• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психологическая помощь детям и родителям

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Антонова Анна Валерьевна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на подготовку ознакомление студентов с основными видами деятельности психолога, работающего с детьми и их родителями (официальными представителями и иными специалистами), а также на ознакомление с методиками взаимодействия с детьми разного возраста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Психологическая помощь детям и родителям» является формирование профессиональных навыков, необходимых для оказания психологом помощи детям любого возраста и их родителям, а также иным взрослым, взаимодействующим с детьми
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимание специфики работы психолога с детьми и родителями
  • умение подобрать подходящие (адекватные) ситуации виды помощи
  • Студент должен продемонстрировать умение подобрать инструментарий, использовать его в соответствии с целями и задачами психологического воздействия, умение анализировать процесс и результаты проведенной работы, а также навык организации обратной связи
  • Студент должен продемонстрировать умение подобрать инструментарий, использовать его в соответствии с целями и задачами психологического воздействия, умение анализировать процесс и результаты проведенной работы, а также навык организации обратной связи.
  • знание основных маркеров физического и психологического насилия; знание алгоритма действия психолога в кризисной ситуации
  • понимание особенностей работы педагога-психолога
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфика работы с детьми и родителями
    Семья как система. Требования профессиональной этики и психологической безопасности при работе с клиентами. Трудности, с которыми может столкнуться молодой специалист. Определение необходимости участия врачей, психотерапевтов, психологов-консультантов и других помогающих специалистов в работе с клиентом.

  • Виды помощи
    Определение основных видов и направлений психологической помощи детям и родителям (консультирование и психотерапия, психодиагностика, психокоррекция, тренинговые и развивающие занятия, психо-профилактика)
  • Психологическая работа с детьми разного возраста и их родителями
    Особенности оказания психологической помощи семье с детьми разных возрастных групп.
  • Психодиагностика при работе с детьми и родителями
    Основания для использования психодиагностических методов при оказании психологической помощи детям и родителям. Типология методик диагностики детско-родительских отношений. Другие методики для детей и взрослых.
  • Помощь детям и родителям в кризисных ситуациях
    Помощь семье при суицидальном риске. Помощь семье группы риска и попавшей в тяжелую жизненную ситуацию.
  • Помощь детям и родителям в образовательном учреждении
    Особенности и специфика работы психолога в образовательном учреждении. Образовательная политика. Модель работы педагога-психолога в ОУ. Содержание работы педагога-психолога. Нормативная документация. Родительский клуб и дистанционная работа с детьми и подростками.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная активность
    Критерии оценивания активности на занятии варьируются от 0 до 1 баллов: 0 баллов – не посетил занятие; 0,5 баллов – посетил занятие, однако не был включен в работу/задал один вопрос; 1 балл – высокая активность;
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Домашнее задание 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Аудиторная активность + 0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Домашнее задание 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • БАЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2016). Психология безопасности: теоретическая основа помощи в экстремальной ситуации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89088E9A
  • Венгер А. Л., Морозова Е. И. - КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 312с. - ISBN: 978-5-534-03304-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/klinicheskaya-psihologiya-razvitiya-437534
  • Грецов, А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание : практическое руководство / А. Грецов. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — 416 с. - ISBN 978-5-459-00887-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055395 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055395
  • ДУБРОВИНА И.В. (2014). Психологическая Культура Родителей Как Участников Образовательного Процесса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87461CC9
  • Забродин, Ю., & Рубцов, В. (2012). Новая Школа И Проблемы Психолого-Педагогического Образования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45C6E406
  • Ковров Владимир Викентьевич, & Kovrov Vladinir Vikentievich. (2015). Психологические и педагогические критерии и показатели агрессии и насилия в межличностном взаимодействии подростков. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.83DEDD4
  • Ковров Владимир Викентьевич, & Kovrov Vladinir Vikentievich. (2015). Угрозы и риски агрессии и насилия в межличностном взаимодействии подростков: социально-психологический аспект. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E15E48E1
  • Ковров, В. (2012). Психологическая Безопасность Детей, Находящихся В Трудной Жизненной Ситуации В Образовательной Среде Школы: Опыт Эмпирического Исследования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DCC3C479
  • Хухлаева О. В. - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАНИИ. ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 353с. - ISBN: 978-5-534-06780-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskaya-sluzhba-v-obrazovanii-shkolnyy-psiholog-441144
  • Шойгу, Ю. С., & Филиппова, М. В. (2015). Этические Аспекты Экстренной Психологической Помощи Представителям Разных Культур. Moscow University Psychology Bulletin, (3), 108–116. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117146671

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Донцов А. И., Зинченко Ю. П., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 222с. - ISBN: 978-5-534-09996-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-429117
  • Дубровина И. В. - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ШКОЛЬНИКОВ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 140с. - ISBN: 978-5-534-09864-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskoe-blagopoluchie-shkolnikov-438917
  • ДУБРОВИНА И.В. (2012). Индивидуальный Подход К Ребенку В Контексте Реализации Ресурса Его Творческого Потенциала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8E633B8
  • ПРОХОРОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2008). Методические Рекомендации К Составлению Рабочего Графика Педагога-Психолога Дошкольного Учреждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.70FAED31
  • Смирнова Е.О. - Детская психология (для бакалавров). Учебник - КноРус - 2019 - 279с. - ISBN: 978-5-406-06504-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929971
  • Филиппова, М. В. (2015). Культурно-Этническая Принадлежность Как Фактор Регуляции Поведения Пострадавших В Чрезвычайных Ситуациях. Moscow University Psychology Bulletin, (2), 128–133. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117129284