• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Индивидуальное психологическое консультирование

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели


Ефимова Лидия Сергеевна

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.03.01 – психология, уровень бакалавра, является базовой дисциплиной подготовки по образовательной программе «Психология» департамента психологии НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История психологии», «Психология деятельности и способностей», «Психология личности и индивидуальных различий», «Психология эмоций и мотивации». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Навыки психолога-консультанта», «Основные подходы в психологическом консультировании», «Подбор, оценка персонала».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Основы психологического консультирования» являются: - понимание студентами истории становления психотерапевтической теории и практики, основных предпосылок возникновения практики психологического консультирования, этики психолога-консультанта, а также природы консультационного отношения, динамики консультационного процесса и основных проблем, возникающих в деятельности самого психолога-консультанта; - рефлексия студентами ключевых тем и проблем теории и практики психологического консультирования; - практическое освоение студентами базовых навыков психолога-консультанта.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает и определяет специфику психологического консультирования как отрасли практической психологии
  • Понимает и определяет внепсихологические (социальные) и внутрипсихологические факторы развития психологического консультирования
  • Понимает и определяет основания сходства и различия психологического консультирования и психотерапии
  • Понимает предпосылки психологического консультирования, возникшие в рамках психоанализа
  • Понимает предпосылки психологического консультирования, возникшие в рамках аналитической психологии
  • Понимает предпосылки психологического консультирования, возникшие в рамках индивидуальной психологии
  • Понимает предпосылки психологического консультирования, возникшие в рамках дазайн-анализа
  • Понимает обстоятельства возникновения психологического консультирования как специфической психологической практики межличностного помогающего взаимодействия
  • Понимает основные направления развития психологического консультирования в рамках человекоцентрированного подхода
  • Понимает и определяет взаимосвязь психологического консультирования и психотерапии. Представляет основные тенденции в развитии данных помогающих профессий
  • Понимает и определяет основные стадии и этапы психологического консультирования как процесса
  • Знает и различает основные виды психологического консультирования, его стратегические и тактические составляющие
  • Различает основные направления консультационной психологической работы. Способен проводить соответствющий анализ из различных позиций участников консультационного взаимодействия
  • Способен реализовать и анализировать основные этапы первичного приема в работе психолога-консультанта
  • Способен к рефлексии позитивных и негативных моментов собственной консультационной работы с клиентом
  • Способен к рефлексии собственного личного и профессионального опыта, полученного в рамках практических занятий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предметная область психологического консультирования.
    Цели курса. Теоретическая рефлексия психологического консультирования. Варианты описания психологического консультирования. Психологическое консультирование и практика консультирования. Психологическое консультирование и психологическая наука. Исходные определения психологического консультирования. Плюрализм видов психологического консультирования. Основания классификации видов психологического консультирования.
  • Тема 2. Факторы развития психологического консультирования.
    Социальные факторы развития психологического консультирования (демократизация, дифференциация, проблемогенность, вестернизация социальной жизни; нарастающая неэффективность традиционных институтов социализации; недостаточность законодательной базы). Психологические факторы развития психологического консультирования (интеграция мировой психологии; развитие практической психологии; гуманизация психологии; развитие психокультуры).
  • Тема 3. Психологическое консультирование и психотерапия
    Психологическое консультирование и психотерапия: элементы тождества (характер и предмет работы). Психологическое консультирование и психотерапия: элементы различия (клиентура, продолжительность, средства, характер запроса, эффекты, характер профессиональной подготовки). Относительность различий. Современные тенденции в отношениях между психологическим консультированием и психотерапией. Психологическое консультирование как преамбула психотерапии.
  • Тема 4. Предпосылки психологического консультирования в психоанализе (З.Фрейд).
    Психоанализ как первая вневрачебная форма психотерапии. Структура психотерапевтической системы. Эволюция теории, техники и практики в психоанализе. Делегирование свободы пациенту – психоаналитическая предпосылка психологического консультирования. Основные тенденции в развитии фрейдизма. Специфика психоаналитической ориентации в психологическом консультировании. Модели консультанта и консультируемого в психоаналитическом консультировании. Основные тенденции в развитии современного психоанализа.
  • Тема 6. Предпосылки психологического консультирования в индивидуальной психологии и психотерапии (А.Адлер).
    Эволюция индивидуальной психологии. Индивидуальная психология и психоанализ: элементы различия (теория и практика) и тождества (техника). Делегирование ответственности пациенту – аналитическая предпосылка психологического консультирования. Специфика адлерианской ориентации в психологическом консультировании. Модели консультанта и консультируемого в адлерианском консультировании. Основные тенденции в развитии современной индивидуальной психологии.
  • Тема 5. Предпосылки психологического консультирования в аналитической психологии и психотерапии (К.Юнг).
    Эволюция аналитической психологии. Аналитическая психология и психоанализ: элементы различия (теория и практика) и тождества (техника). Делегирование позитивности пациенту – аналитическая предпосылка психологического консультирования. Специфика аналитической ориентации в психологическом консультировании. Модели консультанта и консультируемого в аналитическом консультировании. Основные тенденции в развитии современной аналитической психологии
  • Тема 7. Предпосылки психологического консультирования в экзистенциальной психологии и психотерапии (Л.Бинсвангер).
    Эволюция экзистенциальной психологии. Экзистенциальная психология и психоанализ: элементы различия (теория и практика) и тождества (техника). Эволюция феноменологического метода. Интуитивная детехнизация – экзистенциальная предпосылка психологического консультирования. Специфика экзистенциальной ориентации в психологическом консультировании. Случай Эллен Вест. Модели консультанта и консультируемого в экзистенциальном консультировании. Основные тенденции в развитии современной экзистенциальной психологии.
  • Тема 8. Возникновение психологического консультирования (Р.Мэй)
    Эволюция системы психотерапии-консультирования Р.Мэя. Оппозиция фрейдизму. Отношение к экзистенциализму. Характер теоретизирования. Невостребованность психоаналитической теории и техники. Вынужденный акцент на практической составляющей деятельности психолога-психотерапевта. Возникновение психологического консультирования. Основные принципы и правила психологического консультирования. Требования к психологу-консультанту.
  • Тема 9. Развитие психологического консультирования (К.Роджерс).
    Эволюция системы психотерапии-консультирования К.Роджерса. Основные особенности человекоцентрированной системы психотерапии-консультирования. Инновационный характер теории, техники и практики в роджерианстве. Изучение практики психотерапии-консультирования. Необходимые и достаточные условия позитивных личностных изменений. Процесс психотерапии-консультирования. Различение психологического консультирования и психотерапии по Роджерсу. Основные эффекты психотерапии-консультирования.
  • Тема 10. Основные тенденции в развитии психологического консультирования.
    Соотношение траекторий развития систем консультирования-психотерапии. Основные тенденции в развитии психотерапии-консультирования (эгалитарность, самоощущение, самопонимание, самоисследование, самоактивность, нормальность, личностный рост, метапрактичность).
  • Тема 11. Стадии и этапы психологического консультирования.
    Основные стадии процесса консультирования: запись, первичный прием, процесс консультирования, завершение консультирования. Этапы первичного приема: очное знакомство, начало беседы, формулирование исходного запроса, экспозиция проблемного поля, фокусировка, смена языка клиентом, завершение беседы, прощание. Формы эволюции психологического консультирования.
  • Тема 12. Стратегия, тактика, техника и основные виды психологического консультирования.
    Коррекционная и трансформационная стратегии психологического консультирования. Тактика консультирования – контактирование. Уровни психологического контакта: поведенческий, эмоциональный и семантический. Динамика уровней психологического контакта. Типичные проявления клиента и психолога-консультанта на разных уровнях контактирования. Техника консультативной беседы. Зоны работы психолога-консультанта и ее эффективность. Контактное психологическое консультирование. Дистантные виды психологического консультирования: телефонное консультирование и Интернет-консультирование.
  • Тема 13. Инсценирование консультационных сессий.
    Инсценирование консультационных сессий в рамках психоаналитического, экзистенциального и гуманистического направлений. Стенограммы сессий М.Балинта, А.Лэнгле, К.Роджерса. Обсуждение работы психологов-консультантов (психотерапевтов) с позиций клиента, консультанта, наблюдателя.
  • Тема 14. Практика первичного приема.
    Работа в триадах: консультант – клиент – наблюдатель. Обсуждение работы с позиций клиента, консультанта, наблюдателя в триаде по окончании работы. Обсуждение работы в группах клиентов, консультантов, наблюдателей. Выявление позитивных и негативных моментов работы. Презентация отчетов групп клиентов, консультантов и наблюдателей для всех участников практикума.
  • Тема 15. Практика вторичного приема.
    Работа в триадах: консультант – клиент – наблюдатель. Обсуждение работы с позиций клиента, консультанта, наблюдателя в триаде по окончании работы. Обсуждение работы в группах клиентов, консультантов, наблюдателей. Выявление позитивных и негативных моментов работы. Сопоставление опыта первой и второй беседы с клиентом. Презентация отчетов групп клиентов, консультантов и наблюдателей для всех участников практикума.
  • Тема 16. Итоговое обсуждение практики психологического консультирования.
    Неструктурированная групповая дискуссия участников практикума. Обсуждение личного и профессионального опыта, полученного в рамках практических занятий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий посещение
  • неблокирующий выступление на семинарах
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме через google-формы, ссылка на форму будет прислана на корпоративную почту студента 23.06 в промежутке с 13:55 до 14:05, также она будет размещена в lms на странице дисциплины. К экзамену необходимо приступить согласно расписанию 23.06 в 14.00. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие браузера (Safari, Google Chrome или другой), доступа к почте или LMS, чтобы открыть ссылку. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно расписанию, открыть ссылку из письма в корпоративной почте или LMS, сообщить преподавателю, если есть проблемы с открытием ссылки. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться конспектами и подсказками, общаться и совещаться с другими людьми. После ответа на вопросы экзамена (43 вопроса) студент обязан нажать кнопку «Отправить» и дождаться подтверждения, что ответ записан.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * выступление на семинарах + 0.25 * домашнее задание + 0.25 * посещение + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Колесникова, Г.И. Психологическое консультирование. Стандарт третьего поколения : учебное пособие / Г.И. Колесникова. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 240 с. - ISBN 978-5-4461-0523-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055314 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055314
  • Соколова Е. Т. - ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 359с. - ISBN: 978-5-534-05416-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoterapiya-437422

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кашапов М. М. - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 157с. - ISBN: 978-5-534-06554-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskoe-konsultirovanie-437154
  • Решетников М. М. - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 97с. - ISBN: 978-5-534-05664-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskoe-konsultirovanie-sluchai-iz-praktiki-441484