• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология мышления

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматриваются функции и специфические особенности мышления по сравнению с другими познавательными процессами, основные подходы к изучению мышления, методология и методы, используемые в исследованиях психологии мышления, основные результаты и выводы, полученные в этих исследованиях. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс имеет теоретическое общедисциплинарное, а также конкретное прикладное значение.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Психология мышления» является формирование у студентов: знаний о предмете психологии мышления, основных направлениях ее изучения, возможностях практического приложения данных и выводов, полученных в исследованиях мышления. Особое внимание в курсе уделено психологии решения комплексных проблем: систем взаимосвязанных проблем, относящихся сразу ко многим областям, которые ранее в такую систему не объединялись и требующих для своего решения комплекса различных способностей: познавательных, личностных, эмоциональных, социальных (связанных с пониманием и учетом намерений и действий множества людей).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • -студент должен знать определение мышления и специфику мышления как познавательного процесса; - студент должен владеть различением видов, операций и процессов мышления
  • - студент должен знать теории мышления, представленные в курсе - студент должен уметь различать исследования, сделанные в рамках той или иной теории мышления.
  • - студент должен знать основные подходы к сопоставлению и анализу исследовательского поведения, интеллекта, креативности; - студент должен уметь различать исследования, сделанные в рамках того или иного подхода к интеллекту, креативности, исследовательскому поведению.
  • - студент должен знать различия между алгоритмами и эвристиками, критерии психологической оценки принимаемых решений, психологические эффекты, наблюдающиеся при вынесении оценок; - студент должен уметь применять критерии психологической оценки принимаемых решений в различных ситуациях.
  • - студент должен знать характеристики комплексных проблем - студент должен уметь анализировать комплексные проблемы по выделенным критериям.
  • - студент должен знать характеристики зон развития в условиях разных социальных взаимодействий; - студент должен уметь анализировать ситуации помощи и противодействия интеллектуальной и творческой деятельности.
  • - студент должен знать концепции связи мышления и речи; - студент должен уметь различать функции и виды речи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие о мышлении. Виды, операции и процессы мышления
    Понятие о мышлении. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах, связях и отношениях. Специфика мышления по сравнению с непосредственным чувственным отражением. Связь мышления с решением задач, его нацеленность на открытие нового знания. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Мышление как деятельность. Виды, операции и процессы мышления. Теоретическое и практическое мышление, их подвиды; понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Логические операции мышления: индукция, дедукция, сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Основные формы и процессы мышления: суждение, понятие, умозаключение.
  • Тема 2. Теории мышления, их типы
    Теории мышления, их типы. Ассоциативная теория мышления. Логическая теория мышления, включающая операции анализа, обобщения, сравнения и классификации. Мышление как созерцание, решение задач и рефлексия. Взгляды на мышление в бихевиоризме и в гештальтпсихологии. Деятельностная теория мышления. Методы изучения мышления.
  • Тема 3. Исследовательское поведение, интеллект, креативность
    Проблема способности к творчеству. Отношения между интеллектом, творчеством и исследовательским поведением. Творческая личность и ее жизненный путь. Развитие творческих способностей. Психогенетика интеллекта и креативности.
  • Тема 4. Алгоритмы и эвристики. Оценочные суждения. Принятие решений
    Алгоритмы и эвристики. Соотношение эффективности и диапазона применимости стратегий. Проблема алгоритмической неразрешимости. Неполнота теоретических систем. Теорема Гёделя о неполноте. Принятие решений. Критерии психологической оценки принимаемых решений: а) точность отражения реальности, б) экономия когнитивных усилий, в) улучшение эмоционального состояния, г) повышение эффективности последующего действия. Психологические эффекты, наблюдающиеся при вынесении оценок (нереалистический оптимизм, иллюзия контроля, оправдание трудного решения, нисходящие и восходящие контрфакты и др.). Теория перспектив (Д.Канеман, А.Тверски).
  • Тема 5. Решение комплексных проблем и системное мышление
    Противопоставление двух подходов: "принятие решений" (decision making) и "решение проблем" (problem solving). Понятие комплексной проблемы как открытой системы взаимосвязанных задач, относящихся сразу ко многим областям, которые ранее в такую систему не объединялись. Способности к решению комплексных проблем (complex problem solving): познавательные способности, личностные, эмоциональные, социальные (связанные с пониманием и учетом намерений и действий множества людей - партнеров, союзников и противников). Системное ("сетевое") мышление.
  • Тема 6. Помощь и противодействие интеллектуальной и творческой деятельности
    Помощь и противодействие как два типа детерминации приобретения опыта, обучения и развития. Зоны развития в условиях разных социальных взаимодействий. Противоречивость социального контекста развития исследовательского поведения, интеллекта и творчества. Способности к исследовательскому поведению и решению комплексных задач как человеческий капитал и потенциал. Управление развитием исследовательского и творческого потенциала как комплексная задача.
  • Тема 7. Мышление, общение и речь
    Мышление в структуре воздействия на другого человека. Мышление в структуре межличностного познания. Совместная мыслительная деятельность. Речь. Различие генетических корней мышления и речи и неразрывность связи между мышлением и речью у человека. Дискуссия о врожденной способности к усвоению речи у человека. Гипотеза Уорфа-Сепира и ее эмпирические проверки. Виды речи. Представление о внутренней речи, ее значение, структура и функции в работе интеллекта и общении.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа (тест)
    Пример задания письменного теста: "Особенностями наглядно-действенного мышления являются - ..." (4 варианта ответа, выбрать один).
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Оценка за текущий контроль выставляется по следующей формуле, где: Оконтрольная.работа – оценка, полученная студентом за контрольную работу: Отекущий = Оконтрольная работа. Опромежуточная аттестация = Оауд+ Осам. работа + Отекущ * 0,2. Оценка по дисциплине рассчитывается по следующей нелинейной формуле. 1. Если до экзамена Опромежуточная аттестация >= 8, то эта оценка, по желанию студента, может быть выставлена как окончательная без сдачи экзамена. Тогда Оокончательная = Опромежуточная аттестация. 2. Если до экзамена Опромежуточная аттестация < 8, то студент сдает экзамен, за которую получает оценку О экзамен = О экзаменационный тест. Тогда Оокончательная = 0,7* Опромежуточная аттестация + 0,3*Оэкзамен.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Когнитивная психология : учебник для вузов, Блинникова, И. В., Воронин, А. Н., 2002
  • Поддьяков, А. (2012). Матрицы Игр Человеческого Метакапитала: Игры На Повышение И Понижение Столяров, Грабителей И Профессоров. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.72561F1
  • Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канеман, Д., Словик, П., 2005
  • Психология мышления : учеб. пособие для вузов, Тихомиров, О. К., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • What do Tests of Intelligence and Creativity Show? ; Что выявляют тесты интеллекта и креативности? (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.98671715
  • Богоявленская, Д. (2004). Что Выявляют Тесты Интеллекта И Креативности? Психология. Журнал Высшей Школы Экономики, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15693995
  • Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт, Поддьяков, А. Н., 2006
  • Поддьяков, А. (2004). Противодействие Обучению Конкурента И «Троянское» Обучение В Экономическом Поведении. Психология. Журнал Высшей Школы Экономики, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15694007