, честность. Эксперименты
  • Тема 12. Поведенческая теория игр (базовая и поведенческая)
    Индивидуальное поведение и групповое взаимодействие, влияние и динамика. Интерактивное принятие решений: стратегическое поведение vs. модель ограниченной рациональности. Экспериментальная теория игр. Индивидуальные и групповые предпочтения: альтруизм, взаимообразность, справедливость, доверие, честность. Эксперименты
  • Тема 12. Групповые взаимодействия
    Общественное благо, социальные дилеммы, просоциальное и антиобщественное поведение и их измерение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Исследовательский проект
    Экзамен проводится без прокторинга в письменной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: должна иметься камера и микрофон. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться средствами коммуникации с другими студентами, пользоваться интернетом. Во время экзамена студентам разрешено: использовать собственные записи с лекций и семинаров. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отключение видеосвязи на время, менее, чем 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отключение видеосвязи на время, более, чем 10 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Итоговый экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Домашние задания + 0.2 * Исследовательский проект + 0.6 * Итоговый экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Angner, E. (2016). A Course in Behavioral Economics 2e (Vol. 2nd ed). Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1524094
  • Когнитивная психология : учебник для вузов, Блинникова, И. В., Воронин, А. Н., 2002
  • Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канеман, Д., Словик, П., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Altman, M. (2006). Handbook of Contemporary Behavioral Economics : Foundations and Developments. Armonk, N.Y.: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=199767
  • Camerer, C., Loewenstein, G., & Rabin, M. (2004). Advances in Behavioral Economics. New York: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=329745